Ульяновскстат опубликовал данные по объему платных услуг, оказанных жителям региона за январь-август 2024 года. По данным ведомства, в последний месяц лета, по сравнению с тем же периодом 2023-го, «просели» услуги турагентств и туроператоров (-9,1%), гостиниц (-9%) и физической культуры и спорта (-10,6%, при этом фитнес-клубы ушли в плюс). В ульяновском общепите идет рост: показатели значительно опережают прошлогодние. Узнали, куда делись туристы и как изменились предпочтения гостей питейных заведений.

По данным Ульяновскстата, в январе-августе 2024 года объем платных услуг населению составил 56,971 млрд рублей – на 2,9% больше, чем за тот же период 2023-го. Если сравнивать месяц к месяцу, в лидерах по росту в 2024 году ветеринарные услуги (+17,9%), услуги фитнес-центров и спортивных клубов (+13,8%), медуслуги (+6,8%). В минусе – услуги, связанные с вроде бы растущей отраслью туризма: турагентств и туроператоров (-9,1%), гостиниц и по предоставлению временного жилья (-9%), специализированных коллективных средств размещения (-0,5%).

Если брать сравнение по периоду (январь-август 2024 к тому же периоду 2023-го), то пусть небольшой, но рост в ульяновском туризме есть. Турагентства прибавили 4,4% (объем платных услуг составил 510 млн рублей), гостиницы – 2,2% (732,8 млн), коллективные средства размещения – 2,8% (913,1 млн).

Но почему все же произошло падение в одном из самых популярных для путешествий августе? По мнению руководителя Агентства по туризму Дениса Ильина, здесь может быть несколько факторов. Первый – то, что люди стали больше путешествовать по России, и в этих поездках они реже обращаются в турагентства.

– Раньше люди тратили много средств на поездки за границу, объемы оказанных турагентствами услуг были большими. Но сейчас другая ситуация: активно развивается внутренний туризм, и во время путешествий по России все чаще выбирают самостоятельные поездки. Сейчас их соотношение с организованными поездками – примерно 50 на 50, хотя раньше последних было раза в два больше. Современный путешественник сам покупает билет на самолет (или едет на автомобиле), через агрегаторы бронирует гостиницу. Сделать то же самое для заграничной поездки для многих было проблематично. В итоге объем средств, который проходит через операторов, уменьшился. Поменялся сам турист. Хотя некоторые туры, например, на круизный теплоход, все равно приобрести без туроператора не получится, – говорит Ильин.

Что касается ночевок в гостиницах, то в регионе стало больше гостевых домов, глэмпингов, которые не учитывает статистика, хотя они создают серьезную конкуренцию гостиничному сектору. Это своеобразный «серый» для статистики рынок: Ульяновскстат в основном мониторит крупные и средние отели.

– В моменте какие-то месяцы могут оказаться по показателям хуже прошлогодних: это зависит, в том числе, от погодных условий. Например, гости из другого региона, узнав, что у нас отличные летние дни, могут остановиться не в гостинице в Ульяновске, а в глэмпинге в Старомайнском районе. И в статистику не попадут, – поясняет руководитель Агентства.

По словам Ильина, в аналитических данных, представленных одним из крупнейших банков страны, говорится, что в июне 2024 года туристы потратили в Ульяновской области 585,6 млн рублей – на 47% больше чем в июне 2023-го. В целом за второй квартал нынешнего года их траты составили 1,5 млрд рублей (+50% к тому же периоду прошлого года). Об увеличении количества туристов на круизных теплоходах, заходящих в Ульяновский Речпорт, на треть (почти до 170 за сезон) недавно рассказали в Музее-заповеднике «Родина В.И. Ленина».

Оптимистичные данные приведены и в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС). За январь-июль 2024 года (самые свежие цифры) количество туристских поездок в Ульяновскую область составило 366 059, а за тот же период 2023-го – 291 970.

А число граждан РФ, размешенных в ульяновских коллективных средствах размещения в январе – марте нынешнего года было 65 583, против 62 032 человек в 2023-ем.

В турагентствах, отправляющих ульяновцев за рубеж, действительно отмечают уменьшение количества клиентов. Как рассказала руководитель отдела продаж ТА «Лаборатория Путешествий» Екатерина Соловьёва, это произошло из-за значительного повышения цен:

– Обычно считают, что один тур равен одному клиенту. Но в одном туре может быть до 8 человек. Но количество проданных туров (и, соответственно, туристов) уменьшилось. Если несколько лет назад двое взрослых и ребенок могли слетать отдохнуть в Турцию за 50 тысяч рублей, то в последние годы цены растут постоянно. В прошлом году такая поездка стоила 150 тысяч рублей, а в этом – 200-250 тысяч. Цена идет вверх, так как интерес у туристов есть. Но для многих позволить себе актуальную стоимость туров сложновато.

Екатерина отмечает, что увеличение чека привело к тому, что теперь идет борьба не за количество проданных туров, а за качество. Сами туристы стали более четко формулировать задачи – что именно хотят, хотя раньше можно было «разбрасываться» отдыхом.

– Люди смотрят в моменте: сейчас стоимость Турции и Египта равны отдыху на Кубе, Венесуэле и даже на Мальдивах. Многим туристам интересны другие направления, хотя и привычные страны могут удивлять. Сегодня, помимо перечисленных, востребованы Тазнания, Китай (открыт Хайнань), Шри Ланка. Стандартные «три коня» – Турция, Египет, ОАЭ – всегда будут популярны. Это то, с чего можно начать отдыхать за границей, – поясняет руководитель отдела продаж.

Что касается спроса на внутренний туризм, то, по ее словам, в турагентстве не чувствуют рекордного всплеска. Но люксовый отдых в Сочи в сезон может быть по стоимости равен такому же в Турции. Иногда туристы просят подобрать путевку именно по России, где нет проблем с языком и отдых «ближе».

– Мы очень благодарны тем, кто занимается развитием внутреннего туризма. Из Ульяновска можно улететь в Калининград, Минск – это великолепное направление, мне самой оно очень понравилось. В следующем году планируется открыть рейсы в Иркутск, на Байкал – очень этого ждем. В целом, в сезон в хороших отелях по России мест не было. Ретриты, авторские туры разбираются заблаговременно, – отметила Екатерина Соловьёва.

В январе-августе 2024 года улучшились показатели ульяновского общепита. Оборот за эти месяцы составил 8,1 млрд рублей, индекс физического объема к тому же периоду 2023-го – 105,9%.

С начала года оборот общепита растет – «стартовая» цифра в январе 2024 года была ниже, чем в 2023-ем – 97,6 млн против 101,2 млн. Но в прошлом году с мая произошло падение объемов. В нынешнем же идет постепенный, но рост.

По словам операционного директора сети городских кафе «Вольсов» Марии Галеевой, рост гостевого потока идет от года к году, в среднем на 5-20%. Значительное увеличение клиентов, традиционно, приходится на весну-лето.

– В Ульяновске с каждым годом все больше становятся популярнее завтраки. Утром у нас идет достаточно интенсивный поток гостей именно по ним.