Правительство России намерено увеличить объемы госзаказа для филиала ПАО «Ил» — «Авиастар» в Ульяновске, сообщил вице-премьер Юрий Борисов. Правда, пока на заводе не удалось достичь даже ранее запланированных темпов выпуска воздушных судов.

В текущих обязательствах предприятия перед гособоронзаказом значатся 12 самолетов в год. Нарастить темпы предполагалось с вводом новой поточной линии. Но пока не удалось преодолеть даже планку в пять самолетов в год. А под санкциями требуется увеличить выпуск еще в полтора раза от взятых обязательств —18 грузовых самолетов Ил-76МД-90А в год.

Сказано-делайте
В минувшую среду заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов обсудил с руководством завода и региона дальнейшее развитие предприятия.

— Сегодня грузовые перевозки имеют особое значение. Стоимость перевозки одного груза в условиях пандемии многократно выросла, спрос на авиационные перевозки резко возрос. Конечно, у завода «Авиастар» открываются серьезные возможности. Мы обсудили с губернатором Алексеем Русских и руководством предприятия вопрос кратного увеличения выпуска самолетов Ил-76МД-90А, — сказал вице-премьер.

По словам Юрия Борисова, планируется существенно нарастить выпуск и довести его до 18 самолетов в год. Задачу он назвал очень амбициозной. Для этого, по словам вице-премьера, потребуются усилия не только самого завода, но и практически всей кооперационной цепочки, которая находится на предприятиях Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и на предприятиях Ростеха.

В среду же власти региона подписали соглашение с ОАК. По словам Алексея Русских, оно поможет обеспечить приток кадров на «Авиастар» и создать для сотрудников комфортную среду жизни.

Регион со своей стороны обязался создать условия для приобретения работниками «Авиастара» нового благоустроенного жилья в микрорайоне авиастроителей. Также в планах обустройство микрорайона, развитие его инфраструктуры и транспортной доступности.
Другой вопрос — обучение специалистов. В Ульяновской области работает Межрегиональный центр компетенций на базе авиационного колледжа. Его необходимо развивать.

В свою очередь, ОАК обязалась обеспечить стабильную загрузку предприятия заказами, увеличение производственной программы, создание новых рабочих мест, рост и поддержание уровня заработной платы выше, чем в среднем по региону. А также социальные льготы и гарантии сотрудникам предприятия.

— «Авиастар» обеспечен заказами по линии военно-транспортной авиации и должен увеличить темпы выпуска самолетов. Для этого потребуется привлечение новых работников. До конца 2022 года мы планируем принять около полутора тысяч производственных рабочих. Мы понимаем, что должны выглядеть достойно как работодатель с точки зрения уровня оплаты труда и социальных условий. Мы уже приняли меры и по итогам прошлого года подняли среднюю зарплату на заводе на 30 процентов, а по некоторым категориям, в основном производственникам, до 40 процентов. В этом году сохраним тенденцию к росту, — отметил генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь.

Итак, не достигнув ранее заявленных амбициозных целей, Ульяновский авиазавод и руководство региона берут на себя еще более амбициозные задачи.

Не только Илы
Впрочем, от «Авиастара» теперь, возможно, потребуют радикальных сдвигов не только в темпах выпуска «грузовика» Ил-76МД-90А или топливозаправщика Ил-78М-90А. До недавнего времени здесь выпускали среднемагистральные пассажирские Ту-204. Теперь их производство осуществляется лишь эпизодически, под заказ. За последние годы была изготовлена парочка машин для Почты России и одно воздушное судно для доставки космонавтов на Байконур.

Теперь глава Ростеха Сергей Чемезов призвал изучить возможность возобновления серийного выпуска среднемагистральных самолетов Ту-204/214 и дальнемагистральных самолетов Ил-96. Ту-204 может производиться на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, а его модификация — Ту-214—на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани.

— В условиях серьезных ограничений по эксплуатации гражданских самолетов иностранного производства масштабные, задачи стоят перед отечественной авиационной промышленностью. Причем решать их необходимо в очень жесткие сроки, — приводит цитату Сергея Чемезова «Коммерсантъ».

По словам главы Ростеха, это касается и расширения производства существующих самолетов, и возможного возобновления серийного выпуска среднемагистральных Ту-204/214, а также российского широкофюзеляжного лайнера Ил-96.

Еще Сергей Чемезов сказал о мерах к развертыванию масштабного серийного производства новых импортозамещенных авиалайнеров SSJ-new и МС-21. Ульяновский «Авиастар» также плотно задействован в кооперации по этим проектам.

И на всех направлениях теперь необходимо ускориться, нарастить темпы и объемы. Недавно губернатор региона Алексей Русских сказал, что в нынешних санкционных условиях отечественное гражданское авиастроение получило «волшебный пинок». Придется на деле проверить магическую силу этого метода.


В ближайшее время график работы «Авиастара» должен стать очень напряженным. Фото Дмитрия Рязанова с сайта russianplanes.net