С сегодняшнего дня вступил в силу Приказ Министерства экономики Ульяновской области, установивший новые тарифы на проезд в общественном транспорте.
О том, что повышение цен произойдет неизбежно, говорилось ранее. Но тогда «на носу» у властей была серия предвыборных кампаний. Поэтому повышать цены не стали. Зато теперь, когда выборы позади, можно вернуться и к ценам.
Таким образом власти продемонстрировали то, как они научились решать свою старую управленческую проблему
— извлекать деньги из налогоплательщиков, при этом, не трогая избирателей. Просто не нужно поднимать цены перед выборами – тогда избиратели не пострадают. А после выборов можно смело их отпускать – пострадают только налогоплательщики.
Повышение цен на проезд в общественном транспорте в Ульяновске всего лишь первая «ласточка». Впереди столь же неизбежный рост цен на ГСМ, который потянет за собой рост цен на все и вся.
Потом Россию ожидает еще и вступление во Всемирную торговую организацию, после которого будут опубликованы ранее сдерживаемые новые тарифы на услуги ЖКХ. Вряд ли они будут более низкими.
Похоже, этим летом нас ждет очередной марафон цен. Ведь не зря партия власти так сильно упирала в своей предвыборной агитации на слово «стабильность». Разница между властью и народом заключается, похоже, в том, какой смысл они вкладывают в это слово.
Если народ, голосуя на выборах, понимал «стабильность» как сохранение властью фиксированных цен, то власть, насколько можно судить по происходящему, понимала «стабильность» как собственное устойчивое политическое положение при стабильном росте цен.
Ульяновская область дает огромное количество примеров того, насколько декларируемые местной властью уровни стабильности, компетентности и последовательности для нее характерны. Ситуация с ценами на проезд в общественном транспорте как раз из этой серии. В свое время был запрещен так называемый «вечерний тариф». После прошедших выборов он вновь восстановлен, причем, теми же самыми чиновниками. Они не ведали, что творят, когда его отменяли, в результате чего практически полностью исчезли маршрутки, следующие вечером с левого берега Волги на правый и обратно? Или не ведают сейчас?
Кстати, когда шел процесс развала агропромышленного комплекса СССР, аграрии постоянно требовали у властей все новых денег на сохранение той системы. Иначе, угрожали они, крах продовольственной безопасности страны неизбежен. В тоже время сохранялось, пусть и небольшое количество сельхозпредприятий, которые ухитрялись работать на снижение себестоимости своей продукции, получать при этом миллионные прибыли, покупать новую технику даже в лихие 90-е гг. прошлого века. На территории Ульяновской области было десятка полтора таких сельхозпредприятий. Аграрии России желаемых гигантских сумм тогда не получили. В итоге, большая часть сельхозпредприятий, не сумевших приспособиться для работы в новых условиях, развалилась. Взамен появ.ились новые сельхозтоваропроизводители, при которых Россия из импортера продовольствия превратилась в экспортера. Руководители и владельцы новых хозяйств-шли по пути обрыва цепи негативных явлений, а руководители старых просто налаживали серийное производство новых ошибок.
Аналогичная ситуация складывается сегодня в работе ульяновского общественного транспорта. Перевозчики при любой возможности утверждают, что низкая цена на проезд уничтожит их бизнес и общественный транспорт в целом. Однако уходят из этого бизнеса единицы. Да и то отнюдь не добровольно. Ведь почти всегда больше всех жалуется тот, кто сам дает больше всего повода для жалоб. А может, по примеру АПК, не нужно мешать умирать бизнесменам-перевозчикам, которые видят возможность драть три шкуры с пассажиров? Такие, как показывает опыт российского АПК, никогда не будут даже пытаться работать в сторону снижения собственных издержек. Возможно, подобная схема решения проблем бизнеса окажется эффективной и при решении проблем других сфер все еще довольно дикого российского рынка.
Юрий КОРАБЛЁВ