Год литературы подходит к концу, и уже можно подвести кое-какие итоги. А итоги, надо признать, получаются неутешительными. Власть, объявив о проведении Года литературы, хотела, очевидно, как лучше. Но вышло, к сожалению, как всегда. Президент говорил, что «наша задача – привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире». Удалось ли решить задачу, поставленную президентом? Едва ли. Даже сама по себе идея проведения Года литературы кажется странной. Ведь проблема литературы как искусства заключается в том, что она может быть хорошей и никчёмной; она может хранить культурный код, а может его разрушать. Может стать национальным достоянием, а может – национальным позором. Так вот, плохая литература не в состоянии быть мощным фактором идейного влияния. Она способна служить каким-то своим целям, вызывать любопытство или удивление у иностранцев, создавать репутацию страны как сборища бездарей, придурков и маньяков, но усилить идейное влияние ей не под силу. Просто потому, что у неё нет для этого необходимой составляющей. А дело-то именно в том, что в стране, причём не без помощи государства, в частности Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, поддерживается и даже культивируется именно плохая литература. И неважно, либеральная или почвенническая. Речь скорее идёт о косноязычии и вторичности. И как раз таки об отсутствии идей. Написано и сказано об этом было предостаточно. Что же касается Года литературы, то общее впечатление таково, что выделенные средства на его проведение – это и есть объяснение необходимости в таком «Годе». Несмотря на все мероприятия, на встречи в библиотеках и даже на Красной площади, Год литературы не решил принципиального вопроса: если вы не «проект», если литература для вас не бизнес, а способ самовыражения, то поиск читателя превращается в ловитву жемчуга. Писатели сетуют и вспоминают советские времена, когда государство содержало Союз тружеников пера и «толстые» журналы, а ЦДЛ напоминал дореволюционный московский «Яр». Но времена изменились, ненавидимого многими социализма нет, а капитализму литература интересна не более как отрасль экономики. Но писатели не сдаются и продолжают настаивать на возвращении социализма в один отдельно взятый профсоюз. А точнее – в общественную организацию. Как будто не понимая, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. И вместо того чтобы свыкнуться с мыслью, что дело помощи писателям – дело рук самих писателей, литераторы продолжают активное выражение недовольства. Последним ярким проявлением такого недовольства стали письма писателя из Королёва Е. Москвина – сначала президенту, затем министру культуры, заместителю министра связи и массовых коммуникаций, советнику президента по культуре. И если письмо президенту носило рекомендательный характер, то обращение к советнику по культуре стало уже своего рода требованием разобраться, потому что вопросы, заданные В.И. Толстому – а вопросов получилось около тридцати, – содержат недвусмысленный намёк на финансовые преступления, совершаемые чиновниками Роспечати и крупными издателями. Обращение Е. Москвина к советнику по культуре, опубликованное в интернете, было поддержано и другими писателями. В частности, сам автор письма пишет, что по поводу своих эпистолярных намерений советовался с уважаемыми им авторами, и они – эти авторы – его поддержали и одобрили. Что ж, неизвестно, кто эти советчики, но совет они дали плохой. Почему? Очень просто. Потому что власть может заинтересоваться вопросами нецелевого использования бюджетных средств, махинациями и аферами. Но, например, поглощение холдингом «Эксмо» других издательств и полиграфических комбинатов, невежество устроителей ММКВЯ, пытавшихся вызвать на сцену Николая Заболоцкого, безразличие чиновников РКС к смыслу и содержанию писаний популяризируемых ими авторов может заинтересовать власть как собрание любопытных фактов и не более того. Да и обращаться куда-либо с просьбой о проверке не стоит, основываясь на предположениях, слухах и догадках. А письмо, где обвинения начинаются со слов «правда ли, что…», напоминает именно пересказ слухов. Нужно отдавать себе отчёт, что такого рода письма могут писать страдающие от безделья пенсионерки. Можно написать президенту или его советникам о необходимости ввести войска на Украину или в Турцию, о высоких ценах на гречку, о подозрительно роскошном особняке соседа или о применении американцами климатического оружия. И много о чём ещё можно написать по адресу «Москва. Кремль». Но рассчитывать на серьёзное отношение к таким петициям наивно. Разве вы уличили кого-то или представили факты – документы, перехваченные письма, аудио- и видеозаписи, на которых злокозненные чиновники признаются в преступлениях? Нет, вы пишете: «правда ли?..» А другими словами: «говорят, что…», «мне кажется…» и т.