Эксперты из Москвы прогнозируют Ульяновску большое туристское будущее.
С 22 по 26 июля в Ульяновске работал «десант» из специалистов Российской международной академии туризма во главе с его президентом Игорем Зориным, доктором педагогических наук, профессором, заслуженным работником высшей школы РФ. Ученые знакомились с достопримечательностями края с целью создания у нас крупной туристской дестинации* «Симбирск-Ульяновск».
На пресс-конференции гости поделились своими впечатлениями и соображениями с журналистами.
Представляя экспертов, директор Ульяновского областного центра развития туризма и сервиса Сергей Лаковский сказал, что Российская международная академия туризма – это один из старейших вузов нашей страны и центральный вуз, который специализируется на туризме.
– При академии, – добавил Игорь Зорин, работает уникальная кафедра культурного туризма в целях мира и устойчивого развития, которую я возглавляю. Таких в мире только три. Еще – в парижской Сорбонне и в университете Буэнос-Айреса.
У академии есть опыт решения задач по созданию туристских дестинаций в Армении и Белоруссии. «Это, – с гордостью заметил Зорин, – помогло удвоить и даже утроить поток туристов в эти страны».
Такого уровня эксперты, считает Сергей Лаковский, неинтересными темами не занимаются. Для начала к нам приехала рабочая группа, которая, так сказать, делала «ориентировку на местности», совершала погружение в тему. За ней последует уже более солидная научно-туристская экспедиция.
Основой будущей дестинации «Симбирск-Ульяновск», по словам Лаковского, должны стать «Великий волжский путь», Музей СССР и «красный маршрут». Последний претендует на то, чтобы стать маршрутом №1 в России по теме революции, коммунизма и социализма.
– Мы хотим, – сказал он, – чтобы «красный маршрут» начинался с нашего города как родины Ленина. После него будут Санкт-Петербург и Москва.
Игорь Зорин в этой связи посоветовал:
– Не отдавайте никому Ленина. На его имени можно зарабатывать, пусть поработает на благо родного города в качестве туристского продукта.
Первая реакция на наш Ульяновск экспертов-москвичей вряд ли кого может удивить:
– Мы практически ничего не знали о городе и области, – честно признался Зорин. – У нас была дискуссия: каким ты видишь образ региона? А никаким! Его нет! Поэтому предстоит этот образ создать и продвигать.
Ситуация с туризмом в Ульяновске такова: сейчас город принимает до 250 тыс. экскурсантов в год. Для сравнения: во времена СССР приезжало более миллиона туристов в год. Это была четвертая-пятая позиция в стране.
– Но «дно», – отметил Зорин, – вы уже прошли. Был спад до 114 тыс. туристов, теперь это число удвоилось. Наметился ряд хороших тенденций, которые можно подхватить и развивать. Это делается сплошь и рядом за рубежом. Существуют определенные методики. Это принцип устойчивого развития, кластерные модели развития, принципы ЮНЕСКО по воссозданию наследия и внедрению его в туриндустрию.
По его мнению, две даты -150-летие со дня рождения В.И. Ленина в 2020 году и 100-летие образования СССР в 2022 году – надо использовать для формирования туристского образа Симбирска-Ульяновска в умах людей: создавать у них мотивацию посетить город и узнать многое из того, что они забыли, но что надо помнить, что составляет элемент историко-культурного наследия нашей страны.
– Я уверен, что если мы будем правильно развивать этот подход, создадим соответствующую организацию, то все получится, – сказал Зорин. – Нужно к 150-летию со дня рождения Ленина сделать поток туристов в один миллион, а к 2022 году удвоить эту цифру, и тогда вы войдет в тройку ведущих дестинаций страны.
– Правильно сделали, выдвинув идею музея СССР, – похвалил эксперт руководство Ульяновской области, – она уже поддержана в верхах. И у вас появились не только сторонники, но и завистники – те, кто хотел такой музей видеть у себя.
Модель финансирования проекта Зорин видит следующим образом:
– Государство дает гарантии предпринимателям через банки. В результате этих гарантий бизнес принимает решение, стоит лиуча-ствовать в инвестировании. Если гарантии государства высокие, тогда идет борьба среди «первых номеров». Наша задача – привлечь не только местных бизнесменов, но и «первые номера». Тогда у вас появятся высококлассные гостиницы, известные турфирмы и два миллиона туристов.
– Необходимо, – считает он, – подписать с Китаем договор о «красном маршруте». Если правильно работать с китайской стороной, то она возьмет на себя обязательства по созданию здесь туристского кластера. Нужна материальная база, и почему бы не дать китайцам построить и пустить по Волге теплоходы «Мао», «Ленин», «Россия», «Китай», «СССР»? Я разговаривал с министром туризма Китая. Им очень интересен Ульяновск. У них тоже стоит задача развивать это направление.
Для дальнейшего сотрудничества с Российской международной академией туризма предполагается подписать соответствующий документ. Он, по словам Игоря Зорина, будет предусматривать создание центра формирования устойчивого развития туристской дестинации «Симбирск-Ульяновск». В рамках этой организации должен появиться научно-экспедиционный центр. Его задача – разрабатывать каждое направление дестинации. Первое, что будет сделано, – пилотная экспедиция по разработке туристских маршрутов. Помимо названных опорных точек будущей дестинации, эксперт предлагает развивать спортивный и самодеятельный туризм. Необходимо вернуть маршруты выходного дня, которые дают 80% доходов от туризма. Также Зорин считает, что нужно создать филиал его кафедры культурного туризма в целях мира и устойчивого развития в одном из университетов Ульяновска.
Он пообещал подключать к проекту специалистов не только своей академии, но и экспертов ЮНЕСКО, Всемирной ассоциации экспертов по туризму и других, чтобы сделать Ульяновск одной из ведущих дестинаций мира.
Насколько реалистичны эти планы, покажет время. Перспективы нам, безусловно, нужны. Главное – не испортить дело плохой реализацией и формализмом.
Ирина Морозова
*Туристическая дестинация является одним из ключевых понятий в туризме. Вся туристическая индустрия так или иначе связана с понятием «туристическая дестинация». Ресурсы дестинации, ее положительный имидж являются основной мотивацией для путешествия, причиной путешествия. Туристическая дестинация представляет собой не только цель туристского визита, но также и совокупность различных ресурсов, средств, оборудования и пр. для удовлетворения нужд туриста.