Банк «Открытие» и Московская школа управления СКОЛКОВО провели третье исследование готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (BDI- Business Digitalization Index).  Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.

«Пандемия дала мощный толчок к цифровизации бизнеса. Самоизоляция стимулировала предпринимателей перейти на удаленный формат работы и оперативно развивать каналы и сервисы для построения бизнеса в режиме онлайн. Сложившаяся ситуация в экономике сформировала в жизни пользователей новый опыт и увеличила проникновение диджитализации в жизни пользователей. Мы наблюдаем стремительный рост цифровизации и предлагаем рынку два инструмента: индекс BDI, демонстрирующий уровень готовности компаний малого и среднего сегмента к цифровой трансформации и, новый инструмент, возможность предпринимателям пройти цифровой chek-up и получить консультацию по внедрению цифровизации. Безусловно, для развития цифровой культуры в бизнес-процессы компаний необходимо время и поэтому, несмотря на рост индекса цифровизации бизнеса, значение в 50 пунктов говорит о том, что бизнес готов к цифре только наполовину. При этом высокий уровень цифровизации имеют всего 11% компаний. Среди компаний среднего бизнеса доля достигает 20%, среди ИП – 10%, среди микро и малых предприятий – 12-15%[1]», – прокомментировала Надия Черкасова, заместитель президента-председателя правления банка «Открытие»,

В контексте сложной эпидемиологической ситуации и перехода многих компаний на удаленную работу уровень цифровизации компаний особенно актуален. Среди предпринимателей есть понимание того, что цифровые технологии сегодня – залог жизнеспособности и успешности бизнеса. Однако не все представители бизнеса смогли оперативно перестроить свои бизнес-процессы на удаленный формат работы: те, кто не успел это сделать, сегодня терпят убытки.

За последние полгода уровень цифровизации предприятий МСБ Москвы и российских регионов вырос: сегодня Индекс цифровизации бизнеса[1] равен 50 пунктам по шкале от 0 до 100 (рост на 5 пунктов с прошлого года[2]).

Компании стали чаще использовать цифровые технологии и интернет-инструменты в работе. Больше компаний завели собственные сайты (75% в 2020 году против 54% в 2019 году).

Выросла доля предпринимателей, считающих, что цифровизация повышает удобство ведения бизнеса (с 34% до 57%), увеличивает скорость работы (с 33% до 53%) и улучшает клиентский сервис (с 15% до 22%).

Российские компании по-прежнему уделяют недостаточное внимание вопросам информационной безопасности. Растет интерес к специализированным средствам защиты, но их использование все еще не очень распространено: доля имеющих центр мониторинга сетевых атак увеличилась с 1% до 7%; имеющих специализированные программы для защиты бизнеса – с 9% до 14%. Доля тех, кто не использует никаких инструментов, упала с 23% до 17%.

По мнению предпринимателей, основной барьер цифровизации бизнеса – нехватка средств, бюджетные ограничения (24%). Особенно часто говорят об этом предприниматели из регионов.

Другой важный препятствующий фактор – незаинтересованность в цифровизации руководителей компаний (14%), низкий уровень их знаний и навыков в цифровой среде (9%). Руководители часто не осознают преимущества, которые цифровизация открывает перед бизнесом.

Индекс цифровизации бизнеса интегрирует пять частных индексов:

  • каналы передачи и хранения информации – использование облачных технологий, корпоративной почты, мессенджеров, систем автоматизации и т.д.
  • интеграция цифровых технологий уровень внедрения в компании таких технологий, как искусственный интеллект, интернет вещей, 3D печать, использование онлайн документов, электронный документооборот и т.д.
  • использование интернет-инструментов для продвижения и развития компании
  • информационная безопасность – внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ
  • человеческий капитал – вовлечение руководства в саморазвитие и развитие персонала в области цифровых технологий

Использование цифровых каналов передачи данных

Возросло количество компаний, использующих цифровые каналы передачи данных, такие как корпоративная почта (с 48% до 56%), облачные решения (с 46% до 52%) и системы по автоматизации работы с клиентом (с 23% до 33%). При этом компании в Москве более активно пользуются перечисленными каналами, чем бизнес в регионах.

Интеграция цифровых технологий

Востребованность цифровых технологий растет: в 2020 году увеличилась доля компаний МСБ, использующих технологии интернета вещей, технологии, основанные на искусственном интеллекте и 3D-печать. Охват компаний интернетом для ведения бизнеса достиг 94% (в 2019 году – 92%). Продолжается переход компаний на электронный документооборот: 81% компаний отказались от бумажного документооборота частично или полностью.

Также компании все более охотно переходят на онлайн-общение с клиентами и партнерами. Снизилась доля руководителей, которые считают, что общаться с клиентами или партнерами нужно только лично (с 38% до 30%). Для взаимодействия с клиентами активно используются соцсети и мессенджеры: каждый второй представитель МСБ в России имеет страницу в соцсетях (47%), 80% используют мессенджеры.

Рост использования интернет-инструментов

В интернете компании чаще всего используют такие специальные инструменты продвижения, как контекстная реклама (65%) и реклама в соцсетях (58%). В 2020 году они стали выбирать эти инструменты чаще (в 2019 году их использовали 44% и 34% представителей МСБ соответственно). В столице предприниматели чаще используют для продвижения бизнеса Instagram и Facebook, а VK.com остается региональным фаворитом (подробнее – в таблице).

Информационная безопасность бизнеса

В 2020 году уровень информационной защиты компаний остается прежним. Самые популярные способы защиты, как и в 2019 году, – антивирусные программы для физических (35%) и юридических лиц (40%).

Доля компаний, имеющих утвержденную политику информационной безопасности и политику конфиденциальности информации, осталась на уровне 2019 года (60% и 50% соответственно).

