Эти люди не курят, не сквернословят. По случаю праздника могут пригубить вина, но в очень умеренных количествах. Они учатся в вашем университете или начинают свою карьеру на вашем предприятии. Возможно, кого-то из них вы знаете лично или сами таковыми являетесь.

Прихожане и захожане

Православная молодежь. Явление, до сих пор довольно необычное для нашего общества. Люди, рожденные в атеистическом государстве, но выросшие во времена, когда Церковь активно стала возвращать утраченные позиции. Воцерковленность еще не стала для нас обыденностью, несмотря на мощную религиозную пропаганду и поддержку, которую Церкви оказывает государство.

– Она есть, но ее очень мало, – вздыхают симбирские священники, говоря о местной православной молодежи. – Гораздо меньше, чем в Москве.

Наибольшее распространение это явление получило в столице. При МГУ существует домовой храм святой Татьяны, основной процент прихожан которого составляют студенты. Выходит интернет-издание “Татьянин день”. В Школе духовного пения готовят певцов для церковного хора. Ребята регулярно участвуют в походах, отправляются в миссионерские поездки по всей стране. Православная молодежь там не просто обобщенное название отдельных элементов, а некая общность, если позволите – сложившаяся субкультура, хотя многие священники сомневаются в правомочности употребления такого термина. Тем не менее, московская православная молодежь имеет все атрибуты субкультуры в узком смысле этого слова. Конечно, этих людей объединяет, прежде всего, их вера. Но в нашей статье мы не будем касаться религиозных вопросов. Мы поговорим исключительно о внешних признаках, отличающих православную молодежь.

Как сказал однажды известный проповедник и православный миссионер диакон Андрей Кураев, в церкви “есть прихожане, а есть захожане”. 90% тех, кто считает себя православными, приняли крещение, но в дальнейшем если и появляются в церкви, то крайне нерегулярно – по большим праздникам: на Рождество, Пасху, Крещение… Говоря на этой странице “православная молодежь”, мы имеем в виду, прежде всего, людей воцерковленных.

Православный clubbing

Всем молодым людям нужно общение с себе подобными. Неформалы устраивают “сейшены”, представители так называемой “золотой молодежи” обретаются в ночных клубах. Куда пойти православному молодому человеку в Ульяновске, чтобы пообщаться со сверстниками-единомышленниками?

В нашем городе функционируют четыре молодежных православных клуба при храмах – святого Пантелеймона (Нижняя Терраса), Дом епархии (ул. Амбулаторная), Благовещенский храм (улица Шолмова), Свято-Богородице-Неопалимовский кафедральный собор (ул. Верхняя Полевая).

Как говорят священники, возраст посетителей таких клубов – от семнадцати до тридцати лет. Здесь и студенты, и люди, уже получившие высшее образование, и рабочая молодежь. Среди студентов есть представители как гуманитарных, так и технических специальностей. Клубом руководит иерей, духовный наставник. Он и определяет программу деятельности.

Отец Димитрий, иерей, штатный священник храма св. Пантелеймона, руководитель православного молодежного клуба “Татьянин день”:

– Посетители клуба – люди воцерковленные, они регулярно причащаются, знают, что такое храм и как себя в нем вести. Диакона от священника могут отличить, по крайней мере. На занятиях мы беседуем на разные темы. Например, о монастырях, об истории России. Об абортах, о наркотиках. Смотрим патриотические фильмы, собираем небольшую библиотечку духовной литературы. Здесь ребята могут познакомиться, возможно, подыскать нормального православного человека, с которым можно было бы связать свою судьбу. Я не говорю, конечно, что у нас клуб сводничества – ни одного брака еще не было.

Необязательно быть франтом

По рассказам священников и самих ребят мы составили примерный “фоторобот” современного молодого православного человека.

Каких-то радикальных отличий в облике религиозного юноши от своих сверстников нет. Однако можно заметить, что за модой он явно не гонится, одет если не строго, то как минимум неброско. Волосы длиннее среднего, обычным делом для него являются усы и бородка. При встрече с таким человеком становится понятно, что для него есть вещи более важные, чем собственный внешний вид, хотя и неопрятным его назвать никак нельзя.

