Ведущий клуба-Жан Миндубаев. Гость Клуба- Петр Шушков. С великолепным поэтом, талантливым публицистом и литературным критиком Петром Шушковым я знаком уже несколько лет- и при встречах удивляюсь его молодой и очень правильно устроенной душ которая всегда явственна и в его жизни – и в его творчестве. Немножко биографии. П.А.Шушков родился в селе Тумутук республики Татарстан в 1945 году. Окончил среднюю школу, потом авиационное училище в Калуге – а в 1972 году еще и радиотехнический факультет Ульяновского «политеха». Казалось бы -сугубый технарь: два десятка лет оттрубил инженером в КБ Ульяновского мехзавода: налаживал станки с ЧПУ. Однако литературное творчество было его большим увлечением. Потащило в поэзию. И как потащило! Стихотворения Петра Шушкова публиковались во многих газетах и журналах Калуги, Хабаровска, Ульяновска; они вошли в книги «Антология русского лиризма. XX век»; «Ульяновская словесность: начало XXI века». Также Петр Алексеевич издал несколько своих поэтических сборников. В предисловии к одному из них Шушков замечает: «Русская поэзия – это не забава с рифмами, не самоублажение разнузданной чувственности, а служение, духовная нива, позволяющая человеку обрести достоинство и преумножить славу своего рода». Великолепное кредо, которому и следует поэт Шушков. На минувшей неделе Петру Алексеевичу внезапно стукнуло аж целых 75лет !Юбилей был отмечен в гончаровском музее . Ну , а мы поздравляем Петра Алексеевича от всей души, желаем юбиляру многолетия- и публикуем его чудесные стихи…. Жан Миндубаев. *** Петр Шушков. Стихотворения, Мой серебряный век подошёл незаметно: Побелели виски, стал приземистей дом. И задумчиво греясь на солнышке медном, – Жизнь явилась мне заново, в платье другом.
И от пасмурных дней, и от дней лучезарных, Пролегла по земле золотистая тень… И почудилось – Бог – чтобы стал осязаем, Надо только подняться ещё на ступень.
Надо только немного отставить в сторонку, Что так ярко сияло и жгло горячо, – И похожее очень на руку ребёнка, Обязательно тронет тебя за плечо.
Причастие Похолодало. Похолодало. Душа моя оголодала. Она охотница грибов, Лесные духи – её любовь. Люблю я осень, но лишь начало, Когда от солнца земля устала, Когда в варенье сварились вишни, А грузди только наружу вышли. Тогда тропинкой, чуть увлажнённой, Пройдёшь дубровник, ещё зелёный, И там, на склоне, среди осинок, Мелькнёт красавец в размер ботинок. Такой вот – лапоть. Бери, будь ласков, Клади спокойно на дно корзины, Одно из лучших в России лакомств, Когда желудок здоров и в силе. А если болен – не нагибайся, Дыши прохладой и тем питайся. Полна ль корзина?.. Не в этом счастье, Здесь важно таинство причастья. * * * Я по лунной дорожке заверну в Гуляй-поле, И с землёй моих предков разговор заведу: Здравствуй Русь травяная, здравствуй вольная воля, Без родимой сторонки я судьбы не найду.
Всё что любо и мило, сберегла и вскормила, Под соломенной кровлей, дорогая земля, Здесь в лугах и дубравах – и порог, и могила, Здесь и доля, и други, где душа весела.
Здесь не копят доходов и не давятся в злости, – Все мы знали достаток от трудов и земли… А недобрые люди и незваные гости, Здесь искали поживу, но погибель нашли.
И мне очень по нраву наша ярость и сила: Нас железо не сломит, не склюёт вороньё, – Потому величава и богата Россия, Так как русская кровь согревает её.
Я по лунной дорожке в Гуляй-поле поеду, Диким мёдом утешусь, в чистой речке напьюсь… По незримым приметам, по звериному следу, Дух мой ярый отыщет лучезарную Русь. * * *
«Воспалённый Восток Лица нам золотит«. В.Э.Белецкий Солнце яркое, сочное, майское – Праздник жизни! А по полю снег. Почему-то нам нравится крайнее: На разломе растёт человек.
Я с больницы, дела мои дохлые, Но они не тревожат меня: Дети мрака скупятся и охают – Щедро жертвуют дети огня.
