Ольга Попова, редактор отдела политики журнала «Эксперт Волга».
Целый ряд инвестиционных проектов, разработанных при участии властей Ульяновской области, оказались удачными, вызвав интерес российских и зарубежных бизнесменов. Теперь регион стремится стать авиационной столицей России
Учитывая особенности Ульяновской области, региональные власти сделали ставку на развитие авиастроения, сельского хозяйства, автопрома, стройиндустрии. Разработан также и уникальный проект в сфере медицины – лечение онкологических больных высокотехнологическими методами. О том, какие инвесторы уже пришли в Ульяновскую область и как превратить Ульяновск в транспортный центр Поволжья, журналу «Эксперт Волга» рассказал заместитель председателя правительства Ульяновской области Дмитрий Рябов.
Создают условия
— Недавно была разработана стратегия привлечения инвестиций в Ульяновскую область, рассчитанная на 2008−2012 годы. Каковы приоритетные направления развития экономики области?
— Стратегия была сформирована совместно с Национальным агентством прямых инвестиций – организацией-разработчиком подобных документов в нескольких регионах России. В этом документе представлен анализ сильных и слабых сторон региональной экономики и предложения по развитию новых отраслей. В качестве приоритетных отраслей мы определили автомобилестроение и производство автокомпонентов, авиастроение, пищевую промышленность и сельское хозяйство – это традиционные отрасли нашей экономики, имеющие к тому же значительный потенциал для дальнейшего развития. Среди относительно новых отраслей – производство строительных материалов, развитие транспортно-логистического комплекса, стекольная промышленность.
— Интересно, почему именно стекольная промышленность?
— В Ульяновской области самый чистый песок в России и самые большие его запасы. По мнению специалистов, этот песок содержит минимальное количество примесей, поэтому его можно практически без предварительной подготовки использовать при изготовлении стекла. Правительство Ульяновской области заинтересовано в создании стекольного кластера, причем первый проект уже работает – это завод по производству стеклянной тары чешской компании SKLOstroj, находящийся в Красном Гуляе.
Возвращаясь к стратегии привлечения инвестиций в Ульяновскую область, необходимо отдельно отметить, что она предусматривает также создание промышленных зон.
— Что они будут собой представлять?
— Наш опыт и опыт других субъектов РФ показывает, что при определении региона инвесторы ориентируются, прежде всего, на наличие промышленных площадок с развитой инфраструктурой. В этом году из бюджета области уже выделены средства на создание инфраструктуры промышленной зоны «Заволжье». Электричеством ее обеспечивают инвесторы, а газ, вода и канализация подводятся за счет бюджетных средств. В результате мы получаем готовую площадку в 500 гектаров, где разместятся 10 производств.
К созданию второй промзоны мы приступим в 2009 году. Она расположится поблизости как от Ульяновска, так и от Новоульяновска (это небольшой город-спутник областного центра с населением 17 тысяч человек), поэтому проблем с рабочей силой на вновь создаваемых предприятиях не будет.
Инвесторы заинтересовались
— Расскажите о наиболее крупных инвестиционных проектах в регионе. Кто их реализует?
— На территории промышленной зоны «Заволжье» начато строительство пивоваренного завода компании SABMiller, там же разместятся фабрика по производству кормов для домашних животных компании MARS (в настоящее время компания выходит на площадку) и современного тепличного комплекса группы компаний «Столичные овощи». Еще одно производство компании MARS – кондитерское – будет построено в Чердаклинском районе.
В прошлом году начала работу первая очередь завода по производству стеклотары чешской компании SKLOstroj. Планируется реализация проектов строительства горно-обогатительных комбинатов компаний «Промтехинвест», «Лукьяновский ГОК» и немецкой компании Quarzwerke.
В ближайшие годы в Ульяновской области будут построены два цементных завода компаний «Евроцемент групп» и Millhouse Capital. В настоящее время ведется строительство заводов по производству сухих строительных смесей компаний Henkel Bautechnik и ЮНИС.
— А в сфере сельского хозяйства какие крупные проекты реализуются?
— В Ульяновскую область пришли несколько крупных инвесторов из этой сферы, использующих современные технологии и новейшую технику. Это Сибирский аграрный холдинг (САХО), очень известный в России (их головная компания находится в Новосибирске), который строит несколько заводов. Компании «РуснРус» и «Мордовзерноресурс» приняли решение реализовать проекты в сфере растениеводства. Также согласились работать на территории нашей области холдинг «Талина» с проектом создания крупного свинокомплекса и компания «Красный Восток-Агро» – один из наиболее серьезных российских инвесторов в сфере сельского хозяйства. У нас «Красный Восток-Агро» строит крупнейший в Европе животноводческий комплекс, где будет производиться столько же молока, сколько сейчас дает все сельское хозяйство области.
Если продолжить тему крупных проектов, реализуемых в Ульяновской области, то хотел бы еще отметить строительство при поддержке федерального бюджета Центра ядерной медицины в Димитровграде на базе НИИАР (НИИ атомных реакторов). Там планируется использовать быстрораспадающиеся ядерные нуклиды для лечения онкологических больных.
