Односторонний разрыв договоров на энергоснабжение с управляющими компаниями и перевод жителей домов на «прямое абонирование» со стороны «Ульяновскэнерго» предусматривают выставление счетов за ресурсы, потребляемые в местах общего пользования, без ограничения фактического объема нормативным потреблением. Согласно действующему российскому законодательству, такая норма применима только при непосредственном управлении многоквартирным домом и не может применяться при опосредованном управлении, то есть управляющей компанией. Почему в Ульяновске на очевидное и массовое нарушение со стороны монополиста закрывают глаза власти и правоохранительные органы?
Этот вопрос мы переадресовали представителям профессионального сообщества, которые «ввиду неспокойного времени» попросили не называть своих имен.
Долги УК – на шею жильцов
Формальным поводом к переводу жильцов жилых многоквартирных домов на так называемое «прямое абонирование» стал рост задолженности управляющих компаний за ресурсы, поставляемые ресурсоснабжающими организациями (РСО). Управляющие организации (УО), не желая решать проблему, предпочли договориться с поставщиками ресурсов и, манипулируя некоторыми нормами жилищного законодательства, допускающими двусмысленное толкование, разработали ряд изменений в договорные отношения, говорят эксперты. Ресурсникам и управленцам удалось, казалось бы, невозможное – они убедили жителей в том, что РСО теперь сама может стать не только поставщиком ресурсов, но и исполнителем коммунальной услуги, оказываемой «внутридомовым» потребителям, как известно, за отдельную плату. Никого не смутило, что по закону сфера ответственности РСО распространяется только до стен здания. В соответствии с этим принимаются и тарифы на их услуги.
Чтобы переложить так называемые «внутридомовые коммерческие потери» на жильцов, РСО вместе с управляющими организациями прекратили действие договора энергоснабжения, чем фактически освободили управляющие организации от исполнения ими обязанностей по содержанию общего имущества, установленных договором с собственниками. Однако прекращение договора энергоснабжения автоматически влечет прекращение договора оказания услуг по содержанию жилья, так как без потребления ресурсов оно невозможно. Исполнитель оказывается не способен выполнять условия договора по содержанию, и такой договор должен быть расторгнут.
Расчет инициаторов такой схемы был лишь на то, что власть закроет на нее глаза или, что еще лучше, поддержит «новацию». В итоге так и получилось. Управляющие компании перестали выполнять внутридомовые работы по контролю за объемами и платежами, ведению базы данных, предупреждению хищений и другие виды работ (сбытовые функции). При этом жильцы эту работу продолжают оплачивать управляющим компаниям.
Однако «Ульяновскэнерго» также не намерено выполнять сбытовых функций. Вся ответственность за работы по внутридомовому сбыту ресурсов теперь возложена на самих жителей. Главным распорядителем платежей в такой схеме стало ООО «РИЦ», которое руководствуется в расчетах основным принципом: рассчитывать по тем данным, которые собственники и пользователи предоставляют сами. Какие в этом случае могут быть претензии?
Проблема в том, что прекращение выполнения сбытовых функций внутри дома неизбежно привело к неуправляемому росту разницы между поставленным и потребленным ресурсом. Ведь исполнителем коммунальных услуг не осуществляются учет и контроль за потреблением ресурсов лифтами, арендуемыми помещениями, в процессе содержания общего имущества, мастерскими, подсобками и т.д., за которое должны рассчитываться лица, которые потребляют эти ресурсы.
В нынешней ситуации жильцы вынуждены платить в 40 раз больше за освещение лестничных клеток, хотя все расходы на ОДН измеряются прибором учета, отдельным от квартирного потребления. И неудивительно, что и УК, и РСО в восторге от своего изобретения, так как и работу, за которую получают деньги, можно не выполнять, и финансовая ответственность за расходы ресурсов на ОДН теперь тоже не возлагается ни на УО, ни на РСО. За все платят жильцы…
А в комитете кто?
В ряде регионов, где также пытались применить эту мошенническую схему, власти выступили с предложением к федеральным законодателям об исключении из законов тех мест, которые позволили ушлым дельцам трактовать их в свою пользу. В результате по поручению президента Владимира Путина в Жилищный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым плата за коммунальные услуги ОДН с 1 апреля 2016 года будет включена в строку «содержание и ремонт жилья», а плата за них будет рассчитываться исходя из нормативов (подробно об этом «СК» писал в номере за 18 июля этого года).
И что же ульяновские власти? Внесенные поправки вызвали настоящий переполох в коммунальном сообществе, представленном региональным министерством промышленности, транспорта и ЖКК, комитетом ЖКХ и энергетики Законодательного Собрания и другими.
Спешно был собран актив лиц, «говорящих на одном языке», на котором и приняли решение с категорическим осуждением инициированных главой государства изменений.
По новым требованиям управляющие организации обязаны покупать плановый объем ресурсов, необходимых для исполнения услуг по содержанию. Эти обоснованные объемы должны быть утверждены собственниками, перед которыми исполнитель (УК) должен отчитаться за их рациональное расходование. Долгожданные поправки федералов в ЖК РФ более предметно определяют ответственность управляющих организаций за их исконные функции, отказ от выполнения которых привел к необоснованным платежам за ресурсы на ОДН. Последнее представители профессионального сообщества рассматривают как попытку дельцов нарушить дисциплину платежей и в конечном итоге добиться развала всей системы ЖКХ.
Кроме того, незаконные действия энергомонополистов, считают они, подрывают веру людей в способность власти противостоять беззаконию и отстаивать интересы граждан.
Именно против инициатив, направленных на защиту интересов граждан, выступили представители ульяновских властей, полагают эксперты.
Но если уж так сложилось, что членом профильного комитета ЖКХ является, например, глава филиала ВоТГК Трубчанин, а примкнувшими лицами – руководство исполнителей, субисполнителей и независимого (по всей вероятности, от жителей МКД) партнерства управляющих компаний, то было бы правильным проводить по таким вопросам поименное голосование. Тогда, следуя словам Владимира Высоцкого – «там поймешь, кто такой», – избирателям было бы проще делать правильный выбор.
Дмитрий Минаев