Может, завтра всё скроется в пламени И утонет в кипящей смоле, Но мы свадебку славную справили, Что не грех потомиться в тепле.
А душа от смолы не расплавится, У липучего жар невелик… Мы живем, потому что нам нравится: Время, место и солнечный лик.
* * * М.А.Фадееву
Когда из мрака, зеленея, Побег восходит молодой, Я о минувшем не жалею, И слёзы кажутся водой.
Как будто в мире благодати Другой диктуется закон: И лес горел, как будто кстати, И крест стоял, как будто в кон.
И небо сине и багрово, Над нами красилось не зря… Беспечно жить совсем не ново, Новы – фиалки января.
Новы – надежды – на закате, Когда затихнет шум дождя… Вопрос не в том: насколько хватит… А что оставишь – уходя? * * * Не унывай, душа моя, Не сей окрест семян печали, – На чёрном поле Бытия И песни светлые звучали.
И этих зёрен золотых Для наших нужд вполне хватает, Покуда ветер суеты Страницы рваные листает.
И вновь Благое даст росток, И оживится древний корень… И смоет времени поток Всех, кто увяз в напрасном споре. * * * Любовь – забава, милосердье Нас согревает и роднит: Когда в бесхитростной беседе, Больные оживают дни.
Когда в душе сомненья тают И чувств слабеют тормоза, Тогда фиалки расцветают И раскрывают нам глаза.
И красота врачует сердце. И доброта питает мысль. И не боясь беды и смерти – Мы счастливы, что родились.
Марине «Я помню чудное мгновенье» А. Пушкин
Как ходишь ты, как говоришь, Как сетуешь, как наставляешь, – Прекрасно! Словно ты горишь – И светом землю наполняешь.
И я, с холодным сердцем лет, В твоём сиянье вспоминаю: Что русской крови… и поэт… И время движет землю к маю.
К цветам, кукушкам, соловьям, К полётам, свистам, бормотанью… К тем озареньям бытия – Подобным звёздному сиянью,
Когда не скажешь: ты – и я, А есть одно – душа и тело… И нет той радости предела, Что исторгает грудь твоя. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
не сторонний
Ж.Б спасибо за стихи. А Петру – здоровья, творчества и творчества…
Владимир I
Браво, Жан! Наконец-то предисловие без помоев на прошлое, без выпячивания собственной персоны. Даже о стихах хочется поговорить.
Из подборки – первый стих достойный.
Насчет “она (душа) -охотница грибов”, если с юмором, то сойдет, а если серьезно, то уж больно душа-то неприхотливая.
“Я по лунной дорожке заверну в Гуляй-поле” – это перепев “Травы, травы, травы не успели…” автора и по совместительству мясника с центрального рынка Ивана Юшина. Перепев писался, видимо, для газеты “Правда”.Вот эти супер патриотические строки:
“Нас железо не сломит, не склюёт вороньё, –
Потому величава и богата Россия,
Так как русская кровь согревает её”-
шедевр , прямо “по полю танки грохотали”
Дальше стихи лиричные, жалостливые. Но вряд ли для печати.
Последний стих “Марине”, с её “исторгающей грудью”, наверное, понравился, ибо есть в этих словах что-то от Анфисы Чеховой. А вот А. Пушкин, с музой которого автор сравнивает свою Марину, точно перевернулся в гробу.
А в целом – ничего, не хуже прочих авторов.
Суровый крЫтик
Владимир I, прошу писать понятнее, не все понимают подноготную ваших личных отношений с ульяновскими литераторами. В частности, кто такой “мясник с центрального рынка Иван Юшин”?
кое что о Шушкове как поэте
Кое-что по поводу юбилея русского поэта Н. Благова
Исполнилось 75 лет замечательному стихотворцу Петру Алексеевичу Шушкову, которому по праву должна быть вручена премия Н. Благова 2020 года, но по скромности он на неё не претендовал, и она досталась, как это у нас водится человеку, вполне достойному, но не обладающему даром поэзии.
Ни губернатору, ни министру искусств как-то в голову не приходит, что если нет достойного претендента, то премию этого года не присваивать. В этом году на номинацию «Земляки Благова» претендовали откровенно слабые писатели, и ее присвоение не нужно было устраивать. А так поощрили еще нескольких графоманов на премиальную удачу. От этого у нас такой низкий общий уровень литературы. С одной стороны наш уважаемый Сергей Иванович, горячо на словах выступает за подъем культуры, но от своих культурных советников он слышит только славословие в свой адрес и ничего дельного о литературе или театре. Те же речи бурлили и на вручении премии Благова. Все состязались в перемалывании чепухи, порожденной Чиновничьей культурой.
