До 10 мая все монументы хотят закрепить за учебными заведениями, которые должны будут следить за их состоянием.
Глава города Марина Беспалова высказала идею об уборке памятников учениками школ, здания которых располагаются рядом. Так, считает глава города, удастся привести в порядок все монументы Ульяновска.

– Я думаю, что и 33 гимназия, и 37 школа обрадуются, если они будут носить имя дважды героя Советского Союза Полбина или Аблукова, – говорит Марина Павловна. – У нас школа №1 даже табличку повесила мемориальную, что в этой школе учился герой России Дмитрий Разумовский, который ценой своей жизни спасал детей. Но его памятник никто ни разу не пришел и не убрал, если только наши специализированные службы или ветераны. А где же школы? Разве тяжело каждую среду и пятницу прийти почистить и помыть памятник? Я думаю, что только полезно, – это ведь идеология…

Оценят ли эту идею сами школьники, пока сказать сложно.

– Дети все равно проходят отработку в школах, поэтому уборка памятников не обременит их, – говорят в пресс-службе администрации города.

Чиновники уже запросили полный перечень всех памятников города – как только он будет готов, школам обещают дать индивидуальное задание.

– Мы еще не знаем, за каким памятником нас закрепят, но информацию о том, что надо будет помогать в уборке, уже получили, – говорит директор школы № 62 Дмитрий Зуев. – Я считаю, что это нововведение очень полезно для детей, – некий воспитательный момент. К тому же, это несложно, школьников же не будут заставлять заниматься покраской памятников, нужно просто собрать мусор, привести в порядок монумент.

ЗВОНОК В ПРОКУРАТУРУ

Старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима: «Чиновники могут лишь рекомендовать»
– Представители власти могут лишь рекомендовать директорам школ взять шефство над тем или иным монументом, и чтобы дети, исключительно с познавательной точки зрения, с организацией викторин или исторических уроков, по ЖЕЛАНИЮ убирали территорию и мыли памятники. То есть, идею Марины Беспаловой руководители учебных заведений поддержать могут, и если ребята согласятся, то реализация такой инициативы возможна.

МНЕНИЯ

ПРОТИВ:

Сергей Петров, краевед: «Уход за памятниками – целая наука»
Сама по себе идея неплохая. Но дети могут только частично следить за памятниками: траву сухую убирать, подметать, а заодно и историю изучать. Но все делать надо с умом. Ведь уход за памятниками – целая наука, нужны спецсредства, нужна техника – иначе как отмоешь памятник Карамзину? В противном случае придут дети с купленными на рынке моющими средствами, помоют, а монумент на следующий день проржавеет. Кроме того, неясно, что у нас памятник, а что нет – много осталось продукции от фестивалей кузнецов, кое-что не поставлено на учет и фактически заброшено. Поэтому я предлагаю создать экспертную группу по уходу за памятниками, к работе которой уже можно привлекать детей.

ЗА:
Антон Хащенко, депутат Совета депутатов Чердаклинского района Ульяновской области: «Это профилактика вандализма»
Такой труд прививает определенные ценности школьникам, они начинают совершенно по-другому относиться к памятникам истории. Когда дети ухаживают за такими общественными монументами, они уже не считают их ничейными, и не будут там мусорить, портить их. Получается такая своеобразная профилактика вандализма. Это хорошо и для самих памятников, которые будут находиться в ухоженном состоянии. С другой стороны, город не должен забывать о своих обязанностях. Одно дело – убрать мусор и помыть памятник, а другое – сохранить его в надлежащем виде.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Можно ли ЗАСТАВИТЬ метлой Родину любить?
Молодежь сегодня не та, все за материальными благами гонится, истории родного края знать не хочет, старших не уважает. Именно так отзываются о новом поколении многие ученые умы и представители старшего поколения. Отчасти, увы, это так. Но кто в этом виноват? Возможно, мы сами. Возьмем хотя бы инициативу Марины Беспаловой.

С одной стороны, стоит согласиться с Мариной Павловной. Школьник с метлой у монумента, может быть, хотя бы поинтересуется, кому установлен памятник, а потом залезет в Интернет, чтобы узнать, кем был увековеченный в бронзе старец с бородой и усами.

Главное, чтобы хорошая идея не превратилась в банальную обязаловку, когда дадут ребятам в руки швабры и метлы и отправят «родину чистить». Педагогам свое недовольство дети, скорее всего, не выскажут. Только праздник Великой Победы в головах будет тесно сплетен с недовольством. А появится ли понимание, ЧТО за памятник им доверили? Может быть, стоит дополнять такие субботники лекциями о войне? Почистили монумент, уселись в кружок – и пусть слушают истории от ветерана.

Или, может, создать при школах отряды, чтобы дети круглый год, а не только в канун памятной даты, содержали в порядке монументы. Возить ребят в районы к брошенным могилам солдат. Все без принудиловки, по желанию! Может, тогда для школьников День Победы будет больше, чем просто выходной день.

Сергей ГУРЬЯНОВ, Ольга КОВАЛЕНКОВА, Яна БИЛЯВСКАЯ