16 августа 1893 года в Симбирске состоялось торжественное событие — в новое здание, специально для него построенное Симбирской епархией, въехало Симбирское духовное училище.
В центральной части Ульяновска на углу улиц Карла Либкнехта и Архитектора Ливчака, прямо напротив «колючего садика», стоит здание «изрядной архитектуры». Это — бывшее Симбирское духовное училище, одно из самых красивых учебных заведений Симбирска конца XIX века. «Выдержанное в формах эклектики с использованием в оформлении фасадов элементов классицизма и «русского» стиля… Двухэтажное, на цокольном этаже с подвалом, краснокирпичное здание имеет в плане П-образную форму, усложненную с восточного торца пятигранной апсидой… Самым ярким элементом объемно-пространственной композиции здания является его угловая часть, решенная в виде мощного кубического объема, включающего в себя лестничную клетку и колокольню домовой Кирилл-Мефодиевской церкви, а также примыкающего к нему с западной стороны квадратного в плане тамбура главного входа. Меньшие по размеру тамбуры боковых входов, расположенные с западного и юго-восточного флангов, перекрыты шатрами…», — читаем мы в книге «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска», не так давно изданной Историко-мемориальным заповедником «Родина В.И. Ленина». Кто хотя бы однажды побывал у стен этого здания, понимает, о чем идет речь.
Духовное училище — детище талантливого симбирского архитектора Михаила Григорьевича Алякринского, который в те годы работал в должности инженера при Симбир-ской уездной земской управе (ныне Дом офицеров), кстати, тоже построенной по его проекту в 1880-е годы.
История старейшего в городе учебного заведения — мужского Симбирского духовного училища — восходит к Симбирскому русскому училищу, открытому еще в 1803 году, в связи с переводом в наш город из Саранска мужской духовной гимназии. В ноябре 1818 года Симбирское русское училище переименовали в Симбирское духовное училище.
Вначале оно занимало один из корпусов мужского Покровского монастыря (ныне территория парка И.Н. Ульянова), но в 1822 году было переведено на территорию женского Спасского монастыря (ныне КДЦМ), где просуществовало десять лет. В последующие годы это учебное заведение не раз меняло прописку: в 1833 году оно переехало в здание бывшего Воспитательного дома (ныне Гончарова, 13а), а после страшного симбирского пожара 1864 года на несколько лет, пока шла реставрация здания училища, его перевели в уездный город Сызрань. В конце 1880-х годов Симбирская епархия с одобрения вышестоящего начальства решила построить для него новое здание, отвечающее требованиям времени.
В губернии к тому времени насчитывалось девять монастырей и более 700 различных церквей (приходских, приписных, кладбищенских, домовых), в которых несли службу около 800 священников, свыше 230 диаконов и около 680 псаломщиков. Как видим, потребность в грамотных священнослужителях в губернии была высока.
Когда было принято решение о строительстве здания духовного училища, создали строительный комитет под руководством главного смотрителя Сергея Александровича Остроумова.
Закладка здания состоялась в мае 1891 года, а спустя два года, 16 августа 1893 года, Симбирское духовное училище распахнуло двери для своих питомцев.
Строительство обошлось епархиальной казне в 14,5 тыс. рублей, что по тем временам составляло внушительную сумму.
Вскоре после открытия в 1893 году нового здания на втором его этаже на средства известного симбирского купца и мецената Александра Петровича Конурина была оборудована домовая церковь во имя святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, где в настоящее время находится актовый зал медицинского факультета УлГУ.
В церкви учащиеся проходили не только церковную службу, там они слушали нравоучительные проповеди, занимались хоровым пением.
Как и многие учебные заведения, училищное здание имело одностороннюю коридорную планировку. Широкий коридор располагался со стороны двора, а классные комнаты находились по фасаду и выходили окнами на Николаевскую площадь. В западной части верхнего этажа находился актовый зал, в котором проходили все торжественные мероприятия. И хотя со времени строительства прошло немало лет, в здании сохранилось многое. До нашего времени дошли: красивая чугунная лестница в угловой юго-западной части здания, входная дверь, потолочная лепнина и даже дверная фурнитура. На первом этаже недалеко от главного входа сохранился камин.
