Как сэкономить на покупках с помощью интернета и не стать при этом жертвой обмана.

В Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области отмечают рост обращений людей с жалобами на нарушение их прав при дистанционной продаже товаров.

Это следствие растущей популярности интернет-шопинга, то есть покупки товаров через всемирную сеть.

Интернет!покупателей можно разделить на две основные категории: одни покупают товары в интернет-магазинах, другие предпочитают так называемые совместные покупки. В любом случае торговля через интернет обладает своими специфическими особенностями, не знать которые – значит, подвергать себя риску быть обманутыми.

Услышать отзывы

В Роспотребнадзоре советуют: особое внимание следует уделить наличию информации о продавце. Если в рассматриваемом предложении или при доставке товара не указываются фирменное наименование продавца и его адрес, а указаны только контактные телефоны или номер абонентского ящика, то стоит воздержаться от покупки. В случае чего не будет возможности узнать, куда обратиться и предъявить претензию по поводу некачественного товара.

На интернет-торговлю распространяются Закон «О защите прав потребителей» и «Правила продаж товаров дистанционным способом», принятые в 2007 году. В связи с этим необходимо помнить, что покупатель может отказаться от покупки в любое время до его передачи, а также в течение семи дней после получения, без объяснения причин. При этом в любом случае покупатель должен возместить продавцу расходы на доставку товара. Отказаться от товара можно и просто не оплатив покупку. Сложнее, когда продавец требует предоплату. К слову, в Роспотребнадзоре вообще рекомендуют отказываться от таких условий.

Так легче всего стать жертвой мошенников, а невозможность вернуть деньги за неудачную покупку – наиболее распространенный вид жалобы на интернет-торговцев. По закону некондиционный товар можно обменять на качественный или вернуть, получив назад деньги. Для этого лучше всего написать письмо (на большинстве сайтов интернет-магазинов есть специальная форма) с претензией и отправить его по электронной почте или заказным письмом с уведомлением по адресу интернет-маркета. Если фирма располагается в другом городе или за рубежом, бракованный товар можно отправить почтой. При этом с покупателя не должно взиматься никаких комиссий и других платежей. Деньги должны перечислить на реквизиты, указанные при покупке товара.

Если в течение десяти дней ответа не последовало, можно смело жаловаться в отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора.

Предъявить претензии можно в течение 20 дней со дня получения товара.

Любой товар, приобретаемый дистанционно, должен содержать, как минимум, информацию о своих свойствах (в том числе и комплектности), месте изготовления, цене и условиях использования, доставки и сроке службы. Отсутствие сведений – повод задуматься о добросовестности продавца. Доверять следует только крупным, проверенным онлайн-магазинам. Перед заказом товара также не лишним будет изучить на интернет-форумах отзывы других покупателей. При этом однотипные хвалебные отклики должны насторожить – возможно, их оставил сам продавец.

Вместе – дешевле

Прошлым летом Марина и Александр Свиридовы всерьез задумались: чтобы собрать сына-первоклассника в школу, требовалась приличная сумма.

– На форуме одна из мамочек сделала нам заманчивое предложение: закупить портфель, канцтовары, одежду и обувь напрямую у производителей по оптовым ценам, – рассказала Марина. – Производители соглашались продать товар при одном условии партии должны быть крупными. К примеру, ранцев нужно было заказать не меньше 20 штук. За неделю набралось нужное количество людей, выбрали ответственного, скинулись на покупки с учетом платы транспортной компании за доставку груза. В течение двух недель товары были у нас дома. Посчитали – даже с учетом доставки обошлось вдвое-втрое дешевле.

Совместные покупки выгодны, но авантюрны, ведь такой способ приобретения товаров пока не оформлен законодательно.

Деньги нужно отдавать совершенно незнакомому человеку, о котором единственно, что известно – это ник. Тем не менее коллективный интернет-шопинг становится настолько популярным, что традиционные продавцы видят в нем реальную угрозу своему бизнесу. В частности, некоторые торговцы одеждой недовольны тем, что посетители приходят в их магазины лишь для примерки одежды, чтобы потом заказать ее в онлайн-магазине. В ряде российских городов бизнесмены даже пытаются объединяться, чтобы совместно противостоять виртуальному злу.

Купить скидку

Не менее популярными среди интернет-пользователей стали скидочные сервисы. Оплатив купон при помощи банковской карты, электронных денег или SMS, вы становитесь обладателем скидки размером от 10 до 90 процентов от цены товара. В ряде случаев купон необходимо распечатать, иногда же достаточно запомнить или записать на листочек код из цифр и букв. Предложения могут и впрямь выглядеть очень привлекательно. Например, заплатив 100 рублей за купон, можно купить за две тысячи рублей мобильный телефон, который для всех других покупателей стоит восемь тысяч рублей. Идея сама по себе заслуживает признания, но все-таки подводные камни есть и здесь.

Пожалуй, самый громкий скандал, связанный с отечественными купонными сайтами, разразился в 2011 году, когда несколько тысяч человек «купились» на акцию покупки нового iPhone 4S со значительной скидкой.

Вместо 40 тысяч рублей владельцы купонов могли приобрести популярный смартфон за 19990 рублей, то есть скидка составляла более 50 процентов. Однако в обещанное время никаких «айфонов» никто не получил они просто не поступили в продажу. Потерпевшие до сих пор судятся с организаторами акции и пишут жалобы в Роспотребнадзор. А недавно известный сайт, продающий купоны, предложил купить со скидкой немецкие роботизированные пылесосы, способные самостоятельно убирать квартиру. Размер скидки впечатлял – вместо 23 тысяч рублей предлагалось заплатить менее 8 тысяч. На деле оказалось, что пылесосы, во-первых, китайские, а во-вторых, весьма низкокачественные. Некоторым счастливчикам удалось получить деньги обратно, но их опять-таки немного.

Бывалые интернет-пользователи советуют: прежде чем гнаться за скидками, нужно узнать больше о товаре или услуге. Скажем, на сайте предлагается, заплатив за купон 100 рублей, получить значительную скидку в интернет-магазине посуды – набор кастрюль обойдется покупателю не в 10 тысяч рублей, а в пять тысяч. Выглядит чрезвычайно заманчиво. Однако в другом магазине такой же набор может стоить три тысячи или даже меньше.

Основные правила безопасности при интернет-покупках

– Для онлайн-шопинга лучше завести отдельную банковскую карту, на которой не держать больших сумм. Категорически не рекомендуется делать такие покупки с зарплатной карты.

– Ни в коем случае не подписывайте квиток о получении посылки, не убедившись предварительно, что упаковка не вскрывалась – что бы вам ни говорили на этот счет курьер или почтовые служащие. Подписав квиток, вы официально подтверждаете, что претензий к доставке и целостности посылки не имеете – ваши жалобы на пропавшие айфоны после этого никто рассматривать не будет.

Если посылка вскрывалась для осмотра на таможне, она заклеивается специальным скотчем и к ней прикладывается акт таможенного досмотра. В иных случаях рассказам почтовиков о том, что упаковка вскрыта из-за «происков» таможни, не верьте.

Вадим Пилюков