Мультимедийное музыкальное представление “Весна священная”

23 апреля во Дворце творчества детей и молодёжи Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Артёма Белова представит мультимедийное музыкальное представление «Весна священная». Музыка легендарного балета Игоря Стравинского прозвучит в авторском переложении для оркестра народных инструментов Артёма Белова и в сопровождении светового шоу и тематического видеоряда.

«В воображении моем возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас рассказал о нем художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе». Игорь Стравинский

29 мая 2023 года исполняется 110 лет со дня премьеры балета Игоря Стравинского «Весна священная». От скандала до шедевра — такой предсказуемо тернистый путь прошел он в истории мирового искусства. «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году», — высказался один из театральных критиков после премьеры, которая заставила достопочтенную парижскую публику испытать глубокий культурный шок. Эти слова оказались пророческими. Фантастический сплав талантов трех гениев — Стравинского, Рериха, Нижинского — породил абсолютно новаторский спектакль, обладающий поистине магической силой воздействия на зрителя, секрет которой не разгадан до сих пор.

Идея балета явилась Стравинскому во сне. Потрясенный, он поведал об этом Рериху, который занимался изучением обрядовой культуры древних славян. Началась кипучая работа над либретто: композитор и художник создавали его вместе. Рерих также выполнил декорации к балету и эскизы сценических костюмов. Нового спектакля ожидали с большим нетерпением: ему надлежало стать «гвоздем» «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Постановку Дягилев поручил самому яркому танцовщику труппы Вацлаву Нижинскому. Желая воплотить на сцене мир языческой Руси в его суровой архаике, Нижинский отказался от привычной пластики классического балета: стопы, развернутые внутрь, прижатые к телу локти, движение на прямых ногах, «деревянные», лишенные классической полетности скачки — все это передавало стихийно-первобытный пляс массы, желающий всецело и воедино слиться с землей, и максимально выражало чувство, однако внешне выглядело грубо и примитивно. Усугубляла ситуацию непривычно сложная для балетного слуха музыка Стравинского. Среди артистов зрело недовольство, но работа над балетом была доведена до конца.

Премьерный показ балета в мае 1913 года в Париже, в театре Елисейских Полей, начался при полном аншлаге. Но уже первые такты обескуражили публику. Привыкшая к изысканно-утонченному классическому танцу, она была оскорблена «варварской» музыкой и грубой тяжеловесной хореографией. В зале началась вакханалия, унять которую Дягилеву так и не удалось. Мужественно доведя спектакль до конца, артисты не решились выйти на поклоны. Таким было первое знакомство публики с главным балетом XX века, как впоследствии назовут «Весну священную». Но это будет позже. А тогда спектакль выдержал всего шесть показов, после чего исчез из репертуара дягилевской труппы.

Подлинный интерес к «Весне священной» возник только во второй половине XX века: новаторское сочинение, взломавшее старые стереотипы в музыке и хореографии, стало для мира открытием. Многочисленные постановки балета резко отличаются друг от друга подходом к форме и содержанию, но объединяет их одно — магическая сила музыки Стравинского. Будучи однажды услышанной, она околдовывает навсегда, и возникает желание непременно увидеть своими глазами этот эпохальный балет.

В программе концерта это станет возможным: исполнение «Весны священной» будет сопровождать видеоряд балета в оригинальной постановке, расцвеченный световыми эффектами. Музыка Стравинского прозвучит в исполнении Ульяновского государственного оркестра русских народных инструментов под управлением художественного руководителя и главного дирижера Артема Белова. В переложении для русского оркестра легендарный балет прозвучит впервые. Автор переложения — Артем Белов.