Никто не вспомнил даже, основу жизни народа – Русскую Культуру.
Ни слова не сказали, что Благов – Поэт Русской, но не Чиновничий культуры.
Тайна поэзии
(об одном стихотворении поэта Петра Шушкова)
Талантливый поэт – явление редкое даже в такой щедрой на таланты стране как Россия. И его творчество представляет собой ценность высшего духовного порядка, так как и в его произведениях, и в его личности отражены лучшие черты народа, которому он принадлежит. Поэт с высоты своего дарования озирает и настоящее, и прошлое, и будущее народа вплоть до пределов его существования, он – его пророческое «чувствилище» (Горький). Но таких поэтов единицы в каждом племени, однако, каждый писатель, ступивший на поэтическую стезю, должен в своем творчестве равняться только на высшие образцы русской поэзии. Есть ли сегодня такой поэт в России? Конечно, есть – это Пушкин, который уже два века является эталоном красоты для каждого русского поэта.
Меня могут упрекнуть, что я слишком высоко сужу о сочинительстве стихов, которым в России грешит почти каждый юнец, а некоторые не оставляют этого занятия до глубокой старости, выпускают книги, получают премии, становятся членами творческих союзов, и покидают белый свет в непоколебимой уверенности, что их стихи и есть настоящая поэзия. Умело, грамотно и даже безукоризненно пишут в России не меньше сотни поэтов, если брать по одному на регион. Но вряд ли кто из них догадывается, что их стихи безжизненны, поскольку не овеяны животворящим дыханием Божественной красоты, которая была доступна только Пушкину, а через него – русским классическим поэтам, до Александра Блока включительно. Чтобы уяснить это, нужно осмыслить статьи Н. Гоголя о русской лирике и понять, что есть Бог-Красота как сила, преобразующая мертвое в живое. Творческий дар поэта есть дар Красоты в пределах слова, которое поэт оживляет под воздействием поэтического духа, и касается им души читателя, и она тоже оживает, то есть освобождается от коросты пошлости повседневного бытия. Живое слово поэта напоминает душе о неизбежном для неё крестном пути и спасении, и в этом высшее предназначение русской поэзии.
Конечно, некоторые поэты об этом смутно догадываются, но, нет-нет, да и вымолвит кто-нибудь нечто близкое к пониманию поэтического предназначения, но не поймёт сам, что сотворил, и опять заблудится в банальном стихосложении. Но иногда встречаются выдающиеся самородки. И самым заметным среди ныне живущих поэтов я называю ульяновца Петра Алексеевича Шушкова, завидного мастера стиха, который избирает живое слово, чтобы поставить в строку, всеми доступными поэту чувствами, которыми он наделён в высшей степени благодатно. Несмотря на небольшой объём им написанного, творчество его весомо своей выношенной зрелостью мыслей и художественными образами, и в этом оно по своей отточенной выразительности сравнимо с тютчевскими шедеврами русской классики.
Серебряный век
Мой серебряный век подошёл незаметно:
Побелели виски, стал приземистей дом.
И задумчиво греясь на солнышке медном, –
Жизнь явилась мне заново, в платье другом.
И от пасмурных дней, и от дней лучезарных,
Пролегла по земле золотистая тень…
И почудилось – Бог – чтобы стал осязаем,
Надо только подняться ещё на ступень.
Надо только немного отставить в сторонку,
Что так ярко сияло и жгло горячо, –
И похожее очень на руку ребёнка,
Обязательно тронет тебя за плечо.
Первая строфа очерчивает пределы человеческого времени, которая и есть жизнь, и её человек чувствует в старости совсем по-другому, чем в пору своего расцвета, и может осознать всё, что с ним было в прошлом, поскольку его жизнь стала ставшей (состоявшейся). Сова Минервы вылетает в сумерки, человек постигает жизнь тогда, когда она минула : «Жизнь явилась мне заново, в платье другом».
К человеку приближается «новая» жизнь, и поэт ясно видит её приметы:
«И от пасмурных дней, и от дней лучезарных,
Пролегла по земле золотистая тень…
И почудилось – Бог – чтобы стал осязаем,
Надо только подняться ещё на ступень.
