Наш город растет и развивается, но годы неумолимо старят здания жилых домов, построенных еще при советской власти. Массивы красивых новостроек чередуются с обветшалыми «хрущевками», значительная часть которых давно нуждается в капитальном ремонте. Сумма на такое мероприятие требуется огромная – муниципальной казне такие расходы не под силу. Но выход найден! С 2008 года через Фонд содействия реформированию ЖКХ из федерального бюджета оказывается ощутимая финансовая поддержка капитального ремонта в многоквартирных домах. А для того чтобы попасть в эту программу, собственникам жилья надо проявить активность и должным образом оформить все необходимые документы.
Своим опытом работы над получением права на участие в целевой программе с нами поделилась старшая по дому №4«а» по улице Театральной Евгения Вадимовна Малова
Первые шаги
– Димитровградцы, в чьих домах был произведен капитальный ремонт, научились жить в новых условиях, которые диктует Жилищный кодекс. Активные собственники жилья проявили инициативу по проведению капитального ремонта в своих домах, сами встречались с подрядчиками и рабочими, контролировали ход работ. Теперь они хорошо знают механизмы сотрудничества с управляющими компаниями. А как все у вас начиналось?
– В августе 2007 года, ознакомившись с работой управляющих компаний, жильцы нашего дома остановили свой выбор на ООО «ЭРУ» и уже осенью подписали договор на содержание и текущий ремонт с этой управляющей компанией. В то время я и узнала о Федеральном законе №185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года. Проштудировав его и изучив все условия вхождения в программу капитального ремонта многоквартирных домов, я ознакомила с ними активистов из совета нашего дома. Составили список необходимых работ, приблизительно подсчитали их стоимость. В этом нам хорошо помогал директор управляющей компании ООО «ЭРУ» Сергей Александрович Выжимов. Знание сметной стоимости очень важно, ведь собственники жилья должны подтвердить свою готовность профинансировать не менее пяти процентов стоимости ремонта. А поскольку в нашем доме живут люди небогатые, то сумма доли жильцов не должна быть пугающей. После этого мы принялись за подготовку общественного мнения, а в феврале 2008 года подали заявку в комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству о включении дома в региональную адресную программу по капитальному ремонту. В марте уже проводили голосование на собрании собственников жилья, где была утверждена максимальная стоимость капитального ремонта с одного квадратного метра. Люди знали, за что голосовали: каждый житель лично заполнял бланк. В результате, за капитальный ремонт проголосовало 83,5 процента собственников, хотя достаточно было и 66,67 процента голосов.
– Надо полагать, что запросы на капитальный ремонт вашего дома были скромны. Какую сумму составила комплексная смета?
– Шесть миллионов 375 тысяч 350 рублей. Но многие не верили, что нам выделят и эти деньги. Некоторые боялись, что не смогут единовременно внести свою долю на специальный расчетный счет до начала капитального ремонта (тогда мы не знали, что нам предоставят возможность частями в течение нескольких месяцев погашать долг). Поэтому, чтобы подстраховаться, жильцы договорились с управляющей компанией о предоставлении займа.
В первую очередь – начинка
– На эти деньги сильно не развернешься. Какие в выборе для обновления конструктивные элементы дома стали для вас приоритетными?
– Кровля и коммуникации. Ведь нашему дому 45 лет, крыша и коммуникации сильно изношены. Включив капитальный ремонт фасада в проект, мы не расплатились бы. Тем более что наш дом построен из серого кирпича, поэтому веселеньким или ярким его все равно не сделаешь. Зато обновленная начинка гарантирует нормальное функционирование систем жизнеобеспечения дома в течение нескольких десятилетий. А внешнее благоустройство мы и самостоятельно создадим…
– Итак, вы произвели капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, что позволило вам повысить качество жилищно-коммунальных услуг, ликвидировать утечку воды, нормализовать температурно-влажностный режим, повысить энергоэффективность. А если конкретнее, какие работы проведены?
– Большая работа была проделана по замене кровли. Сейчас вместо шифера – металлочерепица. Полностью обновлена деревянная обрешетка и частично – стропила. В качестве утеплителя использовали не шлак, как было раньше, а новый негорючий теплоизоляционный материал – в два слоя с устройством гидроизоляции и цементной стяжки. Заменили водосливную систему. Трубы вентиляционных шахт оштукатурили и покрасили, в чердачном уровне облицевали оцинкованным железом, а сверху установили новые колпаки – более широкие (чтобы вентиляционные шахты не заливало дождем). На чердаке – новые слуховые окна.
Во всем доме полностью поменяли трубы горячего и холодного водоснабжения – от ввода в дом до отсечных вентилей в каждой квартире. Стояки горячего водоснабжения – из оцинкованного металла, а система холодного водоснабжения – из полипропилена.
