Депутаты Заксобрания рассмотрели законопроект, устанавливающий статус, порядок организации и работы административных комиссий в Ульяновской области. Сторонники инициативы заявили, что он «нужен как воздух» и поможет пополнить городские бюджеты новыми штрафами. Однако выяснилось, что субвенции на оплату труда секретарей комиссий на 2025 год не заложены – министр финансов Наталья Брюханова высказалась против того, чтобы «запускать» нововведения с нынешнего года. Цена вопроса для Ульяновска – чуть более 7 млн рублей.

В октябре прошлого года Улпресса писала, что с помощью административных комиссий власти хотят упростить процесс борьбы с незаконными НТО, гаражами, шлагбаумами и прочим – укоротить цепочку от составления протокола за правонарушение до наказания. Идея обрела форму законопроекта, которую в областной парламент внес единоросс Константин Долгов.

Что сказано в документе? Комиссии будут образовываться муниципальными правовыми актами местных администраций городских округов Ульяновской области. Власти Ульяновска должны получить такие полномочия с 1 июня 2025 года; органы местного самоуправления Димитровграда и Новоульяновска – с 1 января 2026 года.

Предполагается, что комиссии (в их состав войдут те, кто имеет высшее юридическое образование) будут рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях в сфере благоустройства:

  • статья 81 – нарушение требований по содержанию зданий, сооружений и земельных участков;
  • статья 82 – нарушение требований к внешнему виду фасадов нежилых зданий, строений, сооружений;
  • статья 83 – нарушение требований к выполнению перечня работ по благоустройству, в том числе периодичности их выполнения;
  • статья 45 – нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах;
  • статья 19 – незаконные действия по отношению к государственным символам Ульяновской области и официальным символам муниципальных образований);
  • статья – 22 – размещение нестационарных торговых объектов в местах, не указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов;
  • статья 23 – участие в ярмарках и продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) на них без разрешения (пропуска) на участие в ярмарке);
  • статья 25 – нарушение порядка предоставления государственных или муниципальных услуг.

Пока должностные лица органов местного самоуправления имеют право лишь составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере благоустройства, а дела рассматривают мировые судьи.

Также в ведение административных комиссий предложено передать разбирательства по статье 13.1 КоАП Ульяновской области. Она предусматривает ответственность физлиц за невнесение платы за пользование платными парковками (парковочными местами), расположенными на автодорогах общего пользования местного значения в границах городских округов. Пока полномочиями по ведению административного производства по этим делам наделено Министерство транспорта Ульяновской области.

Почему возникла необходимость в передаче полномочий административным комиссиям?

– По результатам проведенного мониторинга правоприменения установлено, что правонарушения, совершаемые в сфере благоустройства, носят системный характер. Это сигнализирует о неэффективности рассмотрения материалов об административных правонарушениях мировыми судьями 
и негативно влияет на обеспечение прав и законных интересов юридических 
и физических лиц – жителей муниципальных образований. Статистика по Ульяновску показывает, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях значительная часть производств прекращается, а в случаях признания граждан виновными наказание назначается в виде предупреждения, – пояснили свою позицию авторы законопроекта.

И подкрепили ее цифрами. С 2022 по 2024 год должностные лица Ульяновска составили 3 801 протокол об административном правонарушении. 86 дел об административных правонарушениях были прекращены, по 246 (6% от общего числа составленных протоколов) назначено административное наказание в виде предупреждения. Вынесено 1507 административных штрафов (40% от общего числа составленных протоколов). «Сумма недополученных доходов в муниципальный бюджет составила порядка 0,5 млн рублей», – говорится в документе.

Административные комиссии будут работать более эффективно, уверены авторы законопроекта. Сократится время между фактом фиксации нарушения (для этого будут использоваться автоматические системы) и привлечением к ответственности; материалы на взыскание в УФССП будут направляться более оперативно, авторитет должностных повысится, а нагрузка на мировых судей снизится.

Подобные комиссии уже созданы и работают в муниципальных образованиях 77 субъектов РФ, включая Московскую, Белгородскую, Нижегородскую, Саратовскую области, Татарстан и Башкортостан.

Предполагается, что в каждой комиссии на постоянной оплачиваемой основе будут работать секретари. На их зарплату городским бюджетам должны выделяться субвенции из областной казны. Расчет, сколько именно нужно секретарей, будет производиться исходя из количества жителей городских округов. По данным на 1 января 2024 года в Ульяновске проживало 632 771 человек, в Димитровграде – 108 804 человека, в Новоульяновске – 16 791 человек.