Поэт достиг совершенства, и Красота «… похожее очень на руку ребёнка» простерла над ним свою преобразующую мертвое в живое божественную длань.
Стихи Петра Шушкова нельзя читать, пробегая по строкам пустым и равнодушным взглядом, их нужно читать и перечитывать до прозрения души от спячки, в которую она погружена суетой и отвратительной неразберихой современной жизни. Стихи поэта – это его душа, обнаженная его талантливой поэзией для восприятия обнаженной душой читателя, в котором ещё не убита свинцовыми мерзостями быта способность восторгаться и негодовать. Шушков всегда и во всем следует пушкинской тропой очеловечивания людей поэзией.
С 75-ти летием!
Внятный и очеловеченный комментарий о Шушкове.Такой поэт, и достоин такого возвышенного отзыва.Разделяю.
Мясник это-уважаемый интеллегенцией человек в 70-80-х
Продолжение к заголовку;
-Здесь нет зависти и злости
-Здесь к друг другу ходят в гости,
-Городок..
Вот что значит серьезный гость на Глаголе! Кто примерно равный, по уровню творчества с Шушковым тот откликается, оценивает.Остальные предпочитают оценивать молча. И никаких полторы сотни кипучих комментариев.Свой коммент тоже считаю лишним. Лучше б оставалось три. Ну не дано зрелого мастера обсуждать.
Пы Сы. Догадываюсь (Не о Шушкове) если поинтересовались, кто такой Иван Юшин, значит снова спросят и о Маркеловых (Маргеловых) кто это такие?
Юрий
Хорошая поэзия! Автор, похоже, самородок и личность!
В этот раз Миндубаичу спасибо! Ведь можно же и вот так вести Глагол, без очернительства!
ВеликороссЪ
Интересно,кто и по каким критериям определяет талантливость того или иного писателя,поэта,журналиста,публициста?
Наверное,где-то есть университет,в котором выпускают критиков:) Отдельно….для анализа поэтов,писателей,журналистов,публицистов:) В самом деле……..кто и по каким!??
Курсов по выпуску критиков нет
По делу определяют, без курсов по специальности-определитель талантов. Человек – дело. Не обязательно гуманитарий. Горшок слепить, умение нужно, владение рукомеслом, а красивый и крепкий горшок сделать – талант. Как умелец сапожник или портной.Его в таланты народ производит,потребители и носители сапог и платья.Так и в литературном деле,кого помнят и читают,а кого с миллионными тиражами и не вспоминают.Тут уж не исхитришься, придумать себе славу и талант.Народ сразу определит -“А не тыли Изя,и смастырил эти накладные?” (к\ф “Ликвидация”). Вот Грибоедова и Шолохова помнят, а Мусатова и Семена Бабаевского с Коптеловой не очень.
Жан МИндубаев
Приходится ответить “Великороссу”.
Ну . как можно определить меру таланта? Ну,только разве только так называемым “пятым чувством”- то есть способностью отличать неплохое от плохого; отличное от среднего красоту от уродливости , сметливость от тупоумия- и так далее..Образованность .конечно же крайне важна- но еще что-то необъяснимое трудно назвать …
м
Воронин С.
Друзья! Не хочу влезать в ваши споры. Просто я сочинил песню про наш Сенгилей и хочу, чтобы жители этого городка об этом узнали и ее послушали. Песню можно найти, набрав в поисковике: ютуб воронин сенгилей песня
Колобок
Прослушал вашу песню о Сенгилее.Понравилось;
1.Оранжировка, напоминает Евдокимовскую в песне об Алтае.
2.Зарисовки видов Сенгилея,очень красиво.
3.Текст наполовину.В этой половине слова воспевающие красоту Сенгилея.
Не понравилось;
-Что исполняет не певец, и даже не “митяевский” любитель, и песня из-за исполнителя, выглядит очень блекло.
-Эти повторяющиеся слова,что старею вместе с Сенгилеем, наводят уныние и тоску.
Может автору и приятно петь о своей судьбе сг.Сенгилеем, но из песни вырисовываются, что это не красочный городок как в сопровождающих картинках, а наш Сурский острог, где остались одни старики, или северные молитвенно строгие Кижи. Если вы как то творчески доработаете эту песню про Сенгилей, то уверен, она будет звучать не только на Ютубе,но и за столом.
