В годовом выражении цены на бензин с начала 2014 года выросли на семь процентов, что превышает прогнозируемый уровень инфляции. И это не предел. «Налоговый маневр» в отношении нефтяной отрасли, подготовленный Минфином РФ, грозит увеличить стоимость топлива, по разным оценкам, еще на 5-17 процентов.

Средняя цена на самый популярный бензин АИ-92 в регионе за последний месяц преодолела психологический рубеж в 30 рублей за литр и сейчас составляет 30,31 рубля, АИ-95 подорожал с 32,93 до 33,4 рубля за литр, АИ-76 – с 27,39 рубля до 28,15 рубля, дизельное топливо – с 32,58 до 32,68 рубля за литр.

Топливные цены продолжают расти, хотя, казалось бы, никаких экономических причин тому нет. Как утверждают отечественные чиновники, мировые экономические тренды ставят цены на топливо внутри России в зависимость от международной конъюнктуры. Впрочем, в таком случае стоимость горючего в нашей стране должна снижаться. Например, в США розничная цена бензина на АЗС опустилась, начиная с мая, достигнув $0,87 за литр топлива категории Regular (аналог АИ-92).

Однако российские цены на горючее будут расти. По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова (приводит «МК»), бензин будет дорожать темпами, намного опережающими инфляцию. «По расчетам чиновников, инфляция в России не выйдет за пределы пяти процентов. По прогнозам, средний рост потребительских цен к декабрю может составить до 12 процентов.

Бензин на этом фоне может вырасти в цене примерно на 16-17 процентов», – прогнозирует эксперт.

Основным драйвером роста цен на АЗС обещают стать изменения в налоговом законодательстве, подготовленные Минфином. Планируется, с одной стороны, снизить экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты, сократив действующие ставки более чем вдвое к 2016 году, с другой – увеличить ставки НДПИ в 2016 году более чем в два раза.

Экспортная пошлина на нефть в итоге снизится с нынешних 59 до 30 процентов в 2017 году. А пошлины на светлые нефтепродукты – до 26-30 процентов. В том числе это коснется ныне действующей 90-процентной заградительной пошлины на бензин, которая была введена в связи с его подорожанием на внутреннем рынке в 2011 году. Налоговый маневр увеличит за счет НДПИ налоговое бремя на всю добываемую нефть при компенсирующем сокращении нагрузки на экспортируемую нефть и нефтепродукты.

Соответственно, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок могут стать менее выгодными. И это грозит повышением внутренних цен, отмечает в интервью «РГ» начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Но на них влияет еще масса факторов, включая политику в отношении стандартов моторного топлива, успешность модернизации переработки, соотношение пошлин на различные нефтепродукты, состояние трубопроводной инфраструктуры, а также интенсивность конкуренции на внутреннем рынке.

С последним в России особенно плохо. Практически все крупные заводы по производству бензина являются структурными подразделениями нефтедобывающих компаний, внутрикорпоративная политика которых в основном зависит от доходов материнской организации. Маневров для конкуренции у независимых розничных продавцов топлива практически не остается. Им приходится довольствоваться небольшой маржой, выделяемой им основными игроками, или торговать себе в убыток, что зачастую приводит к поглощению бизнеса.

Дмитрий Минаев