Пожалуй, только в России люди, отправляясь в путешествие на автомобиле, отдельной строкой выделяют расходы на штрафы ГАИ.
Не столь давно социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) поинтересовались у автомобилистов, дают ли они взятки автоинспекторам. Выяснилось, что каждый второй водитель в России предпочитает расплачиваться с гаишниками на месте, причем люди этого не скрывают. У нас это вроде даже и не зазорно – дескать, все платят, вот и я плачу. Вся разница лишь в размере “вознаграждения” – если человек проскочил на запрещающий сигнал светофора, то ему придется отдать инспектору 500 рублей, если забыл набросить ремень безопасности – не меньше 300 рублей. Иногда доходит до смешного: например, моему приятелю, попавшемуся в руки автоинспекторам с просроченным полисом ОСАГО, блюстители порядка даже отсчитали сдачу – честные, видимо, оказались, им лишнего не надо. С другим знакомым, который также предложил расплатиться за допущенное нарушение на месте, инспекторы не поленились доехать до банкомата – терпеливо ждали, пока автомобилист снимет необходимую сумму с банковской карты.

Что любопытно, в большинстве случаев российские гаишники оказываются большими моралистами – они традиционно долго увещевают водителей, всячески стыдят их за допущенные нарушения. При этом многие из них не брезгуют брать взятки.

Совсем недавно, например, в одном из регионов упитанный и уже не очень молодой автоинспектор воспитывал меня за превышение скорости – я ехал на 80 километров в час. А затем он, взглянув на меня своими прозрачными глазами, скромно поинтересовался: “Неужели тебе хочется стоять в очереди в Сбербанке, чтоб штраф заплатить? Если торопишься – бросай деньги в багажник”. А его коллега тотчас же встал таким образом, что загородил нас от проезжающих автомобилей. Помните, как у Ильфа и Петрова – воровал, но при этом краснел?

Ежегодно на российских дорогах гибнет почти население целого города. Плюс к этому огромное количество людей остаются калеками. Государство в лице чиновников различных уровней регулярно предлагает всяческие меры, направленные на снижение аварийности.

Признаюсь, когда-то и я сам, автомобилист с десятилетним стажем, полагал, что драконовские штрафы могут позитивно сказаться на дорожной ситуации. Ничего подобного! И объясню почему. Люди мыслят так: если у меня в кармане есть пять-десять тысяч рублей, то я могу сесть за руль нетрезвым. Это преступно, ненормально, но это – российская действительность. В большинстве российских городов за эти деньги любой автомобилист сумеет откупиться от инспектора.

Я убежден в том, что в современной России ГИБДД становится подчас опасным ведомством. Хотя бы потому, что это ведомство занимается выдачей своего рода индульгенций – например, кому-то можно ездить пьяным, кому-то – превышать все допустимые скоростные режимы и ездить на красный свет. Это с одной стороны. А с другой стороны все та же ГИБДД разгребает трупы – люди каждый день гибнут в автоавариях.

Автоинспекторы должны исчезнуть с дорог. Их функции вполне могут выполнять системы видеофиксации. Вы скажете – они уже давно действуют, камеры стоят на многих магистралях. Однако и тут незадача – для обработки данных с этих камер набран огромный штат, хотя, как подтверждают специалисты, люди там и не требуются.

Координатор общества “Синие ведерки” Петр Шкуматов объяснил мне: штат нужен для того, чтобы люди отбрасывали фотографии автомобилей, водителей которых ни в коем случае нельзя штрафовать, то есть работают своеобразным “фильтром”. “Камеры снимают все машины без исключения, но штрафы приходят далеко не всем – в России же нельзя оштрафовать, например, какого-нибудь высокопоставленного полицейского или другого большого начальника. Вот для этого и набирают кучу девочек, у которых – таблица номеров в голове. Их главная задача – не допустить, чтобы “письмо счастья” пришло какой-нибудь важной персоне”, – рассказал Шкуматов. А все мы, налогоплательщики, оплачиваем этот сервис для “неприкасаемых”.

Так вот – можно еще в пять-десять-двадцать раз поднять штрафы. Можно пугать водителей административными арестами. Но одно остается абсолютно очевидным: сидеть в изоляторах и лишаться прав будут лишь те, у кого нет денег. В большинстве российских регионов, имея десять тысяч рублей в кармане, можно запросто откупиться от инспектора.

Качественные системы фиксации, лишенные при этом человеческого фактора, представляются мне куда более эффективным средством, чем ГИБДД.

Я прекрасно предвижу аргументы оппонентов – дескать, если убрать сейчас ГАИ, то на дорогах вообще начнется полнейший хаос. Смею вас заверить, не начнется. Потому как контора, коррупционность которой подтверждают даже социологические опросы, вряд ли может оказаться серьезным барьером для нарушителей. Да и в какой еще стране вы можете найти на прилавках книжных магазинов настоящие пособия с названиями: “Как не платить штрафы”, “Водитель против ГИБДД”?