д. Помимо всего прочего, есть закон, запрещающий чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью. Но короли печати и бароны прессы, описанные Е. Москвиным как злые гении отечественного книгоиздания, не являются чиновниками. Даже Российский книжный союз – это всего лишь негосударственная и некоммерческая организация. Вот почему власть не станет указывать издателю, как именно вести свой бизнес. Власть никого не может заставить издавать хорошие книжки и не издавать плохих. Да и почему вы уверены, что в случае отбора хорошими признают именно ваши?.. Вам не нравится «сращивание монополий с государством и соединение их в один механизм»? Так ведь это и есть капитализм, или, точнее, империализм как высшая стадия капитализма – читайте основоположников. Пора наконец понять: социализма больше нет и в ближайшее время не предвидится. В СССР была создана уникальная система поддержки властью и государством культуры. В частности, изящной словесности. Но в других условиях такая система существовать не может по определению. И если сегодня вы не добьётесь «раскрутки» и превращения всеми мыслимыми и немыслимыми способами своего имени в бренд, вы не сможете собирать гонорары за публикации и выступления, как бы хорошо и верно вы ни писали и ни говорили. Хватит быть наивными! Пора понять, что книжные магазины устроены не ради народного просвещения. Литература сегодня существует по законам рынка. Из имени производителя текста, как из названия, например, модного дома, формируется бренд – своего рода гарантия качества. То есть качества-то, может, никакого и нет, но потребителю текста при помощи технологий манипуляции сознанием вдалбливают, что это не что иное, как национальный бестселлер, «большая книга» и так далее в том же роде. Читатель идёт в магазин за книгой, а покупает хорошо разрекламированный товар. Капитализм – это не то, что мы о нём думаем, а то, что он есть на самом деле. И надо исходить из того, что есть, а не из того, как бы нам хотелось, чтобы было. Пора уже понять, что происходит вокруг, чтобы не испытывать иллюзий и не питаться фантазиями. Вы не заставите издателя вести свой бизнес по вашим правилам. И не заставите государство вмешиваться в бизнес издателя. И вообще война с издателем похожа на войну пенсионерок с ценами – войну со следствием, не с причиной. В конце концов, эта упорная наивность вызывает уже недоумение. То мы жалуемся, что издатели издают не те книжки, а премии дают не тем писателям, то бежим сломя голову проверять свою грамотность на «Тотальный диктант», не понимая, что это такой же коммерческий проект по популяризации нужных издателю авторов, как и любой другой. Крупный современный издатель – это предприниматель, а не благотворитель. И что бы мы ни кричали, он будет вести свои дела так, как сочтёт нужным. И мы ничего с этим не сделаем. Да, на всякий случай: Microsoft поглотил Nokia Devices & Services, Volkswagen – Porsche, Fiat – Chrysler. И с этим мы тоже ничего не сделаем. Кто бы спорил: наша словесность переживает не лучшие времена. Беда в том, что кроме литературы, издаваемой литбуржуями, до читателя ничего другого почти не доходит. Но почему бы самим писателям не попытаться создать альтернативу литературной тусовки, назначенной издателем-монополистом? Почему бы не направить энергию в созидательное русло и перестать требовать невозможного? А то складывается впечатление, что речь идёт не о реорганизации всей системы, а о перераспределении благ. Ведь существует, например, Союз писателей России. И объединившимся писателям вполне по силам вывести русскую литературу из подполья. И пусть будет много писателей, разных направлений и разной одарённости. Пусть будут честные и незлобные критики. Пусть при Союзе появится система издания и распространения книг. Например, при каждом региональном отделении – свой магазин, куда присылают книги члены Союза со всей страны. Пусть критики пишут о том, что поступает в эти магазины. Думается, что продумать и создать такую систему возможно. Дело за организацией процесса. То же и в отношении