Человеческий капитал

Компании все больше внимания уделяют развитию сотрудников. Доля компаний, в которых прошли обучение руководители, в 2020 году по сравнению с 2019 увеличилась с 26% до 32%. Доля тех компаний, где обучение проходили рядовые сотрудники, – с 28% до 43%. Треть субъектов МСБ проводят обучение собственными силами (34%).

Растет доверие к банкам как провайдерам обучения в сфере цифровых инструментов: снизилась доля тех представителей МСБ, кто считает, что банк не может проводить подобное обучение (с 35% до 27%).

«Как мы и прогнозировали осенью 2019 по результатам второй волны, МСБ активно осваивает и интегрирует в работу цифровые решения. По сравнению с данными 2019 года сегодня наблюдется более активное использование технологий искусственного интеллекта, интернета вещей и 3d-печати.  С одной стороны, это обусловлено развитием цифровой грамотности и технологической подкованности предпринимателей, с другой – ростом доступности самих технологий. Хороший пример – 3d-печать, в использовании которой наблюдется заметная динамика. Сама по себе технология постоянно развивается, становясь всё более доступной как с точки зрения простоты использования, так и с точки зрения стоимости. Сегодня портативный 3d-принтер доступен любому предпринимателю, а его возможности существенно упрощают и ускоряют процесс производства некоторых деталей. Интересно, что в регионах рост использования 3d-печати среди предпринимателей заметно выше, чем в Москве. Это может быть обусловлено большей представленностью сервиса аддитивных технологий в столице по сравнению с провинцией. Отсутствие возможности заказать услугу 3D-печати заставляет региональных предпринимателей самостоятельно осваивать данную технологию. Естественен и рост использования облачных решений. Данных всё время становится больше, и они требуют новых подходов к хранению и обработке. Думаю, мы будем наблюдать рост в этом аспекте ежегодно. Важно, чтобы от простого накопления данных МСБ переходил к аналитике для формирования продуктов и услуг, оптимизации бизнес-процессов, более таргетированной и персонализированной работе с клиентами. Сегодня данные позволяют заметно улучшить качество решения всех этих задач», – комментирует Ярослав Слободской-Плюснин, руководитель направления по оценке и развитию Московской школы управления СКОЛКОВО.

 

 

Таблица 1

Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах

  2019 2020
Индекс цифровизации бизнеса (BDI) 45 50
Частные индексы
Каналы передачи и хранения информации 57 59
Интеграция цифровых технологий 27 58
Использование интернет-инструментов 52 57
Информационная безопасность 54 41
Человеческий капитал 36 33

*Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.

 

Таблица 2

«Какие инструменты для цифровой трансформации собственного бизнеса использует Ваша компания?»*, в % от всех опрошенных

  2019 2020
Мобильные приложения, используемые для ведения бизнеса 50 51
Технологии Интернета Вещей 26 34
Технологии, основанные на искусственном интеллекте 12 19
Технологии 3D-печати 9 16
Технологии на базе машинного обучения 9 8
Технологии виртуальной/дополненной реальности 2 2

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

 

 

 

Таблица 3

«Какие именно каналы продвижения товаров и услуг в интернете использует ваша компания?»*, в % от всех опрошенных

  2019 2020
Контекстная реклама 44 65
Реклама в соц. сетях 34 58
Баннерная реклама 32 41
Платное размещение рекламы в социальных сетях 20 36
Рекламные видео в интернете (YouTube, GPMD) 11 18
Лидогенерация (CPA-сети) 4 11
Спецпроекты с блогерами 5 10
Затрудняюсь ответить 15 6
Ничего не используем 4 3
Другое 5 1

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

 

Таблица 4

Социальные сети, используемые предпринимателями для продвижения

  В среднем по России В Москве В регионах
VK.com 73 59 76
Instagram 71 78 70
Facebook 50 47 66
Одноклассники 31 13 34
Twitter 15 12 15
YouTube 14 25 13
Другое 6 6 6
Затрудняюсь ответить 2 0 3

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

 

Таблица 5

«Использует ли Ваша организация системы обеспечения информационной безопасности?»*, в % от всех опрошенных

  2019 2020
Используем антивирусные программы для юридических лиц 39 40
Используем антивирусные программы для физических лиц 40 35
Не используем 23 17
Используем специализированные программы для защиты бизнеса (межсетевые экраны, WAF, защита от DDoS) 9 14
Другое 0 9
В компании есть центр мониторинга сетевых атак 1 7
Затрудняюсь ответить 4 6

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

 

Таблица 6

«Какие, на ваш взгляд, есть барьеры в переходе вашего бизнеса на новый цифровой формат?»*, в % от всех опрошенных

  2019 2020
Никаких/нет барьеров 27 36
Бюджетные ограничения в компании на внедрение цифровых технологий 20 24
Другое 2 18
Незаинтересованность руководителей компании в переходе на цифровой формат / нет такой потребности /специфика компании 21 14
Низкий уровень знаний и навыков руководителей, сотрудников в области использования технологий на работе 11 9
Инфраструктурные ограничения (неразвитость каналов связи, низкое качество интернета) 2 4
Отсутствие времени 4
Строгое регулирование со стороны государства 1 0
Затрудняюсь ответить 18 0

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

 

 

[1] Высоким считается уровень цифровой грамотности в 70 п.п. и выше.
[1]Репрезентативный всероссийский опрос представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) проведен НАФИ в феврале 2020 г. Опрошено 598 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России.
[2] Было проведено 3 волны исследований уровня цифровизации МСП: в апреле 2019 (1 этап), в октябре 2019 (2 этап) и в феврале 2020 (3 этап). 2 и 3 этапы были проведены по расширенной методологии, результаты не сравнимы с результатами 1 этапа.