Я приехал сюда не случайно. Потому что задача, которая стоит и перед нами, и перед вами, — чтобы не менее 50% трудоспособного населения активно занималось бизнесом — это не просто масштабная задача, но и очень трудная в исполнении. Я могу это вполне откровенно сказать, основываясь на том опыте, который имею, работая сначала четыре года мэром одного из таких успешных научных городов в РФ (Димитровграда, 2000-2004 гг. — «Ведомости»). А уже потом восемь лет работая губернатором.

Ульяновская область некогда была одним из самых успешных, самых сильных в области машиностроения регионов Советского Союза. Я могу привести массу экономических выкладок в подтверждение своего тезиса. Но потом, когда произошли известные события, которые привели к распаду СССР, большое количество моих земляков просто растерялись. Растерялись и не могли найти ответ, что дальше. Тем более что руководство области в то время последовало не по рыночному пути. И все это привело к тому, что к началу 2000-х гг. регион пришел к коллапсу.

Уровень безработицы был одним из самых высоких. Официально зарегистрированная безработица была больше 4%. Практически все предприятия авиастроения и автомобилестроения, машиностроения, станкостроения и многие другие остановились. Люди либо выходили перекрывать дороги, либо просто массово уезжали. Конечно, все это сказалось и на сфере сельского хозяйства области.

И тогда мы начали искать ответ: а что дальше? Нам было нужно принимать какое-то очень мужественное решение. Либо мы действительно очень активно начинаем заниматься рыночной экономикой, либо должны принять политическое решение — соединиться с более сильными на тот момент, да и сегодня, соседями: например, с Самарской губернией или с Татарстаном.

Мы решили не только попробовать, но и реализовать самые смелые амбициозные проекты, которые, на мой взгляд, тогда и дали ответ, что правильно или неправильно.

Во-первых, мы очень много уделили внимания инвестиционной деятельности. И я думаю, что многие, кто приезжал к нам, в том числе из наших коллег или из федеральных органов власти, могут подтвердить: в регионе создан один из самых лучших инвестиционных климатов среди всех субъектов РФ. Поэтому не случайно мы входим в число шести субъектов страны, где отрабатывается в рамках пилотной дорожная карта создания инвестиционного климата.

Мы понимали, что построить новые предприятия и реанимировать старые — трудная задача, но и она до конца не решит вопрос. На то время из почти 700 000 трудоспособного населения, которое проживало в Ульяновской области, почти 500 000 человек обращались в областное правительство за тем или иным видом помощи. Это миллиарды рублей, которые платило государство. Небольшие на самом деле платежи. И все вроде бы получали деньги, и в то же время все были бедны.

Но так же не может без конца продолжаться. Поэтому мы заявили, что будем очень активно заниматься развитием предпринимательства. Мы вообще сторонники того, чтобы идти такими… по-юношески максималистскими темпами. Мы вообще считаем, что первый год или первые три года малый бизнес не должен платить налоги ни в региональный, ни в муниципальный, ни в федеральный бюджеты. Многие страны уже прошли этот путь, и это все подтвердилось.

Мы видели, что у нас действительно есть проблема, связанная и с административными барьерами, и с коррупцией. И поэтому в начале 2001 г. у нас появился свой [бизнес-]омбудсмен. Причем это был руководитель регионального отделения «Опоры России». Это не общественная должность, это большая государственная должность — он не подчиняется ни [областному] правительству, ни законодательному собранию, хотя утверждается депутатами по представлению губернатора на законодательном собрании. Это огромная государственная должность, которая в какой-то степени находится над двумя этими очень важными ветвями власти — исполнительной и законодательной.

А потом пошло все достаточно быстро. Мы стали серьезно расширять патентную систему — и значит, очень активно начали предоставлять соответствующие налоговые льготы, например, минимальная ставка по упрощенке (упрощенной системе налогообложения) вне зависимости от видов деятельности — 5% и многое другое. И даже эта минимальная ставка налога для начинающих предпринимателей привела к тому, что за один только прошлый год число налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения, выросло сразу почти на 4000. Причем я сразу хочу сказать некоторым скептикам: это не те субъекты предпринимательства, которые сбежали с вмененки (единый налог на вмененный доход) или общей системы налогообложения, а именно вновь созданные. Да и налоговые поступления от малого бизнеса в результате многих наших инициатив выросли почти на 25%. И только за первые четыре месяца этого года плановый показатель превышен уже на 43%.

На региональном уровне мы создали четкую, на мой взгляд, выдержанную идеологию их трех пунктов.

Какие три пункта. Во-первых, мы всемерно учитываем мнение бизнеса в законотворческой деятельности. Второе. Мы активно реализуем наиболее востребованные формы господдержки, которые позволяют не только и не столько стимулировать предпринимательскую активность, сколько дают возможность государству и бизнесу понять друг друга и найти те области, где мы будем наиболее друг другу полезны. И третье. Мы категорически против увеличения нагрузки на малый бизнес. Мы за то, чтобы, наоборот, было ежегодное снижение нагрузки.

Если такая идеология будет пронизывать работу органов власти всех уровней, мы добьемся успеха.

Я бы хотел сразу внести предложение: Ульяновская область готова быть пилотной площадкой для предпринимателей и для «Опоры России», членом которой я тоже являюсь. Мы готовы апробирать на территории Ульяновской области предложения, которые есть для регионального и муниципального уровней.