премий, которые несколько раз в год с большим шумом и помпой раздаются в узком и замкнутом кругу. О них, кстати, не писал только ленивый. И только весьма неискушённый человек продолжает думать, что жюри добросовестно отбирает лучшие произведения и награждает за них авторов. Но Союз писателей смог бы и здесь если и не переломить ситуацию совершенно, то, во всяком случае, сдвинуть её с мёртвой точки. Институт премий давно стал инструментом книгоиздательского бизнеса. А издательский бизнес – это такой же бизнес, как и любой другой. И руководствуется он в своём деятельном существовании извлечением прибыли и более ничем. Ни просвещение народное, ни слава Отечества как литературной державы не могут и не должны интересовать коммерсанта в сфере его прямых интересов. Литература – не стиральный порошок, о котором достаточно снять ролик с участием сумасшедших людей, стирающих всё подряд до полного изнеможения. Мало сказать: «Читайте, ведь вы этого достойны». Поэтому используются своеобразные приёмы вроде премиальных «раскруток», «тотальных диктантов» и прочих придумок. Коммерция в литературе на сегодня победила саму литературу. Как следствие – упорно и на всех уровнях корявые, пустые, вторичные тексты преподносятся как лучшие. Авторы, либо начисто лишённые чувства слова, либо ловко жонглирующие словесами, называются классиками. Здесь кроется прямо-таки издёвка, но русский человек, по своему извечному простодушию, принимает и это за чистую монету. Возможно, что и премии были бы не лишним звеном в цепи литературного процесса, если бы были организованы как-то иначе. Например, оценка текстов была бы безличной. То есть для участия в таком процессе нужны писатели, жюри и организатор. Писатели присылают рукописи организатору. Тот безличные распечатки передаёт членам жюри. Жюри формируется из филологов, историков, философов, но ни в коем случае не из медийных персон. Окончательный состав жюри определяется лотереей в последний момент. Члены жюри знакомятся с текстами, не зная авторства. И конечно, в смысле премиального фонда примером могла бы послужить Гонкуровская премия. Разумеется, здесь не предложены какие-то окончательные проекты. Это всего лишь идеи, которые хорошо бы обсудить и прийти к какому-то нужному для всех решению. Но главное, Год литературы хоть и не решил поставленную президентом задачу, зато ещё раз доходчиво разъяснил писателям: возврата к социализму не будет. А потому пора наконец-то понять: хватит уже ходить с протянутой рукой, надо делать что-то самим, никто никому ничего не должен. Не потому, что это правильно, а потому, что по-другому всё равно не будет. Светлана Замлелова – родилась в Алма-Ате. Детство прошло на берегу Карского моря, в п. Амдерма. Окончила Российский Государственный Гуманитарный Университет (РГГУ – Москва). Прозаик, публицист, критик, переводчик. Член Союза писателей России и Союза журналистов России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Кандидат философских наук (МГУ), защитила кандидатскую диссертацию на тему «Современные теологические и философские трактовки образа Иуды Искариота». Главный редактор сетевого литературного журнала КАМЕРТОН. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Валерий Липневич
какая здравомыслящая девушка!
объективка
“А дело-то именно в том, что в стране, причём не без помощи государства, в частности Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, поддерживается и даже культивируется именно плохая литература”.
В отношении к писателям и литературе в регионах равняются на Москву. Китайский лидер каждый день 1 час уделяет чтению художественной литературы,
а у нас вожди не знают русскую классику, и не знают Россию.
Суряк
Прошу извинить, что не по теме. Не успел ответить на ехидный вопросик (зашёл на страничку когда уже обсуждение было закрыто), так кто же вы Суряк, когда хвалите оба стихотворения одно Полотнянко а второе на дух непереносимого вами Евтушенко? Стихи хороши, и написал как есть.Стихи! Возможно у Евтушенко и ещё не один десяток таких есть. Но дело в том, никогда не увлекался поэзией, никакой (точнее сказать не читал стихов никаких поэтов, увы даже в школе). Первые стихи прочёл у Н.А.Полотняноко – почему? Очень проза его задела, вся!Стихов его до последнего времени тоже не читал (не моё!) Но как то взял и прочёл впервые у него Н.