Министр образования РФ рекомендует избавиться от 200 тысяч учителей. Браков меньше, детей меньше, стало быть, и учить некого. В России идет яростная реформа образования, сопровождающаяся протестами и голодовками. Государство готовит страну к сокращению населения, население упорно сопротивляется. Кто кого?

Ульяновск уже «прославился» на всю страну голодовкой учителей школы №7. Решение о ее закрытие было отложено. Одержана победа в отдельном сражении, но вся битва пока не выиграна. Чтобы школа существовала, в ней должны быть не только учителя, но и ученики, а их не хватает. Приостановив закрытие 7-ой школы, чиновники сделали оговорку, что это сделано только под честное слово руководства учебного заведения, оно должно обеспечить полную загрузку площадей учащимися – за счет специализированных классов, дополнительных кружков, секций и т.п. Получится – школа останется, нет – извините…

Теперь к голодовке готовится коллектив другой засвияжской школы №8, закрытие которой так же было отложено. Однако 1 сентября родители учеников узнали, что своих детей им все же придется вести в другую школу №37, так как в их не был проведен ремонт. Началась сумятица. К тому же как оказалось, всех учащихся 37-я принять не в состоянии, ибо нет места. Часть несчастных и возмущенных вновь переселили, на сей раз в школу №27. Учителя при этом мечутся между двумя школами, чтобы успеть провести уроки. Учитывая скудную зарплату педагогов, делать им это приходится за свой счет, проездные билеты выделить отказались. Гнев педколлектива обрушился на директрису не отремонтированной 8-й школы. Жалобы полетели даже во Всероссийский родительский комитет. Директрису требуют снять и грозят голодовкой.

Голод не тетка… с указкой у доски

Помогут ли голодовки учителей спасти наше образование от реформы и сокращения? Сомневаюсь, так как это не придурь местных чиновников, не блажь тех же Убы или Соломенко, это политика государства. Как сказал министр образования Андрей Фурсенко в интервью газете «Ведомости»: «Сегодня в России около 13 млн. учеников – к сожалению, их число вследствие демографических проблем в ближайшее время существенно не вырастет. Рост начнется не ранее 2015 – 2016 гг. Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 млн. учителей. Сейчас их около 1,2 млн. То есть потенциал для сокращения – 200 тысяч человек». Он, правда, потом в других своих интервью добавил, что это, мол, не приказ уволить 200 тысяч учителей, а рекомендация. Однако в такой закостенелой отрасли как образование рекомендация начальства от приказа практически ничем не отличается.

Как Фурсенко определил, что у нас 200 тысяч педагогов лишние? Ну, конечно же, опираясь на мировой опыт. «В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников, – поясняет Андрей Фурсенко. – У нас 10 лет назад было примерно такое же соотношение. Сейчас – 9-10 учеников на одного учителя». У нас в последнее время очень модно опираться на мировой опыт, особенно когда это выгодно. Численность учителей министр предлагает подогнать под европейские стандарты, но при этом почему-то молчит про те же стандарты относительно заработной платы работников образования. Тем более странно слушать о необходимости сокращений на фоне непрекращающегося стона о нехватке специалистов в школах. Как-то не состыкуется! Если специалистов нет, но работников так много, что сотнями тысяч сокращать надо, получается, в школах сейчас куча профанов работает?!

Кому нужны ботаны и очкарики

А о будущем кто-то думает из наших руководителей страны? Сейчас подсокращаем, а куда же мы патриотов-то девать будем, которых нарожали и нарожаем еще?!! По данным статистики, детей дошкольного возраста за последние 5 лет стало больше почти на 1 млн. Их куда? Кто их будет учить, если мы сейчас подгоним количество учителей под нынешнее число учеников?! Через несколько лет будем голову ломать, где взять учителей и как школы вернуть назад из под офиса или сауны? Все понятно и про демографическую яму, и про стареющее население, но как-то не хочется так вот сразу ручки сложить. Не надо хоронить народ раньше времени!

Если уж и говорить о реформе образования, то не с позиции арифметических уравнений количества учеников и учителей. Очевидно, что пересмотра требует качество знаний, которые преподают нашим детям в школах. Специально подчеркиваю, что говорю не об уровне, а именно о качестве знаний. Потому что знаю, за уровень наши учителя, как говорится, на части порвут, но докажут, что наше образование самое образовательное в мире. Заметьте, не спорю, напротив, поддерживаю. Если посмотреть на инновационный рынок западных стран, то вы увидите, что если не на половину, то на значительную его часть тамошние успешные компании состоят из наших постсоветских ученых и инженеров-неудачников. Эти ботаны и очкарики не смогли встроиться в наш социум, да их тут попросту, как говорят школьники, зачморили. Кому они тут нужны со своими гениальными идеями и изобретениями?! Вот они и свалили заграницу, там их знания востребованы, там они даже работая обычными лаборантами получают больше, чем тут будучи профессорами и академиками наук.

Это шутка – не предложение!

Разрыв и оторванность образования от реальной ситуации в стране, вот, пожалуй, основная проблема, а вовсе не количество учеников и учителей. Школа и вузы выпускают неподготовленных к жизни молодых людей. Безумное количество юристов и экономистов, которые потом в центрах занятости, как ошалелые, с выпученными глазами изучают списки вакансий сантехников, поваров и токарей. «Что же нас не предупредили! Оказывается, фрезеровщики нужны, и получают они 25 тыс., а менеджеры в офис никому не нужны и по 8 тыс.», – чешут затылки несостоявшиеся юные управленцы. Причем, речь не о том, что не нужны люди с высшим образованием, как это часто пытаются представить. Скажем точнее, не нужны люди с таким высшим образованием: никакой даже самый красный диплом не заменит настоящих знаний. А на производстве и в бизнесе все яркие аргументы и доводы наших любимых педагогов про высокий уровень, увы, разбиваются вдрызг о стену реальности.

К сожалению, ни программа образования, ни отношение учителей к своей работе не ставят, по факту, целью развития детей как будущих членов развитого общества. В России 2010 год был объявлен Годом учителя. Но получилось как издевательство. В Год учителя будем переходить на новую систему оплаты труда, от которой деревенские и сельские школы сильно пострадают, отменены выплаты из федерального бюджета за классное руководство, так теперь еще и сокращать самих учителей начнут.

Как в шутку мне сказали педагоги, с которыми мы обсуждали эти проблемы: «Можно решить вопрос ещё проще! Сократить вообще всех учителей, и Андрей Александрович Фурсенко сам будет вести все предметы с 1 по 11 класс через Интернет». Сказали, но тут же осеклись: «Вы только не пишите про это, от греха подальше, а то ведь подумают, что это предложение такое внесли, у наших министров-то ума хватит…».

Владимир Алексеев.