Персональная выставка народного художника России Сергея Гавриляченко “Автопортрет в интерьере жизни”

8 июня в 17.30 в Музее изобразительного искусства XX-XXI вв. откроется персональная выставка народного художника России Сергея Гавриляченко «Автопортрет в интерьере жизни»

«В экспозиции представлено 29 картин из мастерской художника.
Название выставки определяет одну из основополагающих линий творчества Сергея Александровича Гавриляченко: камерность в решении извечных вопросов Бытия и быта, Героя и персонажа. Философская глубина трактовки сюжета оставляет без внимания декларативный пафос, без которого часто не обходится история художественной жизни. С присущей Сергею Александровичу иронией, органично перетекающей в самоиронию, он создает фрагмент живописного рассказа, в котором зрителю дается возможность продолжить или завершить начатое. Дозированная амплитуда развития сюжета, вмещающего основы замысла, предлагает возможности интерпретаций. Уголок интерьера, фрагмент окна, подобный зеркалу с не всегда четким очертанием фигуры, естественно и гармонично встречается с персонажем – молчаливым, задумчивым, дремлющим. Интерьер, раскрывающий или лишь приоткрывающий свои истории, подчас кажется независимым от человека.

Художник тонко и глубоко подводит своеобразную черту в действиях и предпочтениях всех своих героев – одушевленных и неодушевленных. Мощно вылепленной фигуре, вписанной в обыденность жизни, вторит знаковый эквивалент «вещного» пространства, обретающего значение вневременного существования. Само понятие «камерность» получает в полотнах художника суть и смысл глубокого внутреннего погружения в мир бытия.

«Я всю жизнь писал казачество, — признается Сергей Александрович. — И очень мучился, что у меня нет современной темы. В итоге оказалось: единственное, о чем могу писать, — это про себя». Картины, в которых художник обращается к традициям искусства П. Федотова, Л. Соломаткина, западноевропейских школ ХVII – ХIХ веков, совмещают гармонически цельную общность прошлого с настоящим. Мир, создаваемый художником-философом, определяется «ограненными» интерьерами с приглушенными сполохами света, с прорывами в оконное пространство вне обыденности и случайности. «Стоическое» состояние всего, что наполняет интерьер, это не быстро меняющиеся кадры современной жизни – пульсара, а великая пауза, способность и возможность принятия жизни. Это становятся основой каждого произведения художника.

Колористическими всплесками ушедшего и настоящего времени, мощной формой, состязающейся с рельефной лепкой, композиции обретают подлинную глубину выражения. Благодаря сгармонированному колориту, в котором то прячутся, то выступают с идеальной последовательностью «хоральные» цветовые аккорды, художник создает явственное ощущение присутствия и героя, и зрителя в конкретном и, одновременно, вневременном интерьере жизни. Мощная наполненность живописного холста, соединяющего энергичные и подчиненные ей мазки, создают единство, в котором невозможны цветовые паузы. Ассоциации возникают от ощущения умиротворенности героев, от словно нагретого веками и обретшего «тяжеловатость» сфумато, проникающего в интерьер к персонажу через окно, открытую или прикрытую дверь. С.А. Гавриляченко создает полотна, в которых суть времени поверяется воспоминаниями о прошлом, настоящем, будущем. И это глубокие размышления о жизни, ее отражениях. В этом суть творчества С.А. Гавриляченко»

(Е.Н. Сергеева, заведующий Музеем изобразительного искусства ХХ- ХХI вв., куратор выставки).