Москва и другие города России стремительно теряют историческое наследие (и так небольшое по сравнению с Европой). Один из аргументов властей, сносящих старину – новоделы дадут городам больше денег. Однако опыт США показывает, что сохранение исторических зданий приносит не только новые рабочие места (на $1 млн вложений – 35-40 мест), но и даёт сотни миллионов долларов в местные бюджеты.
(Вверху на фото: Старый театр на Лонг-Айленд, Нью-Йорк, который собирались снести; но местная община отстояла его и превратила в спортивное сооружение)
О том, как воздействует на экономику американских городов сохранение исторического наследия описывает Донован Рипкема в книге «Экономика исторического наследия» (изд-во «Национальный траст по сохранению исторического наследия», США). Он тезисно показывает преимущества вложения денег в старину (при этом следует помнить, что по европейским меркам истории в США мало, она на Восточном побережье начинается в XVIII веке, в центре и на западе – только во второй половине XIX века; то есть ситуация со стариной напоминает российскую).
1.Сохранение исторического наследия создаёт рабочие места. К примеру, восстановление исторических объектов в штате Джорджия за пятилетний период (1992-96) привело к созданию 7550 рабочих мест, что дало $201 млн. трудового дохода и $559 млн. вложений в экономику штата. В штате Флорида только за 2000 год в этой сфере было создано 123 тысячи рабочих мест.
2.До 70% расходов на восстановление исторических объектов идёт на оплату труда. Нанимаются в основном местные работники, и тем самым деньги остаются в местном бюджете. Например, в штате Колорадо $1 млн., потраченный на восстановление исторических объектов, создаёт на 12 рабочих мест больше, чем $1 млн. потраченный в производстве полупроводников, и на 9 мест больше, чем в сфере банковских услуг. Да и в строительстве рабочих мест образуется на 25% больше, чем при постройке дорог и инженерной инфраструктуры.
3.Сохранение исторического наследия – это выгодное экономическое вложение. В Мичигане $1 млн., вложенный в восстановление зданий, создаёт на 12 рабочих мест больше, чем $1 млн. в автомобильном производстве. В Западной Виргинии такое же вложение – на 20 рабочих мест больше, чем в угольной промышленности, а в Оклахоме – на 29 мест больше, чем в нефтедобыче.
Восстановление исторических зданий является мощным катализатором местных инвестиций. Например, в Нью-Джерси $1 млн., вложенный в нежилые исторические объекты, оьразовал 38 рабочих мест в масштабах страны и 19 мест – в штате. Для сравнения: $1 млн., вложенный в строительство нового нежилого здания (например, торгового или офисного центра) образует 36 рабочих мест по стране и 16 – в штате.
4.Сохранение исторических объектов положительно влияет не только на местный рынок труда, но и на местных поставщиков.
(Так сейчас выглядит часть бывшей русской колонии в Калифорнии – Форт-Росс; он ежегодно привлекает до 120 тысяч туристов)
Прямые продажи в розничной и оптовой торговле, доллар за доллар, больше увеличиваются при реконструкции исторического здания, чем при строительстве нового объекта. Главный подрядчик вряд ли купит у местного дилера стальную балку, но наверняка пойдёт к нему в поисках дверной ручки или оконного стекла. Точно также для замены куска оконной рамы он направится к местному столяру. В Калифорнии, например, средства, инвестированные в восстановление исторических объектов, увеличили заработки в оптовой торговле на 10%, а в рознице на 43% больше, чем в новостройках.
5.Зачастую восстановление исторических объектов и их эксплуатация – единственный вид экономического спасения малых городов.
С 1981 года в США стала действовать программа «Главная улица», в неё теперь включены 1600 муниципалитетов из всех 50 штатов. Концепция программы – экономическое развитие путём сохранения исторического наследия.
С 1981-го по 2000 год инвестиции по этой программе составили $16,1 млрд. За это время было открыто 56 тысяч абсолютно новых предприятий, что привело к созданию 227 тысяч новых рабочих мест. Отреставрировано и реконструировано 89 тысяч исторических зданий. Каждый 1 доллар, инвестированный на паритетных началах государством и частными инвесторами, принёс около 40 долларов дополнительных инвестиций. Средняя стоимость одного нового рабочего места составляет всего $2500, что не превышает 1/10 стоимости создания рабочих мест по другим программам.
К примеру, в городке Фредериксберг в штате Вирджиния, с населением в 21 тысячу человек по программе «Главная улица» в ходе реконструкции и реновации исторических зданий было создано 293 рабочих места и 284 новых рабочих места в сфере торговли и обслуживания. В денежном выражении администрация города получила поступлений от выдачи разрешений на реконструкционные работы $33.442 и $243.729 в виде налогов в первый год после окончания реализации программы.
