Круглый стол, посвященный проблемам чтения, прошел в библиотеке им. С. Аксакова
Анастасия КОСЬЯНЕНКО
Долгое время Россия считалась самой читающее страной в мире. Но последнее время телевизор, Интернет вытесняют книги из жизни людей всех возрастов, особенно подростков. Плачевные результаты о способности российских подростков 15-ти лет понимать тексты выдает программа международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА. В 2000-е годы страна стала 32 из 35 участников, в 2003-м – 44 из 45, в 2004-м – 37 из 40.
– Старшеклассники не умеют анализировать тексты, разделять факты и домыслы, разбираться в абстрактных ситуациях, – говорит Ольга Слепова, ведущая круглого стола. При этом дети 10-ти лет в тех же исследованиях показали превосходные результаты. То есть, после начальной школы все навыки начинают теряться.
О тех способах, приемах и мероприятиях, которые библиотеки проводят своими силами, рассказала Татьяна Евгеньевна Кичина, директор Областной библиотеки для детей и юношества им. С. Аксакова. Это конкурс «Аленький цветочек», фестиваль библиотечных театров, акция по правам человека, конкурс «Моя Россия» и многие другие. Совместно с Ульяновским техническим университетом для поднятия престижа чтения среди школьников была проведена акция «Сегодня книга – завтра профессия». Самые читающие ребята были приглашены в вуз на конкурс инновационных проектов. Таким образом была попытка сформировать образ модного и умного подростка: если читает – значит не только умный, но и «продвинутый», с хорошим будущим.
Абитуриент, который не привык в школе читать, учиться анализировать, искать информацию, в университете просто не успевает за этим темпом. Книга формирует грамотную речь (как письменную, так и устную), «тренирует» скорость мышления, воображения, способность мыслить творчески. Именно этих качеств зачастую не хватает абитуриентам, потому что подготовка к ЕГЭ учит лишь механически запоминать.
Ольга Михайловна, говоря о возможных мерах популяризации чтения, привела примеры других стран, когда после аналогичных плохих результатов ПИЗА правительство начало исправлять ситуацию. В Великобритании специально были обучены преподаватели чтения, библиотеки совместно со СМИ, рекламными агентствами формировали моду на чтение. Сейчас в России ситуация чрезвычайно остра. И библиотекари обращаются за помощью к тем людям, которые формируют общественное мнение, распространяют информацию: средствам массовой информации, рекламным агентствам.
От Ассоциации коммуникативных агентств Ульяновской области (АКАУ) выступил Игорь Михайлович Жарков, генеральный директор ООО «Мозаика». На просьбу Ольги Слеповой и Татьяны Кичиной размещать материалы библиотек в газетах он ответил, что в газете «Мозаика» это вполне реально. Есть некоторые сложности с федеральными газетами, поскольку вопрос о социальной рекламе в СМИ все-таки решается «наверху». Но в регионе множество местных газет, в которых можно размещать информацию о книгах.
На заседании круглого стола, помимо способов, каналов воздействия на нечитающую публику, обсуждался и вопрос окружения человека. Несомненно, одним из самых важных факторов является семья. Именно в ней формируются привычки. Родители, читая ребенку, учат его любить книгу, понимать ее, а значит, и мыслить, анализировать. По словам Игоря Михайловича, в социальной рекламе, пропагандирующей престиж чтения, главный акцент должен быть именно на популяризации семейного чтения.
Кроме того, человек также формируется в детском саду и в школе. Библиотеки наиболее успешно наладили работу с малышами. Но после 10-12 лет во многом аудитория теряется: игровая форма часто уже становится неинтересной, место книг начинают занимать другие способы досуга.
АКАУ разрабатывала концепцию развития социальной рекламы в области. Новые способы подачи информации, повышение эффективности ее за счет внедрения методов и приемов коммерческой рекламы и решения вопроса о финансировании. По словам Игоря Жаркова, проблема чтения, хоть и не входящая в шорт-лист концепции, также затрагивается в работе, и, несомненно, будет разрабатываться.
Для дальнейшей работы уже по созданию рекламных материалов необходимо конкретно продумать аудиторию каждой социальной рекламы, задачи, цели, приемы, задачи. В этом библиотекам помогут специалисты рекламных агентств. Вопрос о реализации проекта будет решаться Экспертным советом Правительства Ульяновской области. будем надеяться, что новый виток капризной моды принесет не только очередной умопомрачительный силуэт в одежде, но и книгу как атрибут современного молодого человека.