Сегодня в рубрике «Ретро-вояж» мы вспомним историю ульяновского аниме-движения. По стоп-кадрам UL-PEOPLE восстановил проникновение этой культуры в симбирскую землю: от первых квартирников «у Киры» до фестивалей и неловких попыток перевоплотиться в мультгероев . А провожатыми в прошлое для нас стали аниме-«старички» Елена Лизина ака Кирияма и Екатерина Кудряшова ака Крис. Кадр первый. Квартирный. В гостях у Кириямы «Ульяновское аниме-движение зародилось где-то в конце девяностых», – вспоминает Лена Лизина. Ее местная аниме-тусовка спустя годы будет знать под ником Кирияма, в честь японского сорванца с огненной шевелюрой. Друзьям она представлялась просто – Кира. Именно в ее квартире в центре города устраивали первые мультпросмотры поклонники рисованных сериалов из Страны восходящего солнца. Между делом обсуждали фильмы-премьеры, носили в рюкзачках затертые видеокассеты с новыми находками и планшеты с бумагой – рисовали героев манга и большеглазых девчушек из популярного мульта «Сейлормун». Елена Лизиза ака Кирияма и Екатерина Кудряшова ака Крис Лена: «В свои 14-ть я даже не знала, как правильно называется это течение… Слово «аниме» было чем-то заморским и загадочным. Сначала засматривалась «Candy–candy», потом – следила за приключениями японской школьницы Банни из «Сейлормун»… Когда успевала на вечерние повторы серий, радовалась, как ребенок. И это при том, что на носу уже были выпускные школьные экзамены». В Ульяновске аниме прижилось с фантастической скоростью и вскоре стало частью субкультурного досуга. Но тем, кто хотел по-настоящему насладиться мультами, приходилось покупать видеомагнитофоны и приобретать кассеты за немалые деньги. Мультфильмы, правда, время от времени крутили на ТВ-каналах. Особенно по душе многим пришлись сюжет мульта «Мой сосед Тоторо» и культовый среди японских детей «Дораэмон». Лена: Мне никогда не нравились советские «Ну, погоди!», вникать в американские шуточки тоже не очень-то хотелось… А вот японские мультперипетии как-то сразу пришлись ко двору. Тогда мы начали писать на видеокассеты все сериалы подряд». Лена и Катя – сегодня талантливые художницы и хэндмейдеры, а в 98-ом – обычные школьницы – сначала польстились на необычную графику. Героев сериалов метко зарисовывали, не забыв снабдить каждого огромными и глубокими, как американские озера, глазами. В блокнотах, на ватманах, в графических программах рисуют до сих пор. И по-прежнему – на аниме-мотивы. Японские герои, нет-нет, и проскальзывают в рекламных проспектах и дизайнерских плакатах. Но уходить от этого девушки и не стремятся. Фанатская стена к квартире у Кириямы «Я «залипла» фактически на тех же мультфильмах: по ТВ часто крутили «Роботека» и «Моего соседа Тоторо». Поняла, что заболела аниме по-настоящему, после того, как у меня проснулась «сейлормуномания». На видеокассеты записывала каждую серию, пересматривала, останавливала кадры, перерисовывала героев», – вступает в беседу Катя Кудряшова, тоже анимешник со стажем. Когда ульяновская аниме-тусовка только «сколачивалась», все как-то подневольно группировались вокруг… молодых художниц. Те, кто умел держать карандаш в руках, с ходу находили друг друга. Лена: «Однажды в школе одноклассник как-то ненавязчиво подсунул мне кассету с мультфильмом «Космические приключения Кобры», а потом – журнал с рисованной мангой… И только тогда я поняла – да, это те фильмы, которые я хочу смотреть!» У Кириямы в квартире тем временем появился забавный видеопрокат. Несколько десятков кассет с самыми разными мультфильмами плавно перекочевывали из квартиры в квартиру. Существовал даже специальный журнал очередности – как в библиотеках. Кассеты «затаскивали» до такой степени, что после они рассыпались прямо на глазах. От утраты коллекции спасли диски…и интернет. Японские сериалы стали скачивать с сети. Цепочка разрасталась: к аниме-движению присоединялись все новые единомышленники. Причем у каждого новичка этого негласного сообщества японских «трофеев» оказывалось все больше и больше: кассеты, журнальные вырезки, собственные