Не умаляя вашего творчества, скажу что песня у вас получилось.Для сравнения, также написанной песни о городе, можете прослушать ролик ставший гимном Тулы “Тула, любовь моя”. Оригинальность сего творения в том, что написал её бывший два срока депутат Госдумы от Тульской области генерал А.В.Коржаков,тоже “писатель”, написавший уже четыре книги. Немного зная Александра Васильевича лично, могу утверждать, что и книги и слова песни написаны им лично.Это точно. Но он за исполнение песни сам не брался, “медведь и ухо”. А его песня о городе звучит веселее и более жизнеутверждающе.Хотя в обоих случаях, С.Воронин и А.Коржаков не профессиональные литераторы и сочинители песен. Вот гимна Ульяновска Н.Марянина вживую правда не слышал.Судить не берусь.Вам безусловно успехов!
К.
Извините запамятовал-правильно Тула -земля моя.А вообще есть уникальный певец песен о городах, уроженец Ашхабада Игорь Дудин.Сейчас проживает в России.Но его творческая зрелость пришлась на 90-е и 2000-е.Песни о больших городах и г маленьких городках Ср.Азии ему очень удавались,и они стали популярными.Как он сумел передать колорит города Мары, отличный от колорита Ташауза или Чарджоу,это его секрет.Но песни звучные и интересные.Как бард Ср.Азии он несомненно состоялся.
Композитор
не пой больше нигде и никогда, с таким голосом и слухом только в одном месте занято кричать…
ВеликороссЪ
Приходится:))
Понятно…потому что некто Гала Узрютова,к примеру,считается(“кем-то”)чуть не поэтом,опередившим свое время. Дарованием,просто,с руками оторви.
Настолько все неоднозначно в литературной среде.
Хорошо не с ногами оторви
Поди не Венера Милосская, без рук то, чтоб угодить в знаменитости. Вроде ранее уже упоминали о ней. Не считаю, что она достойный конкурент П.Шушкову.
ВеликороссЪ
Там куча европейско-либеральной(!) похвалы.
Ну и ну
Знакомый принцип: не читал, но осуждаю. Да и с грамотностью у вас как-то не очень. Куда уж судить о высоких материях…
Жан Миндубаев
Ну,”делателей новой литературы” хватало всегда-но особенно разные “акмеисты,футуристы,Нечевоки ” и прочие фокусники от стихосложения расплодились в России во второй половине 19 и начале 20 веков. Не буду растекаться “мысью по древу”( почему-то у нас до сих пор произносят “Мыслью по древу…”-это от неграмотности,ибо какая мысль может растекаться по древу?Что за бессмысленная хрень?
Объяснение простое : в старославянском языке слово “МЫСЬ” означало “Белка”.Ну,понятно: белочка и в самом деле по дереву как бы течет,струится . А вот и перепутал неграмотный переписчик Слово о полку…”
И тупоумцы потекли “мыслью” по древу…
А вы спрашиваете.как узнать талантливого..У нас ныне и грамотного -то трудно сыскать…
Воронин С.
Ув. товарищ Миндубаев! Не в качестве какой-либо критики, а в качестве несерьезного замечания как человека, закончившего исторический факультет нашего университета, хочу сказать, что точность мысли и передача ее на бумаге – дело великое! Но если всё попытаться привести к абсолютной точности, то наша русская история может измениться до неузнаваемости! Начнем с древности, например, летописец при описании битвы с тевтонскими рыцарями использовал термин “аки борове” – это когда рыцари выстроились в боевой порядок в самом начале битвы с Александром Невским. Исходя из написанного, историки сделали вывод, что рыцари выстроились в боевом порядке, который называется, как и было сказано, так называемой “свиньёй” (боровом). Однако в дальнейшем написанное летописцем подвергли более тщательному анализу и сделали вывод, что ни про какую свинью тут речи и быть не могло! Что летописец имел в виду: рыцари стояли с копьями, поднятыми вверх, и отэтого издали были похожи на лес, на “бор” – “аки борове”.
