В 1992 году, на базе Областного Дома народного творчества, открыли Школу народной традиционной культуры, в которой дети занимались по двум направлениям: музыкально-фольклорный театр и декоративно-прикладное искусство. Десять лет спустя учреждение переименовали в Центр развития и сохранения фольклора, которое с января 2014 года возглавила и руководит по сей день Нелли Александровна Орлова – заслуженный работник культуры Ульяновской области, Государственный советник Ульяновской области 1-го класса, чей стаж в отрасли культуры составляет без малого 40 лет! С её приходом практически и началось формирование Центра фольклора, как главного методического центра фольклорного направления в Ульяновской области. Мы встретились с Нелли Александровной, чтобы узнать о работе Центра и его достижениях. «Когда в 2013 году меня пригласили возглавить Центр фольклора, он, скажем прямо, переживал не самые лучшие времена. Идей было много, задачи стояли амбициозные, но как таковой материальной базы особо не было. Не было и единого центра руководства направлениями. Все занимались сами по себе. Кто-то, как например «Ладанка», кипел в работе, а какие-то направления еле теплились вокруг одного-двух специалистов. Работа предстояла серьёзная. Нужна была команда единомышленников», – вспоминает она. И началась у Центра фольклора новая жизнь. Получила своё развитие научно-исследовательская, собирательская деятельность, которую возглавил профессор кафедры русского языка, литературы и журналистики УлГПУ им. И.Н. Ульянова, научный сотрудник НОЦ «Традиционная культура и фольклор Ульяновского Поволжья» им. Д.Н. Садовникова, доктор филологических наук Михаил Гершонович Матлин. Ежегодно вместе с коллегами и студентами он отправляется в фольклорно-этнографические экспедиции по селам и деревням, где изучает песенные и обрядовые традиции, фольклор в его традиционных и новых формах, выявляет его региональные особенности. Благодаря этой работе и появился уникальный архив фольклора, где содержатся свыше десяти тысяч единиц хранения: аудиозаписи песен, описание свадебных, похоронных и других обрядов, записи произведений сказочной и несказочной прозы, детского фольклора, а также этнографическая коллекция. Активизировалась и издательская деятельность. Ежегодно стал выходить сборник статей и материалов о русской народной культуре Поволжья «Живое наследие», который ориентирован на широкий круг читателей. Сегодня Центр развития и сохранения фольклора – это два Народных фольклорных коллектива под руководством Заслуженных работников культуры Ульяновской области и четыре творческих студии, три из которых также носят звание Народная. Например, Народная студия по ткачеству «Сказка» – единственный коллектив художественного творчества, который, под руководством Валентины и Богдана Сотниковых, собирает и изучает материал по ткачеству. «Мы ездим в экспедиции в села Ульяновской и Самарской областей, собираем образцы по ткацким станкам, прялкам, веретену. Затем Богдан Евгеньевич сам делает станки по чертежам и подобию старинных ткацких станков. На них можно выполнять изделия до 120 сантиметров ширины – полотенца, салфетки, скатерти, дорожки, покрывала», – рассказывает Нелли Александровна. Двум проектам Центра фольклора присвоен статус Всероссийских: это творческая лаборатория «Воспитание традицией» и фестиваль-конкурс свадебных обрядов «Свадьба в Обломовке», который вошел в пятёрку лучших проектов в области традиционной народной культуры на территории России. С 2008 года Центр фольклора проводит конкурс собирателей русского фольклора им. Д.Н. Садовникова. По его итогам вышло 13 изданий в серии сборников фольклора Ульяновской области «Симбирцитовая шкатулка». Центр успешно реализует образовательно-познавательные программы, проводит реконструкции народных гуляний и праздников. «Работая с детьми и молодёжью, особенно в муниципальных образованиях, мы видим в их горящих глазах живой интерес к народной культуре. Дети с удовольствие познают традиционные техники декоративно-прикладного искусства, участвуют в старинных играх и обрядах. И когда вам говорят, что народная культура вымирает и не интересна современному поколению – не верьте. Народная культура живёт в каждом из нас, она прописана в нашем генетическом коде. И её невозможно вычеркнуть или заменить веяниями моды. Только научившись глубоко прикасаться к драгоценностям наших собственных традиций, мы сможем научиться понимать ценности других культур», – заключила Нелли Орлова. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
по- русски скроен
Иван-дурак и тот который на печи лежал.
тот, который на печи лежал, –
воин хоть куда!
Пословица (почти)
“Не хвались едучи на рать, хвались едучи с.ати”
1процент подсобрали
культуры древней.На остальное табу власти наложили.Чтобы не крамольничали.
Анна
Поздравляю! Даже не знала, что в области ведутся такие изыскания. Думала, что культуру теряем безвозвратно. Везде голые ж.. и сплошные англицизмы. Спасибо за сохранение наших коней.