зарисовки. Некоторые смельчаки заказывали настоящую мангу прямо из Страны восходящего солнца. Ребята собирались в кафе «Сказка», теперь – уже культовом для анимешников месте, которое тогда располагалось над дико известным магазином «Автограф». Часами обсуждали новые ленты, спорили. Тем более что скромная группка из пяти человек тогда не привлекала особенного внимания. Ульяновские анимешники из 2000-х Март 2003-го. Место действия – магазин «Туз». Негласное место сбора для неформальной тусовки Ульяновска: стремясь как-то выделиться, одежду и аксессуары молодежь закупала там. Среди стеллажей и отыскивались все новые мультпоклонники. Катя: «К Кирияме меня привела одноклассница со словами: «Вот, смотри, этот человек рисует точно так же, как и ты!». И тут новая знакомая протянула мне рисунки с большеглазыми девушками…» Домашние выходные аниме-посиделки у Лены-Кириямы продолжались. Только теперь по диванам и креслам рассаживалось не меньше двадцати (!) человек разом! Бабушка девушки хоть и ворчала, но шумную компанию не прогоняла. Тем более что встречи проходили с пользой: на просмотрах кто-то умудрялся подтягивать свое…знание языков! На посиделки у Лены собирались по 20 человек Субтитров во многих японских сериалах не было, поэтому часто приходилось смотреть мульты в оригинале. Что происходит, оставалось догадываться лишь по мелькающим на экране картинкам. Если английский дубляж все-таки был – фильм в режиме он-лайн коллективно переводили на русский. Было и еще одно развлечение. Из японских клипов анимешники составляли специальную нарезку. «Мы дружно выкрикивали названия мультфильмов, которые узнавали! Из пятиминутного ролика вычленить кадры довольно непросто!» К 2005-ому аниме-бум начал постепенно стихать: виноваты и внезапные отъезды самых активных «тусовщиков», и сменившиеся интересы, и проблемы в учебе. Факт остается фактом: встречаться анимешники стали все реже. «Перекипев» изнутри, ребята пошли, что называется, «вовне»: на повестке дня замаячил первый аниме-фестиваль! Кадр второй. Фестивальный. «Если уж петь – то только по-японски!» Организовать первый в истории Ульяновска аниме-фестиваль задумали димитровградские фанаты. Собрали полсотни человек, арендовали школьный актовый зал, долго ломали голову над конкурсной программой. В итоге главной номинацией тогда оказался «косплей». Суть его заключалась в карнавале: нужно было «вжиться» в образ понравившегося персонажа аниме. Но не все участники в самодельных костюмах отважились выйти на сцену: скромно отсиживались в зале. Организаторы, правда, ни капли не расстроились: как-никак первый опыт. Фестивальные программы тем временем «дописывали» и совершенствовали. Сейчас сетка традиционного аниме-форума стандартна и уже много лет не меняется. Косплей никто, разумеется, из состязаний не вычеркнул, добавились фан-арт – радость для художников, АВМ-конкурс – битва крутых видеомонтажеров, вокальный конкурс, где предпочтительнее всего петь на японском, и танцевальный – здесь в ходу так называемые кавер-дэнсы, переделки корейских танцев. Второй фестиваль решили провести в апреле 2005-ого. Ребятам хватило полугода для того, чтобы отыскать новые костюмы и решительно заявить: мы хотим еще! «Парад номинаций» несколько изменился: их стало больше, количество участников тоже выросло. Всего в Ульяновске прошло около десяти аниме-фестивалей. Иногда участники встречались в скромных кинотеатрах, иногда удавалось выбираться на большие площадки. Но сейчас пора что-то менять: движению аниме, в том числе и фестивальному, экстренно необходимо второе дыхание, уверены девушки. «Современные анимешники – это уже совсем другое поколение, – говорит Лена, – они выросли на других мультфильмах. Это уже детки эпохи MTV, когда по каналу начали свободно крутить японские сериалы, «приперчив» это лозунгом: «Аниме – это модно!» Сейчас, когда Катя и Лена приходят к анимешникам помладше, те только плечами пожимают: то, что во времена зарождения аниме-волны считалось культовой вещью, для молодого поколения – мультраритеты из закромов.
