ЛЕКЦИЯ О ЖИЛЕ ДЕЛЁЗЕ И «КИНО» «Железы Жиля Делёза: краткое знакомство с «Кино-1» и «Кино-2». Точка между образом-действия и образом-времени» Жиль Делёз — французский философ (кто был на первом нашем ЧГК — обязан вспомнить), постструктуралист. Среди всей тусовки поструктуралистов (Барт, Фуко, etc.) — и вообще философии — Делёз стал единственным философом, написавшим полный, объёмный и тотальный (во всех отношениях) труд по кинематографу — сейчас он известен как «Кино». Жиль дружил с главредом Cahiers Du Cinema, читал лекции по теории кино — именно они стали будущей основой для двух книг — «Кино-1» [1983] и «Кино-2»[1985]. На большинстве языков они переведены и изданы одной книжкой — «Кино». Мне очень сложно написать в трёх-пяти абзацев — как и будет тяжело читать о нём лекцию, ограниченную полутора часами — потому что Жиль занимался не кинокритикой — меньше всего в книге можно найти анализ фильмов, в лучшем случае — отдельных эпизодов авторской классики. Делёз рассматривал кино почти как живое коллективное [состоящее из фильмов] существо, которое обладает сознанием и имеет своё мышление. По Жилю Делёзу — это не кино с определённого момента хронотропа подражает реальности, а реальность подражает кино. Составной единицей кино Жиль называл образы и приводил их классфикацию. В этой таксономии самым значимым было деление на образы-действия и на образы-времени: именно это смена образов стала ключевой при разделении голливудского-студийного и авторского-незаивсимого кино в 1950-ые с появлением итальянского неореализма. Деление «Кино» на 2 части было обусловлено как раз переходом образов, которые использовали в кинематографе режиссёры. На лекции я освещу его биографию и основные философские труды совсем немножко, в целом расскажу об опыте прочтения «Кино», о ключевх тезисах Жиля Делёза — глубже и конкретнее мы сумеем рассмотреть эту точку, в которой Кино-1 превратилось в Кино-2, образы-действия сменились образами-времени. Это должно быть почти магический обряд, так как книга трудная — труднее о ней говорить и анализировать — поэтому эту попытку можно считать очень смелой и должно быть в любом случае очень важно для тех, кто хоть сколько-то интересуется кинематографом — независимо от того, сколько мы успеем охватить на лекции (а это даже мне неизвестно) — даже кроха результатов интеллектуальныхъ трудов Жиля Делёза способно изменить восприятие не только кинематографа, но и окружающей нас действительности. ЛЕКЦИЯ О ЖИЛЕ ДЕЛЁЗЕ И «КИНО» Адрес: Бар «Кусты» (ул. Федерации, 13) Свободный вход, но в баре нужно будет приобрести напиток! |
|