часть 3. Как превратить советский парк в символ единства народов России

Парк Дружбы народов в Ульяновске был создан как символ братства советских республик. Его проект, разработанный архитектором Александром Бросманом, был утвержден в 1966 году, а к 1977 году силами всех республик СССР парк был обустроен. Его украшали национальные павильоны, скульптуры, беседки, фонтаны, а аллеи были высажены деревьями и кустарниками, характерными для разных уголков страны.

Даже после распада СССР, в начале 1990-х, парк сохранял большую часть своего уникального облика. Однако последующие годы запустения и вандализма привели к тому, что к 2012 году от его былого великолепия почти ничего не осталось.

Именно в этот период наша архитектурная мастерская приступила к работе над градостроительной концепцией парка в рамках проекта Культурно-туристского кластера «Музей СССР». Перед нами встала сложная дилемма: что делать с этой территорией?

Было очевидно, что буквальное воссоздание парка в его первоначальной идеологической форме невозможно. Политические реалии изменились, отношения с некоторыми бывшими республиками стали сложными, и их участие в восстановлении советского символа было маловероятным. С другой стороны, многочисленные предложения по полному переформатированию парка под новое название и тему противоречили запросу горожан и властей. Для них парк, даже в руинах, оставался объектом исторического наследия, который требовалось сохранить. Социальный запрос заключался в полном восстановлении парка в первоначальном виде.

Таким образом, отказ от тематики «дружбы народов» означал бы разрыв исторической преемственности. Изначальная концепция парка была основана на принципе культурной полифонии — гармоничного сосуществования разных культур, что являлось большой ценностью советской эпохи. Мы полагали, что преемственность должна заключаться не в копировании старой идеологии, а в сохранении и современном переосмыслении этого гуманистического принципа.

Однако в 2012 году такая идея оказалась преждевременной. Нам пришлось сохранить в концепции старую структуру парка, разработав предложения по благоустройству для каждой бывшей республики. Сегодня, с учетом дальнейшего изменения международных отношений, эта концепция окончательно устарела, вновь актуализируя вопрос о поиске нового, актуального подхода к наследию парка.

Концептуальные решения 2012 года по зонированию территории парка
Концептуальные решения 2012 года по зонированию территории парка
Концептуальные решения 2012 года по благоустройству участка Белорусии
Концептуальные решения 2012 года по благоустройству участка Армении
Концептуальные решения 2012 года по благоустройству участка МолдавииКонцептуальные решения 2012 года по благоустройству участка Молдавии
Концептуальные решения 2012 года по благоустройству участка Украины
Концептуальные решения 2012 года по благоустройству участка Украины
Концептуальные решения 2012 года по благоустройству участка Эстонии
Концептуальные решения 2012 года по благоустройству участка одной из среднеазиатских республик
Концептуальные решения 2012 года по благоустройству участка Грузии
Концептуальные решения 2012 года по благоустройству набережной
Концептуальные решения 2012 года по благоустройству набережной

Сегодня остро чувствуется несоответствие старой концепции «парада республик» современным реалиям. Парку Дружбы народов в Ульяновске необходима глубокая философская трансформация. Основной запрос звучит как парадокс: сохранить название и смысл дружбы, но полностью переосмыслить подход.

Как превратить парк Дружбы народов в символ единства? Как перейти от концепции разделения культур к идее их интеграции? Как модернизировать историческое наследие, превратив его в современное общественное пространство? Чем заменить устаревшую модель «этнических резерваций»? Попробуем набросать новую концепцию.

Рассмотрим две конкретные идеи:

1) Прогулочный маршрут как символ связи этнических культур, символ общего пути (дорожка через весь парк к Поляне дружбы с беседками, скамейками, арт-объектами, типографическими композициями и другими элементами благоустройства).

2) Поляна дружбы с амфитеатром — пространство для проведения праздничных мероприятий.

Это основа новой концепции. Идея трансформации парка от «парада территорий» к «единому пути» глубоко символична и актуальна. Уточним, дополним и усилим ее, чтобы максимально ярко выразить идею связанности, диалога и общности судьбы народов России и мира.

