Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский»
Главный дирижёр – Эдуард Дядюра
Солист – Иван Кожевников (фортепиано, Москва)
Программу представляет Ульяна Шабурова
В программе:
Людвиг ван Бетховен. Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
Антонин Дворжак. Симфония № 9 «Из Нового света» ми минор, соч. 95
Карл Мария фон Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Концерт для фортепиано с оркестром №5 ми-бемоль мажор, известный также как «Императорский» или «Большой концерт», – это колоссальное сочинение Людвига ван Бетховена, наполненное возвышенной героикой, масштабность которого раскрывается с первой же фразы фортепиано. Вдохновением для его создания послужила борьба, а именно, эпоха наполеоновских войн. Композитор писал концерт между 1809 и 1811 годами – в трудное время, когда войска Наполеона вторглись в Австрию, Вена была осаждена и сдана неприятелю. Но Бетховен в своём произведении не отображает сцены сражения, а стремится образно воссоздать атмосферу и воспеть мужество и героизм.
Первая часть концерта предстает перед слушателем грандиозным полотном излюбленной Бетховеном темы борьбы и звучит словно торжественный гимн человечеству и его силе, при этом не лишенный лирических отступлений. В противовес ей вторая часть сменяет торжественные настроения подчеркнутой камерностью, будто увлекая зрителей картинной галереи к другому изобразительному шедевру, умиротворяющему и безмятежному. Заключительная часть концерта искрится ликующими пассажами, которыми обмениваются солист с оркестром, и утверждает жизнь во всей её полноте.
Девятая симфония принадлежит к числу лучших сочинений не только Антонина Дворжака, но и мировой симфонической литературы второй половины XIX века. Острый драматизм сближает ее с Третьей и Четвертой симфониями Брамса или Пятой и Шестой Чайковского. Но, в отличие от них, в симфонии Дворжака сильнее выявлены героико-патриотические черты. Композитор снабдил ее подзаголовком «Из Нового Света». В ней отразились впечатления Дворжака от природы, поэзии и народной музыки США. С первых же дней пребывания в Нью-Йорке он внимательно прислушивался к тому новому, что звучало вокруг: «Музыкант должен прислушиваться ко всем маленьким свистунам, уличным певцам, слепцам, играющим на шарманке. Иногда я столь захвачен наблюдениями над этими людьми, что не могу от них оторваться, так как время от времени я улавливаю в этих отрывках темы повторяющиеся мелодии, которые звучат как голос народа». Но где бы он не творил, в Америке или Англии, композитор всегда писал истинно чешскую музыку. Симфония № 9 пронизана национальными чешскими интонациями и ритмами, хотя в ней и звучат обороты негритянской музыки, а некоторые образы навеяны индейским фольклором. Думы о родине на чужбине, страстная тоска и пламенный пафос, бурные чувства и героический призыв – таково вкратце содержание замечательного творения Дворжака, достойно венчающего его долголетний путь симфониста.
Украшением музыкального вечера станет Увертюра к опере «Эврианта» Карла Марии фон Вебера. Это произведение является одним из самых часто исполняемых оркестровых сочинений немецкого романтика и вызывает колоссальный интерес во всем мире, знакомя слушателей с легендарными образами эпохи Средневековья.
Иван Кожевников родился в 1997 году в Магнитогорске. Окончил Московский государственный колледж музыкального исполнительства имени Ф. Шопена (класс доцента МГК им. П. И. Чайковского Татьяны Титовой) и Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс доцента Дениса Бурштейна). За годы учебы неоднократно становился лауреатом международных и всероссийских конкурсов, среди которых: VI Международный конкурс «Призвание – музыкант» (вторая премия), Международный конкурс пианистов «Giorgio e Aurora Giovannini» (Италия) – обладатель специального приза жюри, Гран-при Международного конкурса «Колыбель России», дипломант III Международного конкурса имени Николая Метнера, III Международный конкурс камерной музыки «Зимний путь» (вторая премия), Международный конкурс хоровых коллективов имени Ю. Фалика (диплом лучшего концертмейстера конкурса).
Принимал участие в международных музыкальных фестивалях «Luoghi Imaginari» и «Autunno Musicale» в Италии, «Grieg in Bergen» в Норвегии и других.
Сотрудничал с симфоническими оркестрами Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Л. Ростроповича, Томской областной государственной филармонии, Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, Магнитогорского театра оперы и балета, с дирижерами Михаилом Грановским, Ренатом Жиганшиным, Денисом Немировичем-Данченко и другими.
В 2010 году в рамках проекта Союзного государства России и Беларуси участвовал в мастер-классах Валерия Пясецкого и Аркадия Севидова. В 2020-2022 годах в составе Всероссийского юношеского симфонического оркестра принимал участие в Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, а также в музыкальной академии фестиваля, где занимался с известным французским пианистом Дэвидом Лайвли. В июне 2022 года в рамках Всероссийской декады выпускников творческих вузов России состоялся дебют Ивана Кожевникова на сцене Большого зала Московской консерватории.
В настоящее время Иван продолжает обучение в ассистентуре-стажировке Российской академии музыки имени Гнесиных в классе заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Владимира Троппа. Пианист активно выступает с сольными и камерными программами на многих концертных площадках страны.
С 2022 года Иван Кожевников – концертмейстер оперной труппы Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством народного артиста РФ Дмитрия Бертмана.
Билеты – 400 – 900 рублей