Из письма губернатору С.И.Морозову «В «Народной газете» №76 за 8 октября т.г. в статье «Мифы просвещения» автор Николай Марянин пытается внушить читателям, что значение личности Ильи Николаевича Ульянова «сильно преувеличено». Оказывается, что это был посредственный инспектор… Статья сопровождается унизительной карикатурой на памятник И.Н.Ульянову. Стыдно и обидно, что в угоду политиканам некоторые «демократы» пытаются очернить всё прошлое, внушить молодёжи, что выдающийся просветитель… – это результат Советской власти. Автор забыл, что ещё до революции 1917 г. царь, учёные, историки включили имя И.Н.Ульянова в число тех, кто внёс достойный вклад в дело народного образования, просвещения многонационального народа России… Статья Марянина в «Народной газете» ставит целью разжечь страсти вокруг идеи переименования г.Ульяновска… Президент недавно предупреждал о недопустимости фальсификации истории… Ко мне присоединяются мои единомышленники – краеведы Н.В.Ратаева, Н.А.Казаков, Заслуженный врач РФ Е.А.Фурашова, Заслуженный учитель РФ. А.Ф.Белова и многие другие». Афанасьева Галина Николаевна, ветеран труда, «Отличник народного просвещения», кавалер ордена «Знак Почёта» Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Николай Марянин
Меня особенно тронуло, что "ещё до революции 1917 г. царь …включил имя И.Н.Ульянова в число тех, кто внёс достойный вклад в дело народного образования, просвещения многонационального народа России". Где бы посмотреть на этот царский список, не подскажете? Видимо, Александр III или Николай II Илью Николаевича туда включили? Вот так и рождаются очередные мифы, уважаемая Галина Николаевна.
А что касается статьи, никто из профессиональных краеведов не опроверг ни одного факта или цифры из моей статьи "Мифы просвещения". Пытался сделать это В.Воробьёв в газете "Ульяновск сегодня", но как-то наивно и неубедительно. Мой ответ ему редакция отказалась печатать бесплатно (за статью Воробьёва, говорят, заплатил Ленинский Мемориал), поэтому публикую его здесь бесплатно, думаю, здравомыслящему человеку в этом споре всё и так предельно ясно.
ОДНОБОКОЕ БЕСПАМЯТСТВО
В газете «Ульяновск сегодня» за 16 октября краевед В.Воробьёв рассуждает об исторической достоверности фактов, изложенных мной в опубликованной в одной из газет статье. Хочу сообщить читателям, что я привёл в ней всего две цифры, взятые из отчётов И.Н.Ульянова. В 1869 году, когда он приехал в Симбирск, в губернии насчитывалось 462 народных училища, а в 1885-ом, по последнему отчёту Ильи Николаевича, училищ этих стало 434. Задачка для второклассника: на сколько сократилось количество школ в Симбирской губернии за 16 лет работы И.Ульянова? Правильно, на 28 школ. Из этого я сделал очевидный вывод: конечно, новые школы при Илье Николаевиче открывались, но закрывалось их при этом ещё больше.
Так о чём же спорит уважаемый В.Воробьёв? Запутав читателя множеством цифр, он при этом не опровергает две главные – 462 и 434. А как их можно опровергнуть, если Илья Николаевич сам указал их в своих отчётах? Эти же цифры приводит Жорес Трофимов в книге «Отец Ильича». И в Ульяновской-Симбирской энциклопедии в статье «Образование» отмечено, что «за период с 1869 по 1885 количество школ несколько сократилось». А вот что пишет сам В.Воробьёв в своей книге об истории народных школ нашего края: «На 1 января 1886 г. народных училищ в губернии стало 427». То есть, даже меньше, чем в отчёте самого Ульянова!
Но, несмотря на это, уважаемый краевед предлагает провести читателям газеты «Ульяновск сегодня» урок арифметики. Он пишет, что много лет занимался исследованиями и подсчитал, что при Ульянове в Симбирской губернии было закрыто 164 школы, а открыто – 250. Задачка чуть усложняется: вычитаем 164 из 462 и прибавляем к полученной разности 250. В итоге получается 548 народных училищ – более чем на 100 больше, чем по отчёту самого Ильи Николаевича! Уважаемый В.Воробьёв, объясните, пожалуйста, второклассникам, почему ответ у задачки не сходится? Не хотите же Вы сказать, что у Ульянова в отчёте цифра липовая, а у Воробьёва – подлинная?