Подвергается также сомнению подвиг Ивана Сусанина. Он занимал довольно важный пост в своем селении, но нигде ни в каких метрических и прочих книгах имя этого человека не упоминается… Далее, царь в благодарность наградил потомков Сусанина угодьями и званиями! Документ такой важности обязательно должен быть написан на пергаменте с золотым тиснением, с прикрепленной печатью и прочими атрибутами. Однако историки нашли в архивах лишь жалкую бумажку, написанную на обычном листике и без важных атрибутов, доказывающих то, что она была написана именно в царской канцелярии и подписана самим царем! Скорее всего, это была поздняя подделка… То есть царские историки сами выдумали эту легенду ради того, чтобы доказать, что простой народ с самого начала обожал своего юного царя Романова и шел ради него на мучительную смерть!
И подобных казусов и нестыковок в истории много. И тем не менее эти то ли реальные факты, то ли легенды сегодня не перечеркиваются, потому что иначе страна лишится своего великого культурного и исторического наследства.
Так что выражение “мыслью по древу” уже нельзя переделать в “белкой по древу”. Т.к. “мыслью” – это гораздо глубже, чем “белкой”. К тому же раньше иконы писались именно на древе. И каждая икона в монастырях писалась монахом после совершения обязательного поста, чтения множества молитв – когда к нему приходило божественное вдохновение! Мысль! И лишь тогда монах эту МЫСЛЬ перекладывал из головы на древо!
КАК-ТО ТАК…
“Троешник”
Да,с грамотешкой беда. Хорошо интернет сигнализирует-найди правильный вариант написания.
Жан Миндубаев
В Костроме,этом чудном городке Волжсковерховья,несколько лет назад меня удивили и озадачили две детали(кроме монастыря,из стен которого и пошло 300 летнее правление Романовых).Первая деталь: из правого уха громадного памятника товарищу ленину рос тополек метра в двда ростом- и никто его не убирал.Это меня озадачило сильно.
Второе( и я благодарен С.Воронину за подтверждение) о “Легенде” насчет мне уже намекали местные краеведы…Думаю,так оно и было – “украсили” какой-то частный случай с какими-нибудь подвыпившими шляхтичами…Вот и пошла эта “Жизнь за царя!” Кстати,примерно такая же история произошла с И.Яковлевым.Когда я писал книгу о действительно великом просветителе своего народа то наткнулся на некий рассказ некоего спутника просветителя (типа кучера)который бросается в волжскую полынью ради “Спасения Яковлева со словами: “Пусть я утону-но не дам погибнуть нашему просветителю!”
бывает,что …”За Родину,за Сталина!!” тоже вроде слышалось от политруков.А очень мною уважаемый писатель Виктор Астафьев рассказывал мне в Перми ,что именно слышалось над окопами после приказа ” В атаку!” …А слышалось там оказывается “Мать!!!” “Мать!!!” ” Мать!!!”
Суровый крЫтик
Разве можно верить политрукам? Тем более кровавого сталинского периода! Даже сегодня, когда за вольнодумство руки пока что не отрубают и языки не отрезают, даже сегодня нынешние политруки от Единой России сочиняют про якобы любовь народа к этой партии такие сладкие сказки, что аж с ума сходишь, их послушав!.. И попробуй этих говорунов опровергнуть, если в их руках все СМИ и скоро они оккупируют уже и интернет! И плюс ко всему они регулярно подделывают результаты голосования абсолютно на всех выборах! Они попросту узурпировали власть!
Владимир I
Напрасно похвалил я тебя, Жан! Ну, никак ты не можешь без возвеличивания себя! Астафьева приплел зачем-то. Про «мать – перемать» в атаке в мемуарах фронтовиков и без тебя написано полным-полно. Вот, например: «Атака — это шок. Человек психологически меняется совершенно. Вообще ничего не понимает и не чувствует. Потому что: вот-вот, еще секунда — и пуля, мина… Всё!!! Человек — готов. Без ноги, без руки или убит. Человек думает только об этом. Не до товарища Сталина ему. Он матушку свою не вспоминает. Впрочем, нет, мать вспоминает (смеется), но другую… Е…т…м…. !!! Да, если человек в атаке чего и орал, так это был сплошной мат». (Из воспоминаний советского историка и партийного деятеля, помощника генерального секретаря ЦК КПСС, участника Великой Отечественной войны Анатолия Сергеевича Черняева).
Что значит приплёл?
Жан Астафьева не приплетал, а встречался с ним, и разговаривал, в период, когда оба работали в Перми.
