На прошлой неделе в Москве прошло расширенное заседание Совета по развитию местного самоуправления при президенте РФ. Выступить перед главой государства и высказать свою точку зрения на проблемы местного самоуправления, а также обозначить пути их решения пригласили генерального директора ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района» Михаила Сычева.
– Михаил Алексеевич, как так получилось, что именно Вам предоставили обозначить основные темы и тезисы совета?
– Это было расширенное заседание Совета. Его темами стали благоустройство и повышение качества услуг ЖКХ. Прежде чем приехать, мне предложили написать небольшой доклад на тему, как я вижу проблемы ЖКХ. Совместно с руководителями других управляющих компаний Ульяновска мы написали доклад, состоящий из тезисов. Отправили в администрацию президента, и он им понравился. Меня пригласили в Кремль. После нескольких собеседований предложили написать уже полноценный доклад на 5-7 минут, чтобы выступить с ним перед Дмитрием Медведевым. Доклад был написан и отправлен в администрацию президента. Через некоторое время меня пригласили на совет.
– Много ли было докладчиков кроме Вас?
– Да много, съехались практически со всей России. Со многими я познакомился еще на предварительных собеседованиях. В основном проблемы у всех одинаковые. Лично мной были обозначены четыре из них, а также пути их решения. Главное, чтобы управляющие компании могли качественно оказывать необходимые услуги, а у собственников жилых помещений была удовлетворенность ими.
Одной из обозначенных мною проблем была так называемая проблема «серых» зон. Возьмем, к примеру, придомовые территории или скверы. Управляющие компании ухаживают за этими территориями практически бесплатно. То есть мы терпим убытки. Это, безусловно, сказывается на качестве услуг, которые мы обязаны непосредственно выполнять для собственников жилья. Я думаю, что людям приятно выйти в сквер по соседству с домом и отдохнуть на скамейке в чистоте, а не среди куч мусора. Так вот мое предложение – взимать с собственников близлежащих домов небольшую плату за содержание этих зон, ведь они ими пользуются.
Другая проблема – ответственность собственников жилья. Она сейчас законами совершенно не оговорена, ее просто нет. А должна быть. Жильцы тоже должны отвечать за содержание территории, за общедомовое имущество и т.д. Основная идея в решении этой проблемы – обязать собственников поддерживать свой дом в хорошем состоянии.
– Сейчас на некоторых из обслуживаемых вами домах вовсю идет капитальный ремонт по 185-у Федеральному закону о фонде содействия в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Вы как-то затронули эту тему?
– Да, я попросил президента продлить действие этого закона. Ведь он является огромным подспорьем в нашей работе. В тех домах, где проведен комплексный капитальный ремонт, на сегодня денежных средств по строке «текущий ремонт» вполне хватает, чтобы ремонтировать подъезды, благоустраивать придомовую территорию, оснащать ее малыми архитектурными формами, газонами, сажать деревья. Это вполне логично делать после капитального ремонта. Такой комплексный подход в благоустройстве даст жителям повод осознать необходимость, что они сами все-таки должны за свой собственный счет делать капитальный ремонт, к нему готовиться и целенаправленно идти. Президент со мной согласился и сообщил, что действие закона будет продлено, но требования к собственникам жилья ужесточатся. Например, в 2012 году в программу будут включены только те дома, которые самостоятельно начнут собирать дополнительные средства на капитальный ремонт. Главное новшество – обязать собственников не только принимать решения, но и самим собирать деньги на капитальный ремонт.
– Как сейчас проходит ремонт на обслуживаемых вами домах?
– Работа идет в авральном режиме. Сроки очень сжаты, но мы скорость на качество не меняем. Все, что сейчас делается, делается на годы, и качество выполненных работ стоит на первом месте. Мы со своей стороны жестко контролируем прохождение ремонта. Правда, и подрядчики нас не подводят. Их выбирала специальная комиссия, состоящая из старших по дому и подъездам, представителей нашей компании ОАО «Домоуправляющая компания Заволжского района», представителей власти, депутатов городской думы и т.д. Эта же комиссия контролирует выполнение ремонтных работ, и будет принимать эти работы у подрядных организаций.
Между двух огней
Так получилось, что управляющие компании, как посредники, оказались между двух огней. С одной стороны население, которое зачастую не ведает, что творится, с другой – ресурсоснабжающие организации.
– Михаил Алексеевич, с какими проблемами Вы сталкиваетесь на этом фронте работы и как их решаете?
– На первый план я бы поставил проблему организации и эффективного взаимодействия с собственниками жилья. В принципе, это самая главная проблема, которая на сегодня показывает, что управляющая организация не эффективна в своей работе. Здесь одним из важных условий процесса является формирование консолидированного интереса собственников, когда они действительно заинтересованы, потому что большинство вопросов принимается общим собранием. Зачастую существуют большие проблемы в проведении таких собраний. Из-за того, что люди мало активны и неграмотны в вопросах законодательства, собрания собственники, как правило, игнорируют. В целом создается такая неповоротливая машина, в которой тяжело принимать те или иные решения.
Что делает наша компания для решения этой проблемы? Из числа активных граждан мы формируем институт старших по домам и советы домов, то есть это представители из каждого подъезда. Тогда у нас выстраиваются хорошие прямые отношения. Мы можем предоставить всю необходимую информацию, раскрыть ее перед жителями.
На наш взгляд, институт старших по домам – инструмент эффективный. Здесь есть только одна проблема. Юридический статус старшего по дому не закреплен. Поэтому я предложил внести изменения в Жилищный кодекс, чтобы законодательно оформить статус и полномочия старших по домам, кто эти люди, с какими они правами, с какими полномочиями, что могут требовать, что могут предоставлять.
Для повышения правовой и финансовой грамотности людей я предложил запустить на одном из федеральных каналов специальную передачу, которая бы разъясняла не только права, но и обязанности собственников жилых помещений, и давала более детальное и четкое понимание в вопросах именно жилищных и коммунальных услуг.
Еще одна большая проблема, которую я озвучил перед президентом – взаимодействие с энергетиками. Управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг. Попросту мы «транзитим» через себя денежные средства энергетиков, которые применяют методы выставления объемов потребленных коммунальных ресурсов, они как бы заставляют изымать нас средства из платы за жилищные услуги. Объемы, выставляемые энергетиками одни, мы получаем другие и только в судебном порядке доказываем свою правоту. Поэтому я предложил осуществить единую законодательно закрепленную форму и систему договорных взаимоотношений предприятий ЖКХ и ресурсоснабжающих организаций, в которых установлены единые методы выставления объемов потребленных ресурсов и параметры их качества. Потому что энергетики на сегодняшний день производят, в том числе, аресты наших счетов, потом парализуют работу. Из-за этого возникают перебои по предоставлению жилищных услуг сроком до нескольких дней.
Президент мою инициативу поддержал и поручил правительству подготовить специальные договоры между предприятиями ЖКХ и энергетиками.
Полную версию выступления М. Сычева на заседании расширенного совета при президенте РФ вы можете прочитать на сайте Кремля по адресу: www.kremlin.ru/transcripts/9147
Беседовал Дмитрий Шокин