Идея создания в Ульяновской области кластера творческих индустрий (иначе его называют креативным кластером) родилась еще в конце 2012 года. К тому времени уже родилось креативное пространство «Квартал», которое и стало стартовой площадкой для развития креативного кластера. Часть его площадей отдали в аренду на льготных условиях для реализации творческих бизнес-идей. Но кластер, по замыслу тех, кто его придумал, должен выйти далеко за пределы «Квартала», объединить всех творящих (в хорошем смысле) людей региона, помочь им запустить свой творческий бизнес, получив взамен вклад в развитие региональной экономики: налоги и рабочие места. В ходе недавней презентации проекта стратегии культурного развития Ульяновской области до 2025 года, губернатор Сергей Морозов заявил, что развитие творческих индустрий должно быть одним из приоритетов региональной культурной политики. В связи с этим мы решили выяснить, что уже сделано для создания креативного кластера, а что еще предстоит сделать.
Первое серьезное обсуждение будущего креативного кластера состоялось в ноябре 2013 года на совещании с участием Сергея Морозова. Руководитель «Квартала» Павел Андреев рассказал тогда, что под креативным кластером понимается сконцентрированная на территории Ульяновской области группа взаимосвязанных организаций, компаний, индивидуальных предпринимателей, учреждений, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом для развития региональной креативной экономики.
Тогда же были названы примерные цифры: в Ульяновской области представлено порядка 800 различных творческих индустрий, в которых задействовано порядка 12500 человек.
На совещании также сформулировали первоочередные задачи, которые требовалось решить на пути к созданию кластера: выбор подходящих помещений и будущих резидентов креативного кластера.
Как рассказал нам по телефону Павел Андреев, в настоящее время обсуждается четыре площадки для размещения творческих бизнесов: бывший «Боулинг» в здании ДК «Губернаторский» (по словам Андреева там может разместиться некий многофункциональный центр с площадками для массовых мероприятий, коворкинга), салон-магазин «Искусство» на ул. Гончарова (здание принадлежит Союзу художников, но сейчас площади в нем чаще всего арендуют далекие от творчества коммерсанты. Там могла бы разместиться в том числе дирекция креативного кластера), бывший техникум Моторного завода и мало востребованный бизнес-инкубатор в парке Победы (последнее – только витающая в воздухе идея и далеко не факт, что она будет реализована).
Также Андреев пояснил, что создание кластера творческих индустрий не может идти быстро, к процессу подходят взвешенно.
– Недостаточно просто предоставить потенциальным творческим предпринимателям площади в аренду на льготных условиях, – считает Павел, – Они производят шикарный культурный продукт, но его нужно еще и продать, поэтому наша задача – научить их бизнесу.
По словам Андреева, в Ульяновске уже проводятся семинары по продвижению творческого бизнеса. В апреле создан Совет кластера творческих индустрий, а также экспертный совет, в который вошли ведущие специалисты России и двое европейских профессионалов. Они будут консультировать ульяновских коллег

В проекте стратегии культурного развития Ульяновской области креативным индустриям уделено не слишком много внимания. В разделе, посвященном текущему состоянию культурной политики в регионе сказано, что вопрос развития культурных индустрий, которые представляют собой важнейший сегмент креативной экономики, является приоритетным направлением культурной политики Ульяновской области и меры, предпринимаемые правительством Ульяновской области, направлены на поддержку малого бизнеса в сфере культуры и искусства, так называемого, творческого предпринимательства, а также на консолидацию креативного потенциала региона на базе создания кластера культурных индустрий.
Развитие культурных индустрий, согласно проекту стратегии, является одной из задач региональной культурной политики. По мнению авторов стратегии, для реализации этой задачи необходимо:
– проведение исследования по состоянию креативного предпринимательства в регионе;
– создание условий для развития творческого предпринимательства в регионе;
– усиление взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и творческих предпринимателей региона;
– создание финансово-экономических условий для развития творческого предпринимательства путем снижения налоговой нагрузки, предоставления налоговых преференций творческим предпринимателям;
– создание условий для взаимодействия культурных институций и творческих предпринимателей, в частности, в области разработки сувенирной продукции для музеев региона и обеспечения рынка сбыта данной продукции;
– создание условий для сетевого взаимодействия творческих предпринимателей, расширение возможностей для обмена опытом и знакомства с лучшими практиками;
– создание условий для расширения образовательных возможностей творческих предпринимателей, как в области художественного образования, так и в области экономического и юридического образования с учетом специфики этого вида предпринимательства;
– увеличение числа кластеров культурных индустрий, в том числе в муниципальных образованиях Ульяновской области.

Павел Андреев считает, что в ходе обсуждения стратегии, которое стартует сегодня, раздел, касающийся развития креативного кластера, будет существенно дополнен. Также он обратил наше внимание на то, что развитие кластера творческих индустрий является составной частью другой стратегии – стратегии социально-экономического развития Ульяновской области. По мнению сторонников активного продвижения творческих бизнесов, они смогут стать локомотивом региональной экономики. Правы они, или нет – покажет время.