Не важно что ты кричишь, важно что делаешь
Про политруков особый сказ. Как люди, всякие среди них были, и честные, и подлецы по жизни, считающие людей быдлом. А мат,он во всех войнах был матом, при отчаянии, и наверное начиная с Куликова Поля до событий в Сирии. Вряд ли 19-ти летний летчик сержант Николай Шутов 4 октября 1942 года, расстреляв все боеприпасы в бою с немецким самолетом Юнкерс-88, в небе над селом Баклуши Павловского района, и идя на таран, напевал Смуглянку…Военный подвиг летчика давно известен и ему возданы почести. Только вот до недавнего времени,(политруков может работа?) умалчивалось, что наперехват идущему самолету-разведчику к Самаре, с Сызранского полевого аэродрома поднялось звено (3 машины) наших самолетов. И не один обратно не вернулся. Но все таки ценой своей жизни, Николай не дал немцу уйти обратно к себе. После тарана немцы все таки сумели приземлится в поле, недалеко от места воздушного боя и затем сдались.
Суровый крЫтик
Лично я впервые узнал, что в Павловском районе сбили немцев.Это как же далеко они забрались! И каков же был “мастерский” уровень наших летчиков, если их было три против одного, и все равно все погибли. Немца взяли только на таран… И это уже в 42-м году, когда стало ясно, что военный летчик – это не только “взлет-посадка”, как это было у нас до 41-го года, но – высший пилотаж! Получается, что победили немцев даже не числом и никак уж не умением, а просто отчаянием! Шли буквально в “штыковую атаку”!
Жан Миндубаев
Самое удивительное ,что ПРАВДА (НЕ газетная) всегда ,пусть даже через столетия,победит ложь(пусть даже ложь из благих побуждений).так стоит ли врать ВООБЩЕ ( как и сегодня врут)? Разве подвиг летчика Шутова стал бы менее значимым,если бы рассказали о трех исчезнувших наших самолетах?
ВНОС(войска наблюдения оповещения и связи)
Но девчата из батальона ВНОС были во время войны на высоте! В том, что ульяновская госбезопасность вместе с милицией и добровольными помощниками в период войны ликвидировала 7 немецких разведочно-диверсионных групп заброшенных на территорию области самолетами, есть и их заслуга. Можно только догадываться, что они тоже были начинающими поэтами, и вполне возможно, что особо одаренные тоже писали стихи.
Воронин С.
Не спорю с тем, кто скажет, что я глубоко ошибаюсь, но для меня показатель настоящей, НАРОДНОЙ, поэзии это то, что народ на стихи данного поэта слагает песни. Конечно, и Гумилев, и Ахматова, и Цветаева, и сотни других поэтов – это уже классика! Но читают их в основном редкие в наше время ценители поэзии, студенты, литературоведы, влюбленные школьницы и т.п. Но почему в народе больше всех выше перечисленных поэтов ценится Есенин? Да потому что его ПОЮТ!
Взять, скажем, Р.Рождественского. Прекрасный был поэт! Но нынешняя молодежь в массе своей мало его знает. А вот песни из к/ф “17 мгновений весны” знают почти 100% населения страны. Потому что эти песни врезаются в память!
К чему это я? Да к тому, что в нашей области сотни прекрасных поэтов. Может, даже тысячи! Как почитаешь старые газеты “Ульяновский комсомолец”, “Ульяновская правда” – литературные страницы в них, поглядишь всякие поэтические альманахи – там же буквально в каждом номере крупными буквами пишется: “Выдающийся поэт!” “Певец земли Ульяновской!” И т.п. Ну и что дальше?.. Был поэт – и нет его… Исчез со временем… И мало кто из них останется в истории и в памяти народа. Конечно, это обидно… Но что поделаешь… Жизнь, народ устанавливают свои собственные законы, которые ничем не изменишь. Им можно только подчиняться. А вот если найдутся музыканты, которые сочинят на стихи наших поэтов ХОРОШИЕ песни – вот только тогда такие поэты станут со временем ВЕЛИКИМИ! Ими будут гордиться! Их будут помнить!