Уточнение и усиление концепции «Общего Пути»:

  • «Ленты» культур: представьте, что прогулочная дорожка – это основаА вдоль нее идут не просто отдельные объекты, а «ленты» или «нити», сплетенные из элементов разных культур. Например:
    • Беседки-Диалоги: не «русская», «татарская», «бурятская» беседка, а беседки, сочетающие элементы нескольких культур. Деревянная резьба Поволжья + ковровые узоры Кавказа + цветовая гамма Севера. Каждая беседка – пример синтеза.
    • Скамьи Взаимовлияния: спинки или подлокотники скамеек оформлены орнаментами, которые исторически заимствовались соседними народами или имеют общие корни (например, солярные символы, растительные мотивы, встречающиеся у многих).
    • Арт-объекты «Пересечения»: современные скульптуры или инсталляции, использующие материалы, техники или символы из разных традиций, создающие новое целое. Например, керамика + металл + дерево в композиции, рассказывающей общую легенду или природный символ (Древо жизни, Река времени).
    • Типографические/Информационные столбы: не просто названия республик, а цитаты о дружбе, взаимопомощи, общих ценностях на разных языках народов России. Или пословицы разных народов на одну тему (гостеприимство, труд, семья), показывающие общность мудрости. Карты миграций, торговых путей, связывавших народы.
    • «Мосты» и «Перекрестки»: места пересечения основной дорожки с малыми тропинками можно оформить как символические мосты или площади встреч. Это точки сбора, места для небольших перформансов, указатели.
  1. «Поляна Дружбы» и Дом Дружбы как кульминация пути:
  • Это логическое завершение «Общего Пути» – место реального соединения, совместного действия.
  • Амфитеатр «Единство»: сцена и зрительские места могут быть оформлены не в одном стиле, а как мозаика из элементов разных культур, образующих гармоничное целое. Форма амфитеатра сама по себе символ объединения вокруг общего действия.
  • Сама поляна: не просто газон. Это может быть большая площадка с интерактивным арт-объектом в центре (например, «Солнце Дружбы» с лучами-скамейками, или большой «Ковер Мира»; из разноцветной плитки/мозаики). Или «Садик Единства» – клумбы, где растения разных климатических зон России растут вместе.
  • Дом Дружбы: должен стать живым центром диалога, а не музеем. Выставки современного искусства на тему межкультурного взаимодействия, библиотека литературы народов России, коворкинг для НКО, мастер-классы по ремеслам, где обучают техникам разных народов, лекции об общих страницах истории, фестивали еды (показывающие, как блюда мигрировали и адаптировались). Это место, где концепция «связанности» реализуется на практике.
  1. Дополнения к концепции:
  1. «Река Времени» (Исторический слой): Вдоль «Пути» или на Поляне создать линию времени (в камне, металле, интерактивном экране), отмечающую ключевые события совместной истории народов Поволжья и России: мирные договоры, строительство городов, совместное освоение земель, культурные обмены, вклад в науку и искусство в советский и постсоветский период. Показать, что связи были до СССР и продолжаются после.
  2. «Сад Общих Символов»: выделить зону с растениями, имеющими символическое значение для многих культур региона/России (береза, дуб, рябина, яблоня, определенные цветы). Сопровождать информацией о значении растения у разных народов.
  3. Интерактивность «Пути»: QR-коды у объектов, ведущие на сайт/аудиогид с рассказами не только о самом элементе, но и о историях культурного заимствования, общих мифах, реальных людях-посредниках между культурами. Детские игровые зоны, где элементы игр разных народов объединены в одну площадку.
  4. «Окна в Мир»: не замыкаться только на народах РФ. На «Пути»; можно иметь несколько точек («окон»), посвященных культурным связям Ульяновска/России с другими странами и культурами мира (через побратимские города, торговлю, искусство). Подчеркнуть, что дружба народов России – часть глобального диалога. Это может быть стилизованная арка, инсталляция, карта.
  5. Сохранение памяти: не стирать старую концепцию полностью. Где-то на входе или в Доме Дружбы разместить информационный стенд/скромную экспозицию об истории парка, его создании в 1970 году как части ансамбля. Также большое значение имеет сохранение и «героизация» руин. Это уважение к прошлому и наглядная демонстрация эволюции смыслов. (о «Героизации» руин см по ссылке)
  6. Орнаментальные инсталляции: крупномасштабные наземные или вертикальные инсталляции из металла, дерева, керамики, где орнаменты разных культур не просто соседствуют, а сплетаются в единый новый узор, создавая визуальную метафору синтеза. Можно использовать лазерную резку, мозаику, светодиодную подсветку.
  7. «Сад Перекрестных Влияний»: небольшие садики или клумбы, посвященные растениям-мигрантам, ставшим «своими» для многих народов (картофель, помидоры, подсолнух — из Америки; рис, чай — из Азии). Таблички расскажут историю их путешествия и адаптации.
  8. «Мосты диалога» (физические и символические): небольшие мостики над ручьями или сухими ручьями, парапеты которых украшены орнаментом, сочетающим мотивы соседствующих в регионе культур (например, русский, татарский, чувашский). Каждый мост — символ преодоления границ.
  9. «Тканые» зоны отдыха: Навесы или перголы, где опоры «сплетены» (визуально или конструктивно) из элементов, напоминающих традиционные ремесленные техники разных народов (плетение, ткачество, резьба). Тень под ними создает ощущение уюта и защищенности, рожденного сотрудничеством.
  10. «Аллея Общей Памяти»: деревья, высаженные в честь реальных людей или событий, воплощавших дружбу народов (просветители, врачи, учителя, герои войн, миротворцы разных национальностей). Каждое дерево — с именной табличкой и QR-кодом с историей.
  11. «Стена солидарности»: не монументальная стена, а скорее интерактивная панель или серия экранов, где посетители могут оставлять сообщения, пожелания мира, рисунки, посвященные дружбе, на разных языках. Можно привязать к цифровой платформе парка. Символ живого, современного единения.
  12. «Поляна Общих Побед и Радостей»: Открытое пространство с скульптурными композициями или арт-объектами, изображающими не военные триумфы, а моменты совместного труда, праздника, творчества, спорта (строительство, уборка урожая, народные гуляния, Олимпиада-80).
  13. «Мастерская Дружбы»: открытый павильон с рабочими местами для ремесленных мастер-классов. Посетители под руководством мастеров разных национальностей создают совместные артефакты (например, тканый ковер из разноцветных ниток, глиняную мозаику, расписную плитку), которые затем становятся частью парка (украшают скамейки, дорожки, стены Дома Дружбы).
  14. «Музыкальная тропа»: интерактивные наземные панели или «ступени», при нажатии/наступании издающие звуки традиционных инструментов разных народов. Можно создать простые мелодии, требующие «шагов» по разным панелям, символизируя гармонию.
  15. «Сад сотворчества»: зона, где посетители (особенно дети) могут сажать цветы или неприхотливые растения в специально отведенных модулях, создавая совместные «живые картины» или орнаменты. Ответственность за общий сад как метафора заботы о дружбе.
  16. «Арт-инсталляции сотворчества»: постоянно обновляемые проекты, где художники из разных этнических сообществ создают работы на заданную тему единства, а посетители могут добавлять свои элементы в отведенных зонах (например, вплетать ленточки, рисовать на части стены).
  17. «Древо Единства»: Центральное символическое дерево (реальное или арт-объект) с мощной кроной. Его «корни», расходящиеся по земле, могут быть выложены из камней с названиями народов/культур, а «крона» объединяет их всех. Место для медитации, клятв дружбы.
  18. «Ландшафтные камертоны»: зоны со специфическим акустическим оформлением (например, «шепчущие» арки, эхо-ниши), передающие звуки природы (ветер, вода, пение птиц) — то, что объединяет всех людей вне зависимости от культуры. Намек на общие истоки.
  19. «Тропа чувств»: небольшой участок пути с разными природными покрытиями (трава, песок, галька, кора, деревянные спилы) для прогулки босиком. Ароматические растения (пряные травы, хвоя, цветы) вдоль тропы. Активация базовых чувств, общих для всех.
  20. «Световые нити единства»: вечерняя подсветка основных дорожек («Пути») не точечными фонарями, а непрерывными линиями света (встроенными в бордюр, натянутыми между деревьями), подчеркивающими связность.
  21. «Фонари Диалога»: уникальные фонари, где плафоны сочетают узоры или формы, характерные для разных культур. При включении вечером их свет символически «соединяет» пространство.
  22. «Проекционные картины»: в амфитеатре или на фасаде Дома Дружбы использовать проекционное оборудование для показа световых шоу, визуализирующих переплетение культурных кодов, орнаментов, сюжетов общих мифов.