Православная девушка, скорее всего, не станет носить подчеркнуто сексуальные наряды – мини-юбку и т.п. Чрезмерное увлечение косметическими средствами религией тоже не приветствуется. Но даже такие строгости обычно не мешают им реализовывать вполне естественное желание выглядеть привлекательно.

Отец Димитрий:

– В народе существует такой стереотип: священник должен иметь вид полудурошный, в лаптях, с капустой в бороде. Но неопрятность осуждается верой. Нужно одеваться так, чтобы не смущать своим внешним видом окружающих. Для этого совершенно необязательно быть франтом. Православный юноша – это обычный современный человек, который старается казаться приятным, старается быть честным и просто-напросто соблюдать заповеди Божьи. У этих ребят открытый, светлый взгляд. Возможно, потому, что в нем отражается душа, чистота совести. Все грешны, кто-то больше, кто-то меньше, но православный человек периодически ходит на исповедь, а это очень много значит. Раскаяние в своих грехах помогает больше не совершать их. В этом и заключается основное лечебное слово исповеди.

Что веселит сердце православного?

Всевозможные мирские развлечения – что из них доступно верующему, а что нет?

Православный молодой человек не курит, о наркотиках, разумеется, и речи быть не может. Отношение к алкоголю более лояльно. “Вино веселит сердце человека”, – любят говорить православные, цитируя Псалтирь. Выпить можно, но в разумных пределах. Что касается прочих ограничений, то религия строго-настрого запрещает сквернословить.

С наступлением эры постмодернизма на страницы книг, экраны кинотеатров и телевизоров вылились потоки грязи. Нецензурная брань, сцены жестокости и насилия, откровенные постельные сцены стали обычным делом, их не гнушаются даже признанные мастера, обладатели различных литературных или кинопремий. Как быть молодому православному человеку в этой ситуации?

Говорит отец Максим, иерей, председатель молодежного отдела при Симбирской и Мелекесской епархии, руководитель православного молодежного клуба при кафедральном соборе:

– Православный молодой человек должен разбираться во всех музыкальных направлениях. Я даже вполне допускаю, что какая-то музыка ему понравится. Каждый человек сам делает свой нравственный выбор. Верующий никогда не будет слушать, смотреть или читать то, что может оскорбить его религиозные чувства. Общаясь с молодыми людьми, мы стараемся помочь им разрешить сомнения, вопросы, которые неизбежно возникают. Объясняем, что даже с чисто физиологической точки зрения тяжелый рок вреден для организма. Люди приходят в молодежный православный клуб в том числе затем, чтобы спросить у священника, что можно делать, а что нельзя.

Если творчество таких рок-групп, как “ДДТ” или “Алиса”, с их христианской патетикой, ничуть не противоречит взглядам православного – напротив, и Юрий Шевчук, и Константин Кинчев активно пропагандируют религиозность, то вот треки Мэрлина Мэнсона и прочих антихристианских исполнителей верующий молодой человек в свой плэй-лист наверняка никогда не поставит.

В ночных клубах на вечеринках в стиле r’n’b православных молодых людей вы также вряд ли сможете увидеть. Культ секса, внешней роскоши, богатства не имеет ничего общего с христианским вероучением. Священники, говоря о таком виде развлечений, обычно используют категоричный термин – “разврат”.

Православная молодежь в Сети

Религия не мешает православному молодому человеку вести активную сетевую жизнь. Не только воцерковленные юноши и девушки – даже некоторые священники ведут электронные дневники в “Живом журнале”, создают аккаунты на сайтах “В контакте” и “Одноклассники.ру”. В этих же социальных сетях объединяются в сообщества.

Популярностью среди православной молодежи пользуется и сайт www.taday.ru – интернет-издание МГУ “Татьянин день”. Там можно найти церковные новости, православный календарь, материалы по религии, искусству, вопросы, касающиеся разных аспектов студенческой жизни. Один из самых привлекательных разделов – “Вопрос настоятелю”. Молодые люди спрашивают у протоиерея Максима Козлова, как вести себя в той или иной жизненной ситуации: крещение ребенка, взаимоотношения до брака и многое другое.

Николай Гурьянов