Окончание. Начало в “толстушке” за 28 февраля и 6 марта

Беспризорники спали в кабинете Дзержинского

«Дзержинский очень любил детей, заботился о них. Особенно помогал беспризорникам. Как правило, он очень поздно заканчивал работу. Однажды мы ехали из Народного комиссариата Внутренних дел МВД по Мясницкой улице (ныне Кирова), которую покрывали асфальтом. Его варили на улице в специальных котлах. А ночью в этих чашах ночевали беспризорные дети. Дзержинский попросил остановить машину у одного из таких котлов. Он вышел из машины, подошел к чаше и достал оттуда ребятишек. Некоторые испугались и убежали. А с остальными Дзержинский разговорился и взял их в нашу машину. Мы поехали в ВЧК на Лубянскую площадь. Помню, ребята были в восторге, что впервые едут на машине. Однако, когда мы приехали к зданию, некоторые из них дали деру. Но самые смелые пошли с Феликсом Эдмундовичем. А поздно ночью, когда я отвозил Дзержинского домой, он мне рассказал, что привел ребятишек в свой кабинет, накормил и уговорил их отправиться жить в детдом. «Дети согласились и сейчас спокойно спят, а завтра я буду их устраивать», – радостно сказал Дзержинский…

…Для меня смерть шефа была сильным ударом и тяжелой потерей. Я дежурил у гроба Феликса Эдмундовича вместе с его женой Софьей Сигизмундовной и их сыном Ясиком в Колонном зале Дома Союзов.

Похоронили Дзержинского на Красной площади у Кремлевской стены».

Благодарим за помощь в подготовке материла директора Бряндинской школы Елену Леонову.

СПРАВКА«КП»

Сергей Григорьевич Тихомолов родился 10 сентября 1897 года в Царицыне (ныне Волгоград) в семье крестьянина. Работал в машинных командах на пароходах «Мордвин» и «Сарт», теплоходах «Осетин», «Малоросс». В 1915 году был взят на военную службу. После окончания школы военных монтеров-механиков в Петрограде назначен в Новый Петергоф инструктором по обучению учеников автоделу. Во время Великой Октябрьской революции разоружал юнкеров в Старом и Новом Петергофах. Был направлен на станцию «Лугово», рядом с Петроградом, в поезд Кубинского. Проработал здесь до 1918 года, затем был назначен военным комиссаром по продовольствию и укомплектованию Красной Армии. Обслуживал Верховного главнокомандующего армиями Крыленко в Могилеве.

С мая 1918 года работал в органах. Личным шофером Феликса Дзержинского проработал более 8 лет, вплоть до смерти легендарного шефа.