23 марта председатель комитета ЗСО по бюджету, налогам и предпринимательству Алсу Балакишиева приняла участие в заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам в Москве. На заседании был рассмотрен внесенный Правительством Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По словам заместителя министра финансов РФ Татьяны Нестеренко, внесение изменений в Бюджетный кодекс необходимо для создания необходимых правовых оснований для законодательных инициатив Правительства, которые будут отражены в уточненном законе о федеральном бюджете на 2009 год. Кодекс как главный финансовый закон устанавливает порядок принятия и изменения федерального бюджета. Кодексом также предусматриваются жесткие ограничения на использование нефтегазовых доходов и размеры бюджетного дефицита.
Законопроектом предлагается пакет взаимосвязанных поправок, в пять федеральных законодательных актов. При этом, по мнению разработчиков законопроекта, будут в целом сохранены сложившиеся базовые принципы и процедуры формирования и исполнения бюджета. Поправки будут носить точечный характер, часть их них будет действовать лишь на время финансово-экономического кризиса.
В числе предложенных поправок:
1) Ожидаемый размер дефицита федерального бюджета увеличивается (до 3,2 млрд. рублей или 7,9% ВВП). Поправками в Бюджетный кодекс снимаются все ограничения по дефициту федерального бюджета на срок до четырех лет (при ныне действующем нормативе до 1%), пока ситуация с доходной частью бюджета не вернется в прежнее русло.
2) Предлагается отказаться от формирования трехлетнего бюджета.
3) В законопроект предлагается ввести норму, которая определяет расширенные возможности оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации и местным бюджетам. Действующие положения БК ограничивают размер трансфертов для муниципалитетов 10% от общих объемов межбюджетных субсидий. До 2013 года предложено разрешить превышать эти 10% в том случае, если субъект РФ принимает решение о дополнительной поддержке местных бюджетов за счет своих средств либо средств, которые будут переданы из федерального бюджета. Это позволит оказывать дополнительную финансовую помощь муниципалитетам из бюджетов субъектов РФ.
4) Предложено изменить порядок администрирования таможенных платежей: зачислять их напрямую в федеральный бюджет, минуя многочисленные промежуточные счета.
5) Предусмотрены поправки в законы «О российской корпорации нанотехнологий» и «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Поправками предусматривается возможность возвращения федеральному бюджету имущественного взноса в том случае, если он временно не используется и размещен на депозитах или в ценных бумагах.
6) Уточняется состав документов, которые предоставляются в Государственную Думу одновременно с законом о федеральном бюджете. В частности, предложено отложить на год представление субъектами РФ реестра расходных обязательств, а также отчета о реализации долгосрочных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.
По словам Алсу Балакишиевой, все эти предложения станут действенным механизмом по усовершенствованию федеральной бюджетной политики в условиях кризиса и потребуют внесения соответствующих изменений в законодательные акты Ульяновской области, которые касаются формирования и исполнения регионального бюджета. Очевидно, что для регионального бюджета планируемые изменения будут иметь большое значение. Недостаток бюджетных средств продолжает возрастать. Так, по данным Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области в консолидированный бюджет региона в январе-феврале 2009 года поступило налоговых доходов в сумме 2655 млн. рублей, что на 31% или на 1196 млн. рублей меньше, чем за аналогичный период 2008 года. В прошлом году за январь-февраль поступило налогов на сумму 3852 млн. рублей.
Также 26 марта Алсу Балакишиева принимала участие в заседании «круглого стола», организованного Комитетом Совета Федерации по бюджету на тему «Управление долгом и финансовым резервом в условиях бюджетного дефицита». В заседании приняли участие парламентарии, представители министерств и ведомств, финансовых организаций, Счетной палаты РФ. С докладом выступил заместитель председателя Комитета СФ по бюджету Сергей Шувалов. Перед экспертами были поставлены, в частности, вопросы о том, из каких источников в перспективе может покрываться дефицит федерального бюджета и как быть субъектам федерации, чей дефицит на сегодняшний день реален и продолжает увеличиваться. Собравшиеся участники «круглого стола» выработали ряд рекомендаций. Они считают, что в условиях устранения последствий кризиса ключевую роль будет играть проводимая бюджетно-налоговая политика: она должна носить антикризисный, стимулирующий характер. Усилия Правительства РФ необходимо направить на создание механизмов, формирующих потребительский и инвестиционный спрос, обеспечивающих финансирование импортозамещающих производств, при безусловном устранении на местном уровне административных барьеров.