Я подчёркивал в своей статье, что Илья Николаевич был в жизни честным и совестливым человеком, и склонен его отчётам доверять. Воробьёв пишет, что в 1869 году из 462 училищ только 89 были хорошо организованы, остальные же числились на бумаге или существовали в самом жалком виде. Вопрос уважаемому краеведу: если большинство школ существовали только на бумаге, почему И.Ульянов не избавился от фальшивок в первый же год и продолжал упорно ставить их в свои отчёты? Или хотите сказать, что Илья Николаевич писал липу? В 1871 году в отчёте стоит 452 училища, в 1872-м – 456, в 1873-м – 452 и т.д. Ответ очевиден: все эти школы действительно существовали!
Но смысл моей статьи был не в этом. Я написал ещё о двух не менее выдающихся деятелях народного образования Симбирской губернии, которых наш город предал забвению, а часть их заслуг приписал И.Ульянову. Это Иван Вишневский, который был директором народных училищ до Ульянова, и Иван Ишерский, занявший этот пост сразу после Ильи Николаевича. Ведь долгое время существовал миф, что И.Ульянов был первым руководителем народного образования нашего края. Распространял этот миф в том числе тот же В.Воробьёв, цитирую его книгу: «Первым инспектором и директором народных школ Симбирской губернии стал И.Н.Ульянов». Но это неправда! Ещё в 1860 году директором училищ нашего края был назначен И.Вишневский, который работал в этой должности 14 лет, в течение пяти из которых в его подчинении трудился инспектор Ульянов. И созданные к 1869 году 462 училища – это заслуга Вишневского.
Неудивительно поэтому, что перечисляемые В.Воробьёвым учёные, профессора, авторы учебников и политические деятели называли 434, 450 и даже 480 открытых Ульяновым школ. Ведь о Вишневском они наверняка ничего не знали, и поэтому все имевшиеся на тот момент в губернии школы автоматически приписывали И.Ульянову. Тот же В.Воробьёв в своей книге рождает ещё один миф о том, что «по инициативе Ульянова» открылась чувашская школа в Симбирске. А заведующая Квартирой-музеем В.Ленина М.Субина даже сообщила в одной из местных газет, что Ульянов «помог получить образование первому чувашу-педагогу Ивану Яковлеву».
Всё это далеко от истины. В действительности И.Яковлев и стал гимназистом, и создал чувашскую школу, и поступил в университет исключительно благодаря поддержке И.Вишневского, который многие годы работал одновременно директором Симбирской мужской классической гимназии. Попечитель Казанского учебного округа П.Шестаков, направляя в 1870 году руководству Казанского университета ходатайство, писал: «Действительный статский советник Вишневский, доводя до моего сведения, просит о пособии Яковлеву в университет, как достойнейшему и как инородцу, достигшему собственными силами гимназического образования, для поощрения к этому других». В результате его и в университет приняли, и стипендию дали, что было тогда исключительным случаем.
В докладной записке на имя директора народных училищ Вишневского Яковлев изложил первую программу своей просветительской деятельности. А уезжая учиться в Казань, просил Ивана Васильевича поддержать чувашскую школу материально и морально. Осенью 1870 года в Симбирск с ревизией приехал Шестаков, и Вишневский представил ему чувашских учеников, объяснив идею Яковлева. Ознакомившись с положением школы, Шестаков вскоре исходатайствовал для неё постоянное денежное пособие из средств Министерства просвещения. Благодаря стараниям Вишневского, чувашская школа с 1871 года начала своё официальное существование.