Полотнянко, легло на подготовленную почву, понравились. Хотя и сейчас не помню ни строчки, не из его или каких других. Но тут какой то внимательный комментатор взял и подсуетился из интереса, умеючи “посадил в лужу”Суряка” на примере Евтушенко. Да ладно, это комариный укус, внимание на него обращать… но впредь буду знать, что и эта страничка, мягко говоря под контролем оппонентов Н.А. Полотнянко. Нона вопрос все таки отвечу …Вот есть такое ,четвероклассником посмотрел “Плотницкие рассказы” В.И.Белова, шестиклассником прочёл раз и навсегда. Настольная книга! Отдушина! Как и все его творчество. Все типы его героев и сейчас рядом по жизни. А вот прочёл в 9-м кл. кажется, В Роман -газете прозу Евтушенко, про его жизнь на станции Зима, в Сибири. Да так о ней больше и не вспоминал -(не моя литература!) как и о самом поэте, до этой публикации. Перечитываю тех, от кого черпаю дух русский,”крепу”, нравственность – есть правда. Как говорил В.Шукшин. А с правдой у нас не долго проживёшь. Белов, Астафьев, Абрамов, Носов, Липатов, Солоухин, Овечкин и ещё десяток авторов, так вот,Н. Полотнянко в одном ряду для меня с ними нераздельно и я даже горд что он Ульяновский, как и покойный для меня незыблемый автортитет Е.Мельников.”Заступался и заступаюсь за Ж.А.Миндубаева. У Мельникова своей строчкой о районщике редакторе” которого обложили со всех сторон в лучших правилах охоты на волков” Конечно, дореволюционные классики. Но хочется сказать вот ещё о чем …чем зачитался эти трое суток, что забыл зайти на страничку.Случайно открыл для себя..(спасибо великому интернету) Ивана Владимировича Дроздова (1922 г.р.) фронтовика,командира батареи, кавалера 5 боевых орденов. После службы работал в армейских газетах, 1956-59 учился в Литературном …кстати с Евтушенко! Буквально за две ночи, проглотил его честный роман “Последний Иван” о годах его работы и борьбы с другими заполонившими издательства “Евтушенками” в “Известиях” и меньше в “Нашем современнике”. Полгода назад прочёл предсмертный роман Виля Липатова ” Лев на лужайке” тоже о работе в “Известиях”(1979 г) -сравнил; время одно-а написано 1 к 10 в пользу Дроздова. После “Ивана” перешёл к следующему произведению И.Дроздова “Унесённые водкой”, на обложке с десяток фото известных писателей.Сейчас прервался на 16 странице, на эпизоде касающемся Евтушенко. Зимним вечером Дроздов,тогда студент Литинститута тридцатилетний семейный студент, комсомольский секретарь заглянул в комнату к ребятам студентам поэтам- там конечно не первый день гулянка …
А секретарь… нет ты послушай сюда! Вот я заглянул в издательство одно другое со своим рязанским носом ушлёпкой, а меня футболят ..иди от тебя овчинами пахнет! А вот Евтуху, или Робота обязательно напечатают а почему? Да потому что дядя у него в издательстве сидит, тоже такой же еврей Гантнус!
Он рёк тщеславием томим
Моя фамилия Россия
А Евтушенко псевдоним
Тут явно виден лишний градус-
Давай всерьез поговорим
Твоя фамилия, брат Гантгнус,
А Евтушенко псевдоним !
Кстати, раньше в письмах Ф.Абрамова он называет в 70-х писателя Чаковского и его друзей “бандой”, вчера в “Последнем Иване” наткнулся снова на это в точности выражение. Читая его вспоминая Дроздова о работе спецкором “Известий” в Челябинске, вспомнил Миндубаева с его историей в Татарстане. В Челябинске было круче,частным порядком на него вышел гл.архитектор города со списком 30 объктов, (школы,детсады,общежития) акт о приемке которых он должен был подписать вместе с другими ответственными людьми. А там,где только ещё фундамент, где голые стены …Прилетела комисия ЦК Хрущёв (1963) снял и исключил из партии 1 секретаря обкома, и других секретарей вместе с прокурорами.Но и новый 1 секретарь ещё в Москве поставил условие Дроздова из области убрать. Вернулся Иван снова в “Известия” где были всего 3-русских …Захватывает, рассказывает только о литераторах их кухне и подводных камнях практически все документально,но больше о таинственной механике деления на “своих” и “чужих”. Может в Ульяновске и по другому…
Суряк
А вот ещё, оттуда же – Иван Дроздов “Унесённые водкой” …” Я как то подсчитывал из 300 человек учившихся в моем потоке, лишь лишь с десяток мог назвать серьезных литераторов. И все они стали таковыми и без института. Правда в нашем потоке учились такие “суперпоэты”, как Евтушенко, Ахмадалина, Гладилин, Кузнецов … Но это популисты, мастера скандалов и саморекламы – они литературу не делают. И слава их переменчива. Сегодня у них одно лицо, завтра – другое. Им не завидовать нужно, впору пожалеть.
Суряк
Ахмадулина