Три камня на шее у современного общества, и именно они не дают ему развиваться.

Патернализм – убеждение в том, что государство должно заботиться о своих гражданах, обеспечивать удовлетворение их потребностей; (Энциклопедический словарь экономики и права)

Государственный патернализм (т. е. материальное и политическое иждивенчество или негражданственность), монологизм (или неспособность к диалогу) и манихейство. Иждивенчество политическое, нежелание участвовать в жизни общества, даже в пятиминутном акте выборов, — это свойство общинной толпы, часть ее «муравейной» культуры (Василий Розанов). Монологизм — это тоже свойство локалистской культуры, культуры крестьянской общины, для которой иное, «необщинное», внешнее — всегда враг. Эта установка на внешнее как на вражеское всегда была условием воспроизводства локалистской культуры.

«Если человеку хорошо и он счастлив — это плохой человек» — одна из таких установок.

Даже этих трех свойств, которыми до сих пор страдает огромная часть населения, достаточно, чтобы поставить крест на нашем будущем. А ведь кроме них есть пьянство, пренебрежение личностью, т. е ближним и его жизнью, симпатии к криминалу и т. д

Президент России говорит о «вековых» отсталости и коррупции и «исторически сложившемся» патернализме. И трудно с ним не согласится.

Пытаясь разобраться в протестных акциях проходящих в городе, сопоставляя причины социальной напряженности, мотивацию социального протеста, меня прежде всего интересуют их конечные результаты. Это важно понять, поскольку мы живем либо в правом государстве, либо вне правовых рамок. Как правило, я избегаю проведения публичных акций и мероприятий, поскольку толпой слишком легко манипулировать, она не слышит аргументов, не всегда осознает логики происходящего и зачастую участники подобных акций сожалеют о своем участии в подобных мероприятиях, что влияет деструктивно на формирование гражданского общества. Граждане осознавшие, что ими манипулировали не в их интересах, надолго становятся политически и социально инертными, и отчасти бесполезными для гражданского общества.

На самом деле, более эффективным средством является диалог с властью, правовые формы разрешения конфликтов, как вне судебные, так и посредством суда. Немаловажную роль играет и СМИ, информируя общественность о происходящем, но при условии, что информация носит объективный характер.

Протестные акции, акции гражданского неповиновения – мало того, что могут повлечь весьма неприятные правовые последствия, но и не эффективны, за редким исключением, когда совмещаются все формы и правовые и социального протеста, и вопрос решается комплексно, всесторонне осмысленно.

Как например решался вопрос по “оптимизации” школ. Были задействованы все институты власти государства, и федеральные, и региональные, и муниципальные, в результате конфликтующие стороны достигли определенного компромисса, пойдя на ВЗАИМНЫЕ уступки. Ключевое слово здесь – ВЗАИМНЫЕ, в конфликте не бывает зачастую абсолютно правой стороны, и умение найти нужный компромисс, наиболее важное качество.

Вот здесь и играют свою роль правозащитники, поскольку, являсь медиаторами, и незаинтересованной стороной в конфликте, они могут объективно оценить мотивы и причины столкновения интересов, дать им более менее внятное толкование, снять напряженность и внести предложения по урегулированию конфликта.

(продолжение следует)