Сам В.Воробьёв всё в той же книге признаётся откровенно: «История народного просвещения Симбирской губернии изучена довольно слабо и односторонне. Наиболее полно рассмотрена лишь деятельность И.Н.Ульянова». Вот где кроется разгадка, почему его коллеги И.Вишневский и И.Ишерский практически вычеркнуты из памяти горожан. После революции по решению большевиков могилу почётного гражданина Симбирска И.Вишневского на Покровском кладбище вместе со многими сотнями других усопших сровняли с землёй, а на бывшем дворянском кладбище остался лишь надгробный памятник И.Ульянова. Даже в Ульяновской-Симбирской энциклопедии на хотя бы небольшую статью о Вишневском места не нашлось.
И Ивана Ишерского не называют выдающимся педагогом и просветителем, не ставят ему памятников, хотя он проработал инспектором и директором народных училищ 32 года – вдвое дольше Ульянова. При этом число школ при И.Ишерском к 1904 году выросло до 1099 – в 2,5 раза больше, чем в 1885-м! В заслугу И.Ульянову ставится создание за 11 лет директорства 7 образцовых сельских училищ губернии, которые открывались в собственных новых помещениях, оборудовались хорошей мебелью, лучшими учебниками и пособиями. А тот же И.Ишерский к 1904 году довёл количество образцовых училищ до 111, то есть в среднем открывал по 5-6 таких школ ежегодно.
В.Воробьёв, в доказательство высокого авторитета И.Ульянова в симбирском обществе, приводит добрые слова А.Алатырцева, сказанные на заседании Симбирской городской думы после смерти Ильи Николаевича. Но уважаемый краевед забыл сообщить читателям, что дума, в которую Алатырцев обратился с предложением отслужить в Доме городского общества панихиду и возложить венок от городского общества на могилу Ульянова, в итоге уклонилась от обсуждения и передала решение вопроса в городскую управу. Там споры шли более полутора месяцев (!), после чего в панихиде и венке отказали совсем и решили лишь «выразить письменно вдове покойного соболезнование».
Повторю ещё раз, что Илья Николаевич был в жизни добропорядочным и совестливым человеком, он действительно честно и самоотверженно трудился на ниве просвещения. Но если бы он узнал, что его авторитет спустя десятилетия будет держаться на хитрых уловках с цифрами и фактами, на забвении его коллег-педагогов, на причастности к рождению вождя пролетарской революции, он сгорел бы со стыда и отказался от возложенного на него бремени «выдающегося педагога и просветителя». И я искренне хочу очистить образ Ильи Николаевича от мифов, созданных его неумеренными восхвалителями. А также – вернуть из беспамятства не менее выдающихся педагогов и просветителей Симбирской губернии Ивана Вишневского и Ивана Ишерского, которым наш город просто обязан воздать должное – назвать их именами улицы и учебные заведения, открыть музеи, найти могилы и поставить им памятники.
И последнее. Я написал статью об Илье Николаевиче потому, что противники возвращения нашему городу исторического названия Симбирск некорректно использовали имя И.Ульянова для обоснования своей позиции. Давайте здесь тоже будем честными: Симбирск в 1924 году переименовали в честь В.Ульянова-Ленина, а не его отца. И если когда-нибудь имя Симбирск вернут нашему городу, к Илье Николаевичу это не будет иметь никакого отношения.
Николай МАРЯНИН, тоже краевед.
Ульяновцы
Мы давно уже к Марянину относимся не как к краеведу, а как к человеку, который очень быстро меняет свои убеждения, в зависимости от ситуации. А это уже не историк! Он долго пытался убедить ульяновцев в том, что необходимо переименовать наш город в Симбирск, а когда стал чувствовать ослабление своего влияния, обрушился на Илью Николаевича Ульянова. Марянину, по всей видимости, вообще не нравится сама фамилия, ион не успокоится, наверно, пока с лица земли не исчезнет фамилия людей, которые для нашего края сделали очень много. Марянину теперь и краеведы, которые говорят об И.Н. Ульянове что-то хорошее, стали мешать. Мы Марянину совсем не верим, так как знаем его неискренность.
Ульяновец Олег
Кто это тут в одиночку за всех ульяновцев клянется? Прав Марянин, дутая биография у папы Ленина. Забыли, что нам и биографию самого Ленина в советскую времена дутую навязывали, припудренную. Такой добренький ангел с крылышками, который детей конфетками угощал. А в это же время записки писал, кого и сколько расстрелять без суда и следствия.