Кадр третий. Парикмахерский. «Прости, мама, но завтра я стану синеволосой!» На старых фестивалях парикмахерские эксперименты над собой ставил чуть ли не каждый участник. И если волосы цвета «воронова крыла» родителями и друзьями воспринимались адекватно, то радужные переливы шевелюры – от красного до зеленого и синего – смущали не только близких, но и случайных прохожих. «Я хотела «перевоплотиться» в синеволосого персонажа, но краска подвела: я стала похожа на ундину с зелеными локонами», – смеется Лена. В этом нет ничего кошмарного, такова анимешная стилистика, терпеливо объясняли девушки озадаченным друзьям. Катя: «У японцев жуткий комплекс по поводу того, что они все, как один – черноволосые. Для них изменить цвет волос – мечта всей жизни, только так можно выделиться из толпы! На одном из фестивалей «косплеил» мальчик, которому по задумке нужно было предстать зеленоволосым юношей. Так вот он просто купил длиннющие зеленые мочалки и повесил их с двух сторон. Мы все мужественно закрывали глаза и свято верили, что у него зеленые волосы! А как иначе?» Катя перекрашиванием собственных волос не занималась. Свою рыжую шевелюру вполне успешно задействовала в японских образах. «Главное здесь – суметь подойти к маме однажды утром и храбро заявить: «Прости, мама, но завтра я стану синеволосой!». Была у нас такая девочка, ее звали Нурико: он была яркой блондинкой, но ей отчего-то нравилось постоянно перекрашивать волосы… в фиолетовый! И она каждую неделю настырно освежала цвет!» Все дело в том, что фиолетовый тогда был чуть ли не единственным доступным цветом. Сейчас, сетуют девчонки, – все совсем не так. Костюм можно прикупить в специализированном магазине или заказать через интернет. Выбор париков – так и вовсе громаден. Но остались отважные анимешники, чаще из числа «старичков», кто по-прежнему шьет одежду для косплеев вручную и выливает тонны краски себе на голову. Кадр четвертый. Костюмированный. «В косплей идут только те, кто любит работать руками!» Косплей – это, в первую очередь, костюмированная игра. Но надеть костюм – мало. Нужно, хоть и не по-мхатовски, но «отыграть персонажа»: быть похожим на выбранного героя не только внешне, но и желательно – по характеру, полностью «вжиться» в образ, как сказали бы актеры. Катя: «У нас были даже спонтанные косплеи – «парные», когда могли вдвоем «изщелкать» 36-кадровую пленку, обряжаясь в разных персонажей! Фотографии до сих пор «законсервированы» в альбомах!» На первых порах костюмы ульяновские анимешники не шили: перерывали собственные гардеробы и шкафы друзей, находили похожие на вещи героев предметы одежды. В хэндмейд ударились позже. В 2004 году на первом аниме-фестивале появились первые дизайнерские экспериментаторы. Лена: «В косплей идут только те, кто любит работать руками! На современных фестивалях обычно расстраивает только одно: большинство костюмов куплены! Ладно бы делали собственные эскизы и заказывали у портных! А то порой натыкаешься на аксессуары из секс-шопов». Вообще, принципиальная разница между анимешниками «до» и анимешниками «после», говорят девушки, – это то, что раньше бездельников на фестивалях не терпели, каждый пытался что-то делать: пели, танцевали, рисовали, шили, занимались видеомонтажом, но никогда не приходили просто «поглазеть». «Сейчас многие называют себя анимешниками, хотя просто смотрят мультсериалы, читают мангу, ну, кто-то может что-то «скосплеить». Редко кто идет дальше». Девушки старательно выводят на кафешной салфетке график собственных подсчетов, получается простая математика: если все ульяновское аниме-сообщество взять за 100%, что-то делает примерно четверть. «Организовывать фестивали стало нереально сложно: чуть ли не в последний день перед открытием заявок у нас было всего десять на весь фестиваль! Это при том, что в гостях значилась едва ли не сотня приглашенных. Пришлось на время позабыть об организаторских функциях и самим поучаствовать в номинациях». Катя на последнем аниме-фестивале, например, «косплеила»: на несколько часов стала Таокакой, персонажем популярного файтинга «Блаз Блу». Этакой огромной кошкой в черной маске и с огромными лапами. Внутри, конечно, – доброй и милой, но на вид немного пугающей. Костюм Катерина сшила сама: говорит, нравится творческий процесс создания одежды. Катя: «Я все шью только сама. На современных фестивалях – в Москве, в Питере, в Самаре – уровень серьезный, и там купленные вещи не особенно любят. Чтобы отправиться на такой фест, нужно собрать серьезную команду, купить все необходимое для пошива костюмов… Даже не знаю, что нужно сделать для победы в таком конкурсе – наверное, по-ра-зить!». Катя Кудряшова даже открыла свой небольшой аниме-магазинчик. Там можно закупить все: от кошачьих ушек до полноценных нарядов на фестиваль. Предварительно заказав и объяснив, что тебе конкретно нужно. Кадр пятый. Жанровый. «За «мультики» могут побить!» Аниме вообще можно называть как угодно – художественные мультипликационные фильмы, сериалы, нарисованная реальность. Оскорбляются закостенелые «анимешники» со стажем только при слове «мультики». Говорят, это искусство, а если точнее – киноискусство! Аниме – штука разножанровая. Видов, конечно, много, но основные направления все же выделить можно:
Лена: «Аниме – это как кино. Просто японцам, наверное, проще нарисовать, чем снять на киноленту… Если ты любишь детективы – на тебе детективы, если ты любишь фантастику – на тебе фантастику!» Катя: «Сказать, что ой, он такой взрослый и смотрит мультфильмы – все равно что сказать – ой, он смотрит кино, ай-яй-яй! Аниме – это просто рисованное кино, ожившие рисунки». Сейчас девушки вместе с соратниками раздумывают: когда же в городе быть следующему аниме-фестивалю. Катя Кудряшова сразу после интервью уехала в Чебоксары – на очередной фестиваль. Не зря же ночами несколько месяцев Крис скрупулезно шила костюм японского самурая – бродяги Кеншина… Автор – Татьяна Герман Фото из личных архивов героев |
|