6.Именно исторические здания, а не новые офисные центры становятся местами, где малый бизнес Америки предпочитает арендовать помещения. Планировки старых зданий идеально подходят под это. Дополнительный фактор – стоимость аренды в исторических зданиях обычно на 10-25% меньше, чем в новых офисах (это объясняется тем, что реконструкция дешевле нового строительства, и срок окупаемости инвестиций в такие здания меньше).
(Реконструированная самая старая методистская церковь в США, расположенная в штате Делавэр – она была построена в 1780 году)
Среднее число сотрудников малой фирмы в Америке – 12 человек. На одного сотрудника вместе со вспомогательными помещениями требуется около 20-25 кв. м. А средняя площадь одного этажа в историческом здании в США – 200-300 кв. м, это как раз идеально подходит для одной малой фирмы.
7.Наконец, реконструкция исторических зданий позволяет развиваться городу, в том числе позволяет ему «побеждать пригород» – способствовать возвращению сюда людей из «одноэтажной Америки».
Сегодня статистика по старым, не реконструированным кварталам США такова:
-32% семей, находящихся за чертой бедности, проживают в старых зданиях и зданиях, представляющих историческую ценность.
-31% домовладельцев, чей семейный бюджет составляет менее $20.000 в год, проживает в старых и исторических зданиях.
-34% съёмщиков жилья с доходом менее $20.000 в год проживают в таких зданиях.
-в этих зданиях живут 34% чернокожих домовладельцев и 24% домовладельцев-латиноамериканцев.
-стоимость жилищно-коммунальных услуг для 53% всех старых и исторических зданий составляет менее $500 в месяц.
Таким образом, реконструкция таких зданий, улучшение их потребительских характеристик, приход туда малого бизнеса способствует ликвидации гетто в таких кварталах. Пример реконструированных зданий в Майами показывает, что через пять лет в них проживает 70% домохозяйств, чей ежегодный доход выше, чем в среднем по городу.
В следующих статьях мы продолжим описывать, как экономика, согласно выкладкам Донована Рипкема, выигрывает от сохранения исторического наследия. Забегая вперёд, приведём только один пример – выгоды от туризма в малых городах, сохранивших историю:
«В США наблюдается всплеск интереса туристов к жизни в провинциальных городках. Именно поэтому движение за сохранение исторического наследия так горячо поддерживают туристические компании по всей стране.
Если сравнивать со средней туристической поездкой по США, то тут по историческим местам чаще всего продолжительнее. Более того, 40% туристов совершают как минимум ещё одну поездку в такой город. Турист, приехавший в городок за историей, в среднем тратит за поездку $688, все остальные туристы – $425; его путешествие длится 5,2 ночей, у всех остальных – 3,3.
Около 20% туристических денег остаётся в местном бюджете. Так, во Флориде благодаря культурно-историческому туризму создаётся 107 тысяч рабочих мест, штат получает в виде роста валового регионального продукта $2,3 млрд, в виде налогов $1,1 млрд».
(Так выглядит реконструированное помещение бывшего банка в Кливленде; его первоначально предполагалось снести, теперь здесь расположено кафе-бистро)
Какой урок может извлечь Россия из этих исследований? Снос исторических зданий возможен только в крайнем случае. Надзирающий и регулирующий орган в данной сфере должен состоять на паритетных началах, 50% государственных специалистов и 50% – из местной общественности (от гражданских активистов до учёных, архивариусов и краеведов) – как это и практикуется на местном уровне в США. Первоначальный объём инвестиций в сохранение исторического наследия должен исходить от государства. Местные бюджеты должны получать бОльшую часть налоговых поступлений от эксплуатации исторических зданий, а также от бизнеса, занятого в этой сфере. Наконец, должно заработать местное самоуправление, которое в том числе станет надёжным барьером на пути уничтожения исторического наследия в России.
Беда в том, что местная власть состоит
из публики, которой наплевать и на историческое наследие, и даже на будущую выгоду. Им надо хапнуть сейчас, заглотать – и смыться в Швейцарию, пока не повязали. Вот и курочат горол – ради мелкой сиюминутной выгоды.
нетролль
Всё так, зато вот опять начали мухоморить народ переименованиями улиц и города:(((
Публика
Я начальник ты…д-к, ты начальник … я д-к, но мы этого не допустим! Но изменение статуса(добровольно?!) это только в пятом сне Веры Павловны, и а снов как известно четыре.