Такая модель более понятна, глубока и современна, чем модель «этнических резерваций»:

  • Ясная метафора: «Путь» (дорога, тропа, река) – универсальный и интуитивно понятный символ жизни, движения, развития, общей судьбы.
  • Визуальная связность: не разрозненные «острова», а единая нить, объединяющая разнообразные элементы.
  • Интерактивность и жизнь: акцент на мероприятиях в Доме Дружбы и на Поляне (фестивали, мастер-классы) делает идею дружбы осязаемой и динамичной, а не застывшей.
  • Акцент на связи: орнаменты на скамейках, сочетания в беседках, общие пословицы – все это прямо указывает на взаимовлияние, а не на изоляцию.
  • Современный язык: использование современного искусства, интерактивных элементов, ландшафтного дизайна говорит с посетителем на понятном сегодня языке.

Итоговая концепция:

Парк «Дружбы Народов» – это «Путь Единства». Это прогулка по ленте времени и культуры, где на каждом шагу видно, как нити разных традиций переплетаются, создавая общий узор. Это путь от осознания многообразия через точки диалога (беседки, скамьи, арт-объекты и др.) к кульминации – Поляне Дружбы и Дому Дружбы, где единство празднуется, создается и живет. Это парк не о границах между народами, а о бесчисленных мостах между ними, построенных историей, культурой и общей судьбой.

Такая трансформация не только сохранит название и изначальный дух «дружбы народов», но и наполнит его актуальным, глубоким и объединяющим смыслом, соответствующим XXI веку.