Если говорить о кинематографической стороне V кинофестиваля имени Валентины Леонтьевой «От всей души», то он был самым представительным и профессиональным. Состав его участников, и демонстрировавшиеся фильмы, говорят, что он, похоже, закрепился в линейке российских кинофестивалей как праздник российского кино, отстаивающего нравственные ценности, а также европейского, еще исповедующего эти ценности. Вообще, тема Ульяновского фестиваля – для семейного просмотра – очень трудная, она не очень «фестивальная» в обычном понимании, не выигрышная в глазах массового зрителя. И поэтому «От всей души», видимо, всегда будет отдавать дань тематике и духу обычного фестивального кино, хорошо бы в его лучших, добрых проявлениях.

О главном. На этот раз фильм-победитель «Все ушли» Георгия Параджанова соответствует духу и теме фестиваля – он рассказывает о жизни и семье, но взрослой, это фильм для солидной, и даже философствующей аудитории. Хотя… и семьи сегодня часто бывают только из взрослых.

У Параджанова сильны экзистенциальные мотивы, вырывающиеся из глубин подсознания, его фильмы – размышление над бытовыми сюжетами, зарисовки с натуры – «поэзия кино», – так определяет свое творчество сам Параджанов. Поэтому для зрителя, привыкшему е сюжетному, жанровому фильму, это несколько непривычно. Но бытовые и социальные картины, сменяющие друг друга у Параджанова – это и есть наша жизнь…

Фильм «Все ушли» напоминает, что все мы уйдем, в свой срок, и помогает нам в пути сохранить здравие физическое и душевное, как сказал об этом в заключительном слове режиссер. По-моему, это первый главный приз кинофестиваля у фильма «Все ушли», и жюри не ошиблось со своим выбором, связав его с Ульяновском.

Другим кинематографическим событием фестиваля стала всероссийская премьера фильма Егора Кончаловского «Возвращение в «А». Он представляет собой именно жанровое, остросюжетное фестивальное кино, которое сам режиссер назвал «русским», то есть больше психологическим, чем авантюрным, а поэтому не коммерческим. Однако фильм имел успех у нашего зрителя, и, можно надеяться, с Ульяновска начнется успех «Возвращения…» и в российском прокате. Все предпосылки для этого у него, на мой взгляд, есть. Тем более что в фильме сильны мотивы балабановского «Брата». «Прощай, брат!» – говорит Марат своему погибшему другу Андрею в конце фильма, но для нас это звучит как «Здравствуй!», ведь один брат еще жив…

Некоторые критики сравнивают Ульяновский кинофестиваль, весьма молодой, с Каннским, Венецианским и другими подобными, и находят несоответствия, и сокрушаются – опять выпадаем из европейского стандарта: жюри не так награды присуждает, не по тем критериям – а надо бы, как в Европе?

Вот этого – не надо, не надо нам глобальных стандартов, тем более от фестивалей, заявляющих ценности совсем не семейные, а порой и антисемейные. И вообще, Ульяновск – на границе Европы и Азии, а не на средиземноморском побережье, почувствуйте разницу!