Вчера экспертный совет по портовым особым экономическим зонам (ПОЭЗ) одобрил бизнес-планы трех “авиационных” резидентов Ульяновской ПОЭЗ. В их число входят компания “Волга-Днепр Техникс Ульяновск”, авиазавод “Витязь”, а также ООО “ФЛ Техникс Ульяновск”.
“Самым неинтересным” выглядит первый резидент. Это техническое подразделение крупнейшего российского грузового авиаперевозчика – компании “Волга-Днепр” (ВД). Планы авиакомпании вполне логичны. Она нуждается в техническом обслуживании, ремонте и модернизации собственных и “сторонних” воздушных судов, а также самолетных двигателей и других комплектующих. Авиационно-техническая база (АТБ) компании “Волга-Днепр” еще пятнадцать лет назад получила сертификат на выполнение технического обслуживания нескольких типов самолетов, включая Ан-124 и Ил-76, которые являются основными для авиакомпании. В 2008 году на базе АТБ была образована компания “Волга-Днепр Техникс Ульяновск”. Статус резидента ПОЭЗ позволит ей минимизировать издержки при выполнении технического обслуживания и ремонта воздушных судов, включая грузовые версии Boeing 747.
На российский рынок авиаремонта выходят литовцы
Авиационный завод “Витязь” предназначен для сборки небольших (20 мест) турбовинтовых самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400. Проблемы региональной авиации в России, включая и этот проект, заслуживают отдельного разговора. Поэтому перейдем к третьему резиденту Ульяновской ПОЭЗ.
Интересно, что еще в марте текущего года Наблюдательный совет ПОЭЗ рассматривал в качестве “номера 3” совсем другого кандидата – НПК “Иркут”. В какой момент, и по каким причинам иркутские авиастроители выбыли из этого списка, непонятно. Можно предположить, что на это повлияла смена руководства в Объединенной авиастроительной компании (ОАК). Однако, как известно, свято место пусто не бывает. Вместо “Иркута” третьим кандидатом в резиденты стало ООО “ФЛ Техникс Ульяновск”. Планами компании предусмотрено создание на территории аэропорта “Восточный” центра технического обслуживания воздушных судов, включая самолеты Boeing и Airbus.
Емкость российского рынка авиаремонта оценивается от полумиллиарда до 700-800 миллионов долларов в год. Между тем, сейчас “дома” выполняется не более трети ремонтных работ. Это подвигло крупных российских авиаперевозчиков на реорганизацию своих ремонтных подразделений с созданием на их базе отдельных юридических лиц. Например, компания S7 (бывшая “Сибирь”) намерена объединить принадлежащие ей S7 Engineering, “Сибирь Техник” и “Домодедово Текник” в единое авиаремонтное предприятие. “Аэрофлот” может пойти другим путем и создать совместное предприятие с мировым лидером ремонтной отрасли – компанией Lufthansa Technik.
Однако российский рынок привлекателен не только для отечественных компаний. “ФЛ Техникс Ульяновск” является дочерней компанией FL Techniks – одним из крупнейших поставщиков услуг по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) авиационной техники в Восточной Европе и странах СНГ. FL Techniks базируется в Вильнюсе и входит в состав достаточно мощной группы Avia Solutions. Помимо ТОиР, группа занимается обучением летного и технического состава, чартерными авиаперевозками, а также выступает в роли бизнес-консультанта.
В настоящее время FL Techniks обладает неплохим набором сертификатов EASA (European Aviation Safety Agency – Европейского агентства по авиационной безопасности). Эти документы позволяют выполнять ТОиР самолетов семейства Airbus А320, Boeing 737 (версий Classic и NG) и 757, а также ATR 42/72, CRJ 100/200, EMB 145, Fokker 50 и SAAB 2000/340. Нетрудно видеть, что в этом перечне подавляющее большинство самолетов либо уже активно эксплуатируется российскими авиакомпаниями, либо может быть закуплено в ближайшее время. Помимо самолетов, FL Techniks может ремонтировать и обслуживать широкую линейку современных авиадвигателей.
При этом FL Technics не чурается “нетрадиционных” методов, которые позволяют снизить себестоимость выполняемых работ. Например, недавно компания приобрела у AirAsia семь самолетов Boeing 737-300. После разборки в Малайзии агрегаты этих машин будут доставлены в Вильнюс, пройдут ремонт, и в дальнейшем послужат в качестве запасных частей.
Наличие сертификатов и отлаженных бизнес-процессов позволяет FL Techniks чувствовать себя достаточно уверенно. В число ее корпоративных клиентов входит не только airBaltic (что неудивительно), но и Wizz Air – популярный в центральной и Восточной Европе лоу-костер. Однако вряд ли FL Technics в Ульяновской ПОЭЗ будет чувствовать себя совсем уж комфортно. С весьма высокой степенью вероятности можно предположить, что компания столкнется с кадровыми проблемами. Помимо трех новоявленных резидентов особой зоны, в городе базируется компания “Волга-Днепр”, здесь также расположен завод “Авиастар”, в настоящее время выпускающий самолеты семейства Ту-204 и готовящийся к началу производства транспортного самолета Ил-476. Существуют и мелкие компании, отпочковавшиеся от завода.
Все эти организации нуждаются в квалифицированных специалистах, а их число за “период безвременья” в нашем авиапроме заметно уменьшилось. Так что в ближайшем будущем в Ульяновске наверняка разразятся “кадровые войны”, подобные тем, что шли и идут в российских автомобильных кластерах.
Приход в Россию литовских авиаремонтников идет на фоне продолжающегося развала отечественных предприятий этого профиля. Достаточно вспомнить, что в Москве есть два в прошлом крупных АРЗ (авиаремонтных завода) – во Внуково и в Быково (бывшие №400 и №402 соответственно). Экономическое состояние первого трудно назвать блестящим, а второй практически мертв. Подавляющее большинство региональных АРЗ превратились в мастерские, кое-как перебивающиеся ремонтом доживающих свой век самолетов и вертолетов советского производства.
Стремление ульяновских властей как можно быстрее “заселить” ПОЭЗ понятно. Так что неудивительно, что вместо выбывшего из игры “Иркута” в перечне резидентов мгновенно появилась компания из Литвы. Однако, возможно, в данном случае спешить не стоило? С учетом преимуществ, которые дает особая зона, наверняка и среди российских компаний нашлись бы желающие организовать ремонт авиационной техники в Ульяновске.