  • До 50 тысяч человек – создается одна ставка должности муниципальной службы ведущего специалиста;
  • От 50 до 150 тысяч человек – две ставки должности муниципальной службы главного специалиста-эксперта;
  • Более 150 тысяч человек – шесть ставок консультанта муниципальной службы.

Итого, если брать расчет для Ульяновска, складывается такая сумма:

  • Годовой фонд оплаты труда одного ответственного секретаря административной комиссии составляет 924 006,48 рубля (рассчитывается исходя из денежного содержания должности муниципальной службы – консультанта администрации города Ульяновска).
  • Годовые расходы на содержание одного ответственного секретаря административной комиссии (услуги связи, почтовые расходы, оборудование (обустройство рабочего места, компьютеры, множительная техника и т.п.) – 238,5 тысячи рублей на одного служащего.

– С учетом отсутствия практики работы административной комиссии 
на территории Ульяновской области расчет предлагается с 20-процентным увеличением суммы затрат на оплату труда за расчетный период одного ответственного секретаря административной комиссии. Общие затраты в 2024 году составили бы 1,108 млн рублей, с учетом индекса инфляции, равным 107,4 % – 1,190 млн рублей. Итого расходы областного бюджета Ульяновской области на 2025 год составят 7,145 млн рублей, – говорится в законопроекте.

Авторы уточняют, что эти расходы отобьются: по их данным, работа административной комиссии позволит увеличить поступления в муниципальный бюджет в 2025 году на 27,885 млн рублей. Эта сумма сложилась с учетом трехлетней практики отказов мировыми судьями в назначении штрафов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также планируемых поступлений от штрафных санкций по неуплате административного наказания в виде штрафов за неуплату использования платной парковки.

Тут же приведен расчет планируемых поступлений в бюджет Ульяновска от штрафных санкций (исходя из практики городов, на территории которых уже созданы и действуют платные парковочные пространства).

  • 2025 год – размер штрафа 1 500 рублей, ориентировочно поступление составит 27,885 млн
  • К 2030 году размер штрафа увеличится до 2 500 рублей, ориентировочно поступления составят 259,387 млн рублей.

То есть, введение платных парковок в Ульяновске, судя по законопроекту – дело нынешнего года, а точный срок – с 1 июня (когда начнет действовать административная комиссия).

Законопроект получил положительное заключение губернатора Алексея Русских, прокуратуры Ульяновской области и управления юстиции РФ по региону согласован с главами муниципалитетов.

Все эти нюансы на комитете депутатам рассказал свеженазначенный и.о. заммэра Ульяновска Александр Ермаков. Выяснилось, что в областном бюджете субвенции на оплату работы секретарей административных комиссий в этом году не предусмотрены.

– Мы рекомендовали, чтобы данный закон не вступал в силу с 2025 года, потому что средства не заложены. Мы с вами понимаем, что у нас есть много первоочередных задач, – пояснила министр финансов Наталья Брюханова.

– Законопроект вступает в силу с 1 июня 2025 года, таким образом у нас сумма (7 млн) сокращается вдвое, – попытался возразить Ермаков.

– Дело не в этом, вдвое они сокращаются или будут в размере одной копейки. Сегодня дополнительных ресурсов для принятия данных полномочий нет. Будет просто странная ситуация – без средств в бюджете будут работать административные комиссии. Обычно полномочия берутся с начала финансового года и предусматриваются субвенции при принятии бюджета. Как это будет реализовано, я даже не представляю, – ответила Брюханова.

– Чудесно, что я могу сказать, – прокомментировал глава комитета Алексей Кошаев.

Ермаков дополнил, что создание административных комиссий – это право органа местного самоуправления: «То есть, именно 1 июня это не является отправной точкой, когда мы должны это сделать. Поэтому я считаю, что отсутствие в настоящее время данного финансирования не является препятствием для поддержки этого законопроекта».

Его поддержал депутат и экс-мэр Сергей Панчин: он заявил, что «работа этих комиссий нужна как воздух. В последние годы составляли столько протоколов по заявлению граждан, а результата нет».

В итоге члены комитеты проголосовали за вынесение законопроекта на заседание ЗСО – с ремаркой, что нужно финансово его «дошлифовать». «Если его примут, значит коллеги будут работать в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований. Если полчеловека, значит, будет полчеловека работать», – резюмировала Брюханова.