Духовное училище выпускало псаломщиков и являлось подготовительным заведением для поступления в Симбирскую духовную семинарию, существовавшую в городе с 1840 года. Курс обучения был рассчитан на пять лет, в училище было четыре обычных класса и один подготовительный — в нем проходили подготовку те, кто хотел продолжать обучение в духовной семинарии. Принимали в учебное заведение в первую очередь детей священнослужителей (таковы были инструкции Священного Синода), а на оставшиеся свободные места брали мальчиков из других сословий. Количество обучавшихся во всех классах приближалось к 180. Программа училища включала в себя в основном гуманитарные предметы: грамматику, чистописание; русский, церковно-славянский, латинский и греческий языки; отечественную историю, географию, церковное пение и черчение. Уровень преподавания был очень высок, и окончившие духовное училище, но не поступившие в семинарию, легко могли найти работу не только в епархиальном ведомстве, но и в самых разных учреждениях города и губернии. Например, они могли преподавать Закон Божий в церковно-приходских школах и народных училищах, работать письмоводителями в различных конторах, включая и нотариальные.
Штат Симбирского духовного училища был невелик. Во главе его стоял смотритель, имевший одного помощника. Долгие годы эту должность занимал статский советник Сергей Александрович Остроумов, а в помощниках при нем состоял надворный советник Петр Иванович Державин.
Кроме них было еще шесть-семь педагогов и надзиратель. Последним, как правило, был один из студентов духовной семинарии.
Среди преподавателей училища особо нужно отметить учителя церковного пения Сергея Петровича Ягодинского. Краевед С.Б. Петров, изучающий музыкальную жизнь Симбирска, пишет, что он был выпускником духовной семинарии и курсов при придворной певческой капелле в Санкт-Петербурге. После учебы с 1884 года преподавал церковное пение в Симбирске в духовном училище и духовной семинарии, был регентом архиерейского хора. На протяжении тридцати лет являлся ведущей фигурой в церковно-музыкальной жизни города. Его учениками были великий архидьякон Константин Васильевич Розов и певец Семен Иванович Ильин.
Последний, как пишет С.Б. Петров, родился в Симбирске в 1890 году в семье диакона Свято-Троицкого кафедрального собора. Как и дети других симбирских священнослужителей, он прошел обучение в Симбирском духовном училище, потом в духовной семинарии. Все годы обучения Ильин пел в церковном хоре, которым руководил С.П. Ягодинский. После окончания семинарии в 1907 году он два года являлся солистом симбирской любительской оперной труппы под управлением П.П. Никитина. Затем по совету педагогов Ильин поступил в Петербургскую консерваторию и, будучи студентом, продолжал ежегодно давать сольные концерты в Симбирске вплоть до 1918 года. Окончив консерваторию в 1915 году, он уехал в Одессу, став солистом Одесского оперного театра (исполнял партии баса). Позднее Ильин преподавал в Одесской консерватории, был режиссером оперного театра. В последние годы жизни писал мемуары, в которых посвятил несколько страниц описанию культурной жизни Симбирска в 1890-1910 годах.
10 октября 1901 года при училище открылось благотворительное общество — братство святых Кирилла и Мефодия. Как было записано в Уставе: «Цель братства в поддержании благоустройства училищной церкви и особенно в удовлетворении нужд недостаточных учеников названного училища». Председателем Совета братства долгое время являлся протоиерей Сергей Степанович Медведков, казначеем и почетным блюстителем по хозяйственной части — состоятельный симбирский предприниматель, известный своей благотворительностью Николай Петрович Пастухов.
В годы Первой мировой войны в духовном училище, как и во многих других учебных заведениях, был устроен военный госпиталь, правда малочисленный — всего на семь коек. Но для учебного заведения, где даже война не имела права нарушать учебный процесс, и этого было достаточно.
После революции, когда церковь была отделена от государства, Симбирское духовное училище закрыли. Произошло это осенью 1918 года. Но пустовало оно недолго, в 1920-е годы здесь расположилось детское воспитательное учреждение под названием Детский городок. В годы Великой Отечественной войны в бывшем духовном училище вновь разместился военный госпиталь, а после — один из факультетов Ульяновского сельскохозяйственного института. С открытием в Ульяновске государственного университета здание было передано ему под медицинский факультет.
Татьяна Громова