Концерт “Государственной академической симфонической капеллы России”
ДК «Губернаторский» (ул. Спасская, 13/2)
400-900
6+
9 апреля в 17:00 во Дворце культуры «Губернаторский» (ул. Спасская, 13/2) выступит один из ведущих музыкальных коллективов страны – Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России Валерия Полянского. Солисты – Татьяна Полянская (фортепиано, Москва), Руслан Розыев (баритон, Москва). В программе – популярные и раритетные произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, С. Рахманинова. Концерт проходит при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».
Государственная академическая симфоническая капелла России –– уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов и объединяющий хор, оркестр и солистов-вокалистов. Капелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским. С 1992 художественным руководителем и главным дирижёром ГАСК России стал Валерий Полянский. Коллектив много выступает в России, с триумфом гастролирует в США, Великобритании, Италии, Греции, Германии, Нидерландах, Хорватии, Японии. Репертуар Капеллы разнообразен. Он включает в себя симфонические, оперные, кантатно-ораториальные произведения всех эпох и стилей. С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители – Д. Мацуев, В. Кемпф, П. Копачинская, Н. Радулович, А. Рождественский, П. Донохоу, В. Постникова, Е. Мечетина А. Баева, А. Баранов и многие другие. Валерий Полянский – дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист России, дважды лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Основатель (1971) и бессменный руководитель Государственного камерного хора СССР. В 1971-1977 годах – дирижёр Московского театра оперетты. С 1977 – дирижёр Большого театра СССР. В 1992 года Валерий Полянский возглавил Государственную академическую симфоническую капеллу России. Дирижёром осуществлено около 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как за рубежом, так и в России. Так, он записал все хоровые концерты Д. Бортнянского, возродил музыку А. Гречанинова, почти не исполнявшуюся в России. Валерий Полянский – Президент Рахманиновского общества. Татьяна Полянская родилась в семье известных московских музыкантов, окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (классы профессоров В. В. Кастельского и А.А. Наседкина) и ассистентуру-стажировку (класс профессора А.А. Наседкина). Пианистка выступала вместе с Государственной симфонической капеллой России на Тайване, в Хорватии, Словении, Италии, Испании, Великобритании, Германии, Китае. Принимала участие в международных и всероссийских музыкальных фестивалях в Москве, Флоренции, Цюрихе. В составе Госкапеллы России Татьяна Полянская ежегодно участвует в музыкальном фестивале «Малые города России». В репертуаре артистки — сочинения Шумана, Чайковского, Шостаковича, Стравинского и др. Государственная академическая симфоническая капелла России, которая впервые выступает на ульяновской сцене, подготовила для фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» уникальную программу, представляющую наряду с общепризнанными шедеврами отечественной классики ХХ века, неизвестные страницы советской музыкальной культуры. Слушателей ожидают яркие премьеры и открытия. 30-годы ХХ века – это неизведанная планета, время, изобилующее резкими контрастами, трагическими коллизиями и высокими взлётами творческого вдохновения. Произведения гениальных композиторов, созданные в 30-е годы, – это живые страницы истории, правдиво свидетельствующие о своей эпохе и мироощущении людей, живших в молодом советском государстве. Комическая опера «Большая молния» (один из вариантов названия – «Гвоздь в порошке») могла бы пополнить список музыкально-театральных произведений Д. Шостаковича, он работал над ней в 1932-33 гг. Опера осталось незавершенной, по-видимому, из-за неудовлетворенности композитора литературной основой. В 1980 году дирижер Г. Рождественский обнаружил авторские рукописи – партитуру и клавир первых девяти номеров оперы «Большая молния». Как видно из текста сохранившейся части либретто, написанного Н. Асеевым, действие первой картины происходит в отеле некой капиталистической страны (по-видимому, в США), где ждут приезда рабочих из Советского Союза. Аналогичный фабульный ход, позволяющий сопоставить образы людей из двух социальных миров, использован и в либретто балета «Золотой век». В музыку оперы Шостакович вводит пародийно звучащие цитаты из произведений Глиэра, Бетховена и народной музыки, в полной мере демонстрируя свой талант сатирика. Неоконченная опера «Большая молния» впервые прозвучала в концертном исполнении 11 февраля 1981 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Кантата «Здравица» С. Прокофьева – произведение сложной судьбы, пережившее длительный период забвения, но в последние годы вызвавшее острые дискуссии и заслуженный интерес. Написана Прокофьевым по заказу Всесоюзного радио в 1939 году к 60-летию Сталина и исполнена 21 декабря того же года. Прокофьев использовал в кантате тексты так называемых «народных песен» о Сталине, перечисление которых впечатляет: русский, украинский, белорусский, кумыкский, курдский, марийский и мордовский фольклор (на самом деле, тексты – неизвестного происхождения). Ожидаемые привкусы «политзаказа», «официоза» и творческого компромисса при знакомстве с этим произведением не оправдываются, благодаря высоким художественным достоинствам музыки. «Здравица» — одна из гениальных страниц зрелого прокофьевского стиля, примечательного поисками «новой простоты». Первый концерт для фортепиано с оркестром Д. Шостаковича (1933) иногда называют Концертом для фортепиано, трубы и оркестра, благодаря ярким сольным эпизодам трубы, состязающейся с роялем. О причинах обращения к жанру концерта Шостакович говорил: «Это моя первая попытка восполнить значительный пробел в советском инструментальном репертуаре, в котором отсутствуют крупные концертные произведения». В музыку Концерта остроумно вплетены цитаты и реминисценции из произведений Гайдна, Бетховена и других авторов, в финале звучит мотив популярной одесской песни «Как шумно было в доме Шнеерсона». В результате в рамках концертного цикла происходит совмещение серьезного и смешного под знаком характерной для молодого Шостаковича склонности к экспериментам и стилевым контрастам. Кантата «Весна» С. Рахманинова (1902) написана на текст стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый шум». Возможно, созданию светлого, проникнутого утверждением любви произведения способствовали чувства самого композитора: именно этой весной состоялась его свадьба с Натальей Александровной Сатиной. Но современники усматривали в ней нечто большее: пробуждающаяся и обновляющаяся весной природа воспринималась как символ близких перемен, светлых надежд, охвативших русское общество в начале ХХ века. Кантата была чрезвычайно высоко оценена музыкальной общественностью. Попечительный Совет для поощрения русских композиторов и музыкантов присвоил за неё Рахманинову премию М.И. Глинки.
В программе: I отделение Д. Шостакович. «Праздничная увертюра» Д. Шостакович. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до минор
II отделение С. Рахманинов. Кантата «Весна» для баритона, хора и оркестра, слова Н. Некрасова Д. Шостакович. «Большая молния» (незавершенная опера)
Цена билетов: от 400 до 900 рублей.
Обращаем внимание посетителей на то, что пропуск на концерты осуществляется согласно правилам посещения мероприятий в условиях режима повышенной готовности в регионе.
Подробную информацию о концерте и билетах вы можете узнать по телефонам: касса Ленинского мемориала 27-35-06, отдел работы со слушателями 44-19-73, на сайте http://www.leninmemorial.ru/ и в официальной группе филармонии ВК: http://vk.com/dom_muziki73. Приобрести билеты вы можете на сайте http://www.leninmemorial.ru/, а также, в кассе Дома-музея В.И. Ленина (ул. Ленина, 70). 6+ |
|