“Авиастар-СП” получит заказ на строительство самолетов для Китая.
Как стало известно Ъ, Китай отложил заседание двусторонней российско-китайской комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Главной причиной стал срыв Россией контракта на поставку Пекину 38 самолетов Ил-76 и Ил-78 на сумму $1,5 млрд. Чтобы спасти контракт, Россия намерена перенести производство “Илов” из Ташкента в Ульяновск. Однако перенос сроков заседания комиссии может затормозить подписание ряда новых контрактов на поставку российских вооружений и военной техники в Китай.
Как вчера заявили Ъ в Минобороны РФ, планировавшаяся на сентябрь встреча министров обороны России и Китая в Пекине перенесена на середину октября, “и то под большим вопросом”. Министры должны были встретиться для проведения очередного заседания двусторонней межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). Источники Ъ в Федеральной службе по ВТС (ФСВТС) сообщили, что китайская сторона отложила заседание на неопределенный срок, потребовав выполнения Россией обязательств по уже подписанным контрактам, в первую очередь по поставке в КНР 34 транспортно-десантных самолетов Ил-76МД и 4 самолетов-заправщиков Ил-78 на общую сумму $1,5 млрд. Контракт был подписан год назад ФГУП “Рособоронэкспорт” и минобороны Китая. Головным исполнителем контракта стало Ташкентское авиаобъединение имени Чкалова (ТАПОиЧ), большинство комплектующих поставляют российские предприятия.
Поставка самолетов до сих пор не началась, хотя первые машины в Китае ждали летом. В июне ТАПОиЧ проинспектировал член постоянного комитета политбюро ЦК китайской компартии Ли Чанчунь. По словам источника в ФСВТС, “после этого визита Пекин начал регулярно напоминать о необходимости выполнения условий контракта, а в сентябре уведомил Москву о том, что заседания комиссии по ВТС не состоится, пока не будет решен этот вопрос”. В ТАПОиЧ отказались прокомментировать срыв контракта. Источники Ъ на предприятии пояснили, что после долгого кризиса из-за отсутствия заказов у ТАПОиЧ “просто не осталось человеческих ресурсов для их реализации”.
Российская сторона уже начала работу по спасению контракта. Президент НП “Объединенный авиастроительный консорциум” (ОАК) Валерий Безверхний недавно заявил о планах переноса производства Ил-76 из Узбекистана в Россию. Другой высокопоставленный источник в ОАК пояснил Ъ, что принято решение о сборке самолетов для Китая на ульяновском ЗАО “Авиастар-СП”. Главным субподрядчиком станет Воронежское акционерное самолетостроительное общество. Правда, не исключено, что в Ульяновске будет собираться более современная и дорогая версия самолета Ил-76МФ с большей грузоподъемностью и увеличенным ресурсом. “Это потребует корректировки контракта с КНР”,– считает источник Ъ.
Перенос сроков заседания российско-китайской комиссии по ВТС может отложить подписание ряда новых контрактов на поставку вооружений и военной техники в Китай. В рамках работы комиссии планировалось уточнить последние детали контракта на поставку четырех десантных кораблей на воздушной подушке “Зубр” на сумму около $210 млн, согласовать условия поставки более 15 противолодочных самолетов-амфибий Бе-200 с модульной прицельно-поисковой системой “Морской змей” (на $400 млн) и самолетов-амфибий Бе-103. Кроме того, на заседании комиссии ожидалось подписание “Рособоронэкспортом” и минобороны Китая контрактов на поставку для ВМС Китая почти 40 десантно-транспортных вертолетов Ка-29 и более 20 вертолетов радиолокационного дозора и наведения Ка-31 на общую сумму около $200 млн. Теперь согласование контрактов более чем на $800 млн сдвигается на неопределенный срок.
КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ, ИВАН Ъ-САФРОНОВ, АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА