Крупнейшие российские сотовые операторы начали рассылать абонентам сообщения о планируемом росте тарифов с начала 2023 г. О получении таких уведомлений “РГ” рассказали абоненты. Эксперты полагают, что причина роста в том числе и в необходимости закупать оборудование по более сложным схемам, чем в предыдущие годы. Тем временем ФАС признал “Мегафон” виновным в нарушении антимонопольного законодательства за повышением тарифов в 2022 году.
Абоненты МТС в социальных сетях сообщают о том, что оператор уведомил их о прекращении компенсаций банковских комиссий за пополнение счета. Первыми на эти сообщения обратили внимание “Ведомости”. По данным издания, оператор “Билайн” также начал обзванивать клиентов с предложением подключать дополнительные платные услуги.
Абоненты “Мегафона” получили уведомления о росте тарифа с 17 января, стоимость услуг для клиентов Tele2 вырастет с 30 декабря. Абонентам интернет-провайдера “Ростелеком” пришло извещение о том, что с 1 января ежемесячная плата за интернет также вырастет.
По закону не менее чем за две недели до изменения цен на связь операторы должны уведомить об этом Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В ведомстве сообщили “РГ”, что будут следить за соблюдением антимонопольного законодательства и реагировать на нарушения.
Представитель Tele2 Дарья Колесникова сообщила “РГ”, что “незначительные корректировки затронут часть архивных тарифов, размер пересмотра зависит от конкретного плана. На большинстве тарифов размер пересмотра составляет не более 50 рублей и не превышает индекса потребительских цен”.
В “Ростелекоме” отметили, что с течением времени некоторые архивные тарифные планы компании оказались “существенно ниже рыночной стоимости услуг”. В этой связи оператор корректирует цены на некоторые из таких тарифов “в рамках инфляции – на 10,5%, и в январе 2023 года часть абонентов получат квитанции на измененную сумму, о чем мы заранее уведомляем наших клиентов”, сообщил представитель провайдера.
О повышении цен на архивные тарифы рассказали и в “Мегафоне”. Там объясняют, что “изменения обусловлены увеличением затрат компании на предоставление услуг и ростом затрат на закупку оборудования и эксплуатацию сети”.
В пресс-службе “Билайна” отметили, что действуют в строгом соответствии с тарифной политикой компании и “при согласовании с минцифры и ФАС. Мы всегда заранее предупреждаем клиентов о грядущих изменениях”. В пресс-службе МТС сообщили, что компания “не повышает тарифы для абонентов и не вводила дополнительные комиссии”.
При этом МТС также разослал предупреждения своим абонентам.
Как именно ФАС может реагировать на нарушения, операторы увидели практически сразу. Но касается это другого повышения тарифов. ФАС признал “Мегафон” нарушившим антимонопольное законодательство. “Оператор связи необоснованно повысил стоимость услуг для абонентов в мае текущего года”, – говорится в заявлении ведомства. Тогда оператор повысил тарифы на услуги связи для более 16,5 млн абонентов в среднем на 12%.
ФАС установила, что уровень изменения тарифов не соответствовал уровню инфляции с начала 2022 года. Служба выдала “Мегафону” предписание о необходимости снижения тарифов, в рамках которых произошли повышения, до экономически обоснованного уровня.
Решение операторов повысить цены, как правило, обосновано, отмечает глава аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
В этот раз операторы стали заранее рассылать смс-сообщения с предупреждениями о повышении тарифов в следующем году
“В этот раз операторы стали заранее рассылать смс-сообщения с предупреждениями о повышении тарифов в следующем году. Как мне кажется, не все будут сразу повышать на 10-15%, кто-то будет поменьше, то есть в два этапа, но в любом случае это не должно выйти за размер инфляции в соответствии с договоренностями с ФАС и с правительством”, – сообщил Кусков.
По словам эксперта, затраты операторов, которые необходимо таким образом компенсировать, это “инфляция, это электричество, это закупка оборудования через другие каналы по повышенным ценам”, – сообщил Кусков.
Собеседники “РГ” на телеком-рынке отмечают, что операторам необходимы дополнительные средства, потому что им придется замещать устаревающее оборудование, которое они покупали у таких компаний, как Cisco, Alcatel, Ericsson и Nokia, которые покинули российский рынок. У операторов в этой ситуации остается два выхода: находить небольших производителей из третьих стран, которые вряд ли смогут обеспечить соответствующее качество, а значит – возрастут затраты на обслуживание, либо искать партнеров, которые будут продавать им это оборудование в обход санкций.
Но они будут страховать свои риски попадания под вторичные санкции за поставки оборудования в Россию. Это приведет к росту стоимости оборудования.