Система отопления менялась полностью – в каждой квартире современные алюминиевые итальянские радиаторы, шаровые регулировочные краны. У всех теперь блестящие полотенцесушители (из нержавеющей стали), которые по просьбе жильцов запитали от горячего водоснабжения (чтобы грели и зимой, и летом). Установили новый тепловой узел с современными приборами учета расхода воды и температуры подаваемой горячей воды (теперь собственники и управляющая компания могут контролировать качество услуг центра энергопотребления).
Полностью поменяли на медную электропроводку, отвечающую современным нагрузкам и требованиям безопасности. Поставили новое вводно-распределительное устройство с автоматами, сделали контур заземления, новые распределительные щиты на лестничных площадках. Даже установили датчики движения. Это для экономии электроэнергии: датчики реагируют на появление в подъезде человека включением лампочки (недавно вышло постановление, по которому оплата освещения мест общего пользования будет производиться не из статьи на содержание жилья, как это было раньше, а непосредственно собственниками).
А еще поставили пластиковые окна в подъездах, и стало намного уютнее, теплее и светлее. Сделали из металлочерепицы навесы над входами в подъезды, отремонтировали балконные плиты и цоколь.
Во время ремонта неудобств не избежать…
– Насколько я понимаю, основные работы по замене труб производились в квартирах. У вас, наверное, были большие трудности с организацией доступа в чужие жилища? Как вам удалось уговорить жильцов на домашнее дежурство и согласие на долбление стен в их квартирах?
– Конечно, были трудности. Наш дом имеет одну малоприятную особенность – нет подвала, и все коммуникации проходят по периметру дома в технических подпольях квартир первого этажа. Квартиросъемщики нижнего этажа вынуждены были три месяца жить со вскрытыми полами во всех помещениях. Все это время они ходили, в прямом смысле, по стеночке, вокруг сдвинутой в центр комнат мебели. Можете себе представить, сколько негатива выплескивалось в мой адрес за то, что затеяла этот ремонт. Сильно доставалось и рабочим подрядной организации. Среди жильцов находились и такие, кто своим нежеланием впускать на свою площадь специалистов саботировал работы. Они не хотели понимать, что в большом общем деле необходимо проявлять терпимость и гибкость.
Мне как старшей по дому приходилось постоянно контролировать ход ремонтных работ. Этим я занималась целыми днями. Поэтому очень непросто было уладить все недопонимания между собственниками жилья и ремонтниками. Но я делала все, что могла. Мне очень много помогал наш активист Владимир Алексеевич Михеев. Мы с ним бессчетное количество раз обошли весь дом сверху до низу, следили за тем, чтобы были устранены малейшие шероховатости. Это очень большой труд, который требовал немалых затрат сил и времени…
– Но, к счастью, все трудности позади. Довольны ли вы работой специалистов?
– Конечно, радует, что такое масштабное мероприятие состоялось. А работой подрядной организации «СтройСфера», которая выполняла все работы в нашем доме, мы в целом довольны! Трудились рабочие добросовестно. Во время демонтажа внутриквартирных коммуникаций рабочим приходилось выдалбливать отверстия в перекрытиях и стенах, но они все восстановили под отделку.
Ремонт кровли делали грамотно. Свой прием в работе на крыше они называли «захваткой», то есть вскрывали такую площадь кровли, какую могли закрыть в течение дня.
Пользуясь случаем, от всех жильцов нашего дома хочу поблагодарить бригаду кровельщиков ООО «СтройСфера» и лично бригадира Фидаиля Асхатовича Ахметзянова за ответственное отношение к делу и хорошее качество работы, директора ООО «СтройСфера» Марину Александровну Жукову за финансовую помощь в организации уборки подъездов во время ремонта. От себя хочу добавить, что мне было очень приятно взаимодействовать с главным специалистом отдела капитального ремонта комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Надеждой Иосифовной Усовой. Спасибо ей за грамотную работу. Благодарю жильцов нашего дома, оказавших посильную помощь в отгрузке и сдаче металлолома. Это Валерий Владимирович и Павел Ильины, Алексей Васильев и Андрей Техтелев. Особенно сердечно благодарю всех тех жильцов, которые терпеливо переживали все трудности и неурядицы, связанные с капитальным ремонтом, никогда не предъявляли несправедливых претензий и оказывали моральную поддержку.
– А вам спасибо за содержательные ответы, которые, надеюсь, вдохновят активных граждан на участие в целевой программе по капитальному ремонту. Остается им лишь напомнить, что еще есть время попасть в программу. Не стоит отчаиваться, ведь действие программы рассчитано на четыре года. Надо лишь оформить все документы должным образом и подать их в свою управляющую компанию. Шансы на участие в программе очень высоки. Только не забудьте, что решение о финансировании самими жильцами дома – не менее пяти процентов стоимости работ – принимается на общем собрании собственников, где две трети от общего количества жильцов должны это решение утвердить.
Татьяна КОЛОМЕЙЦЕВА