или Почему плохо работает программа патриотического воспитания молодежи

Патриотами не рождаются – ими становятся. Так же, как настоящими авиаторами. Именно о нехватке настоящих специалистов, увлечённой авиацией молодёжи и говорил во время своего недавнего визита в Ульяновск президент главного российского самолетостроительного холдинга – Объединённой авиастроительной корпорации – Алексей Фёдоров.

Собственно, можно сказать, что это и было главной целью визита – поиск настоящих авиаторов и самолётостроителей, потому что настоящая и конкурентоспособная авиация может быть создана только увлеченными специалистами. А правительством страны поставлена перед ОАК именно такая задача – стать конкурентоспособными на мировом рынке. Поэтому Корпорация и предложила правительству Ульяновской области подписать соглашение о сотрудничестве, в одном из главных пунктов которого правительство Ульяновской области брало на себя обязательства оказывать Корпорации содействие «в обеспечении «Авиастара» квалифицированным производственным и управленческим персоналом всех категорий в соответствии с требованиями производства и новых прогрессивных технологий». В переводе это как раз и означает – готовить настоящих увлечённых идеей специалистов.

Ещё в конце девяностых, когда российское авиастроение попало в полосу упадка, если не сказать более, мне пришлось разговаривать с Виктором Ильичем Толмачёвым, ныне техническим директором группы компаний «Волга-Днепр», который больше известен всему миру как главный конструктор самого большого в мире самолета Ан-124 «Руслан». Авиаторы так и называют его – «отец гиганта». И вот тогда, когда все сетовали на развал самолётостроения, Виктор Ильич сказал неожиданную фразу: «Меня беспокоит то, что практически уже произошел провал в поколениях». Непривычно это было слышать от патриарха отечественного транспортного авиастроения – ещё на том же «Авиастаре» продолжали трудиться высококвалифицированные специалисты с огромнейшим опытом, несмотря на крошечные зарплаты. Многие из них просто не могли себя представить без самолётов. Казалось, появятся заказы – и всё наладится. «Дело в другом, – сказал Толмачев, – рано или поздно, пусть даже через десять лет, если правительство думает о стране, заказы появятся, и авиастроение будут возрождать, только работать будет некому. Сегодняшние профессионалы уже уйдут на пенсию, и работать будет некому, потому что новое поколение не воспитали». Увы – в те годы говорить о престиже авиационных профессий было бессмысленно: молодежь видела, что властям как-то не до российской авиации, а на этом фоне и на глазах у нового поколения грабились и разбазаривались авиационно-спортивные клубы. А символ авиаторов, флагман Аэрофлота 60-80 годов прошлого века – красавец Ил-62, что стоит около учебного центра «Авиастара», был продан с согласия директора авиационного колледжа Николая Апшарова… на металлолом. Только неимоверными усилиями ветеранов «Авиастара» и журналистов удалось отстоять самолёт. Да только фирмачи, не знающие, что такое любовь к небу, успели отпилить у самолета хвостовое оперение. Так и стоит теперь флагман, ставший символом вандализма периода разбрасывания камней.

Тогда же, в девяностые, развалился и авиационно-технический спортивный клуб «Авиастара», поскольку заводу было не по силам его содержать. Куда исчезла авиатехника, и кто успел нагреть на этом руки – теперь, наверное, и не узнать. Только именно теперь как раз об АТСК как о кузнице кадров увлечённых авиаторов и вспоминают теперь ветераны завода. «Я думаю, АТСК надо обязательно возрождать – в этом и есть смысл наших предложений о сотрудничестве, – сказал менеджер департамента корпоративных коммуникаций ОАК Максим Сысоев, сопровождавший президента Корпорации. – Вспомните те же ОСАВИАХИМ, ДОСАААФ, РОСТО – именно из этих аэроклубов потом вышли известные авиаконструкторы, инженеры, лётчики, космонавты».

Максим Сысоев был приятно удивлён, когда узнал, что Федерация авиационного спорта Ульяновской области (ФАСУ) уже несколько лет пытается возродить АТСК. Именно здесь, в Новом городе, районе авиаторов и авиастроителей, не прося из бюджета ни рубля. Чтобы снова здесь появился аэродром малой авиации, созданный по всем правилам, чтобы мальчишки и девчонки могли снова учиться здесь летать на самолётах, планерах и дельтапланах, прыгать с парашютом, создавать радиоуправляемые модели. Главное – они есть, потому что молодёжь всегда манил к себе спорт сильных и смелых. Раньше это называлось романтикой неба, сегодня они зовут это драйвом и адреналином. Но смысл – тот же, они хотят быть настоящими. Только негде. Их и сейчас немало занимается разными видами авиационного спорта там, где придётся, храня своё оборудование по квартирам да гаражам. Кто-то старается для прыжков выезжать в Самару, потому что там областное правительство оказывает аэроклубу большую помощь. Они давно объединились в федерацию, чтобы вместе одолеть свои трудности, ни у кого ничего не просят, только вот без своего аэродрома – никак.

В создании АТСК заинтересованы и самолётостроительный завод «Авиастар», и авиакомпании «Волга-Днепр» и «Полёт» – для них это решение кадровой проблемы, в этом же должны быть заинтересованы и власти, потому что это и есть то самое патриотическое воспитание, только не на словах, а на деле. Сегодня увлечённых авиационных спортсменов около трёхсот, но если возродить по-настоящему работу клуба, станет пять-шесть тысяч, уверен исполнительный директор ФАСУ Владимир Дворянинов. Руководители авиационных предприятий уже заявили о том, что готовы оказать содействие в возрождении авиационно-спортивного клуба, да и власти, вроде, тоже «за». Но на этом всё и заканчивается. Больше года Федерация пытается добиться выделения участка земли под аэродром малой авиации рядом с Новым городом. Бумаги ходят по кругу, все вроде согласны, но на этом всё и заканчивается. «Все авиационные инстанции уже всё согласовали, – утверждает Дворянинов, – а вопрос всё равно не решается…». Между тем, благодаря коррупционному скандалу стало известно, что часть участка, который просили авиаторы-спортсмены, уже продана с аукциона под строительство коттеджей. Именно за этот участок и получал, как утверждает прокуратура, взятку бывший глава Заволжского района Николаев. Теперь, если вина Николаева будет доказана судом, аукцион нельзя будет считать состоявшимся, и землю положено будет вернуть. Но и тут авиаторам никто ничего не обещает. Наверное, коттеджи для города важнее. Только пойдут ли их владельцы работать на «Авиастар»? Сомнительно.

А пока ульяновские парашютисты вынуждены ездить на соревнования в соседние регионы, чтобы прыгнуть ещё хоть раз, а ульяновским самолетам малой авиации приходится базироваться в Самаре или Саранске.

P.S. Вчера на электронную почту снова пришел вопрос от девушки Даши, жительницы Нового города: «Скажите, когда же, наконец, можно будет начинать учиться летать на планере. Я и мои друзья мечтаем об этом с детства…». Мне нечего было ответить.