Так что дело вовсе не за поэтами. Дело – за музыкантами…
Чтобы не повторилось
Они не исчезли. Боле опытные пилоты с Юнкерса, расправились с двумя остальными в том же районе. Эта немецкая авиачасть базировалась в Орловской области и оттуда совершала вылеты не только на Куйбышев, но и на Чебоксары, вплоть до Урала. Запас топлива позволял углублятся от линии фронта на 2000 км. Особенно доставалось заводам расположенным в Горьком. Бомбить Горький летали партиями, доходили до Рязанского участка Оки и по светящемуся ночью руслу Оки летели на север до Горького. Разрушения в городе были очень большие. Пытались щупать Куйбышев. Сызранский мост. Разбомбили нефтехранилище в Саратове. Гонялись за судами на Волге, топили баржи с ранеными и грузами для Сталинграда. И только героизм Шутова не дал улететь Юнкерсу. Ребята в полку не имели боевого опыта вообще.. только налёт часов в училище. Авиационная часть под Сызранью была сформирована и заступила на боевое дежурство для прикрытия именно тыловых промышленных районов (Куйбышев). Сержант летчик, это конечно было исключением и только во время войны. А те пленённые немцы отсидев в лагере, были отпущены в 50-е в Германию. Появление самолетов Германии в небе Ульяновской области как в случае с Н.Шутовым было не единичным. Ульяновское небо прикрывал тогда батальон оповещения со штабом в Ишеевке,(помните отделение девчат зенитчиц в А зори здесь тихие?) и штабом бригады куда входил этот батальон в г.Кузнецке (Пенз.обл). В области в основном девчата дежурили постами, отделениями по 7-8 человек. Были на вооружении приборы наблюдения и связи. ЗУ орудий практически не было за искл. под Ульяновском и Мелекессом. Некоторые бабушки 30-х годов рождения в деревнях ещё помнят их, живущими за селом в землянках. В 1944 году женская бригада был передислоцирована на границу с Афганистаном в Туркмению.
Значит не пришло время тогда, говорить всю правду до конца. Воспитывали исключительно на положительных примерах. Может с пропагандисткой точки зрения это как то и оправдано. Но с военной все наоборот-не разбирая детально те или иные случаи, ты забираешь победу у следующих поколений.
Юрий
И опять без ложки дёгтя в исполении Миндубаича не обошлось.
По поводу кричалок и политруков. Миндубаичу кажется что открывает какие-то истины, а на самом деле попадает пальцем в небо. Ясно что кричалки были разные, и про мать, и о Сталине были. Шельмование политруков это уже такая заезженная суходрочка, но в реалиях было много по-другому. Политруков погибло огромное множество. Они поднимали в атаки, они не имели морального права на страх когда было страшно. Они первыми полнимались в бой, как правило. Кстати, коммунистов в войне в процентном отношении погибло очень много. Есть цифры.
Жан Миндубаев
По поводу стихов и музыки. Стопроцентно прав С.Воронин- без музыкального “сопровождения” поэзия в народ “не идет”.Это давным-давно поняли и Исаковский,и Матуковский – и все прочие “поэты-песенники”. И все они кучковались в Москве- ибо именно там музыканты тоже были заинтересованы (прежде всего материально) в сотворчестве.
Я уже не раз писал о том.что Минкульту и местным поэтам надо встречаться,обсуждать и двигать эту проблему. Но- х…вам -а не морковка,мы тратим кучу бюджетных денег на любые побрякушки(от “новозеландских гонцов” до “частушек-старушек”. А ведь давно моно было создать немало именно симбирских песен.вальсов,и прочего ….
А Есенина знают потому .что он очень музыкален,очень близок страданиям человеческим- и потому бессмертен,
И Окуджава тоже. И еще немало имен.
Симбирск же либо марширует под бодрые звуки-либо пляшет под гармошку. Вероятно,этого вполне достаточно местным культтрегерам.
Так и живём
Пока анализ движения областной культуры, отражен только в Показаниях очевидца (дневниковая проза) Н.А.Полотнянко. Начиная со времён от советов питаться “пилименями и каклетами” от Бориса Николаевича, до наших денёчков.
-“Губернатор, сразу сказал на встрече, что ему в области не нужны Чеховы и Гоголи, я (Н.П.) схватился с ним в споре, да так, что в конце спора он передал свои личные 20 тыс.рублей на издание журнала Лит.Ульяновск.” Давненько это было…Сейчас тиража нет никакого вообще. Но судя по тем миллионам вливаемым в местную культурную политику, себя чувствует она совсем неплохо и без Лит.Ульяновска, Миндубаева, Полотнянко и того же Петра Шушкова.