— А не слишком ли много в Поволжье высокотехнологических центров по лечению онкологических заболеваний? В Самаре построен сверхсовременный онкоцентр, в Пензе довольно серьезно разрабатывается это направление. Вы не боитесь того, что ваш центр не выдержит конкуренции с самарским и пензенским?
— Но ни у одного из наших конкурентов нет НИИ атомных реакторов. Цикл жизни нуклидов очень короткий, поэтому возить их на дальние расстояния невозможно. К тому же мы располагаем необходимыми помещениями – хирургическим комплексом, где после реконструкции можно будет размещать больных.
Новое позиционирование
— Ульяновская область выиграла конкурс на право создания портовой особой экономической зоны. Какие преимущества получает регион?
— Действительно, в июне этого года Ульяновская область была объявлена одним из трех победителей конкурса на право создания портовой особой экономической зоны.
В процессе функционирования ПОЭЗ «Волга Авиа» будет создано около 5000 рабочих мест. Поступления в бюджет за первые 20 лет функционирования зоны составят 103,3 миллиарда рублей, из них в федеральный бюджет – 54,5 миллиарда, в региональный и местные бюджеты – 48,8 миллиарда рублей.
Концепция ПОЭЗ «Волга Авиа» была разработана таким образом, чтобы подобрать диверсифицированный состав проектов. Это проекты развития терминально-логистической инфраструктуры, общая сумма инвестиций в которые составляет 4,4 миллиарда рублей; проекты в сфере ремонта и обслуживания воздушных судов с объемом инвестиций в 3,2 миллиарда рублей, а также проекты в сфере создания инфраструктуры зоны.
Особое место занимает проект строительства завода по сборке реактивных самолетов Eclipse-500, в который компания ETIRC собирается инвестировать 5,1 миллиарда рублей. Этот завод будет самым современным заводом компании в мире. Проектная мощность предприятия – 800 самолетов в год.
— Но столь серьезное производство требует квалифицированных кадров в сфере авиастроения. Есть ли они в Ульяновской области?
— Я думаю, да. В настоящее время мы можем с уверенностью говорить о том, что Ульяновск – авиационная столица России. Здесь расположен крупнейший на территории Восточной Европы авиационный завод ЗАО «Авиастар-СП». Предприятие сохранило свой потенциал и названо Объединенной авиастроительной корпорацией основной производственной площадкой. Есть целый ряд предприятий, занимающихся производством авиакомпонентов. У нас в регионе сразу несколько учебных заведений готовят специалистов в области авиастроения, работает единственное в России училище гражданской авиации. Словом, с подготовкой кадров проблем точно не будет.
— Расскажите подробнее об аэропорте, на базе которого создается портовая особая экономическая зона.
— Портовая особая экономическая зона «Волга Авиа» будет располагаться на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный», обладающего уникальными техническими характеристиками. Его самая большая в Европе взлетно-посадочная полоса длиной 5100 метров и шириной 105 метров способна принимать все типы эксплуатирующихся в настоящее время самолетов. Наличие такой взлетно-посадочной полосы позволяет реализовать на территории ПОЭЗ те виды бизнеса, которые были бы недоступны в аэропортах с иными техническими характеристиками. Пропускная способность аэропорта – 40 воздушных судов в час. Важным для перспектив развития портовой особой экономической зоны является и тот факт, что при необходимости площадь зоны может быть увеличена в два раза.
Волжский транзит
— Одной из основных проблем Ульяновска долгое время было замороженное строительство второго моста через Волгу. Благодаря усилиям действующего губернатора дело сдвинулось с мертвой точки, и в следующем году мост планируется достроить. Областные власти уже говорили о перспективах создания так называемого «Волжского транзита», который станет связующей линией между Европой и Азией. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте подробнее.
— Основные пути из центра России на Урал – это М5 (Москва — Уфа) и М7 (Москва — Челябинск). Сегодня они ужасно перегружены, но закрыть и реконструировать их нельзя. Мы разрабатываем проект создания нового транспортного коридора, который свяжет центр России с Уралом – проект «Волжский транзит».
Составные части проекта на территории Ульяновской области – новый мост, объездные автодороги вокруг Ульяновска и Димитровграда. В случае реализации проекта появится новый транспортный коридор, альтернативный существующим. Мы также планируем создать терминально-логистический комплекс, способный принимать и обрабатывать грузы всеми видами транспорта. В Ульяновской области расположен самый северный порт на Волге, куда могут заходить суда класса «река-море», имеется также разветвленная сеть железных и автомобильных дорог, два аэропорта. Отмечу, что на одном из недавних совещаний министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с поддержкой нашей инициативы.
— Проект уже попал в федеральную целевую программу?
— Пока нет (за исключением моста, разумеется). Но мы планируем использовать все доступные механизмы, включая возможности институтов развития. Этот проект очень важен для нас – он даст дополнительный стимул к развитию всей экономики области.
Ульяновск — Самара