Вадим Пономарев

Из «Родины Ильича» Ульяновская область превращается в столицу авиатранспортного машиностроения России и один из ведущих отечественных центров привлечения зарубежных инвестиций.

Нынешней осенью в России появился новый станкостроительный завод. Событие уникальное. Последний раз завод такого профиля и масштаба запускался в России в эксплуатацию 25 лет назад. Причем, это предприятие по уровню технологий является самым современным заводом одного из лидеров мирового станкостроения – германского концерна Deckel-Maho-Gildemeister (DMG). «Предприятие в Ульяновской области будет самым новым и, соответственно, самым современным производством концерна «Гильдемайстер АГ» в мире. Мы создадим здесь учебный центр, где будут собраны все компетенции, необходимые для производства станков наивысшей точности» – убежден председатель правления DMG Рюдигер Капица. Уникально и место расположения завода. Предприятие производительностью 1200-2000 высокопроизводительных и высокоточных токарных и фрезерных станков с ЧПУ в год построено «с нуля» в регионе, который еще десяток лет назад воспринимался как пугающая «черная дыра», где на фоне разрушенных оборонных заводов машут красными флагами голодные обозленные люди.

За прошедшее десятилетие все изменилось. Ульяновская область уверенно «идет на взлет», возвращая себе славу одного из мировых высокотехнологичных центров, и щедро прирастая государственными и частными инвестициями.

Курс – на столицу

Немцев трудно заподозрить в сентиментальности и расточительности. По словам члена правления Gildemeister AG Гюнтера Бахмана, перед тем, как начать строить в 2012 году завод в Ульяновской области, представители концерна три года выбирали площадку по всей России. «Мы выбрали Ульяновскую область для реализации нашего проекта по нескольким причинам: это близость заказчиков, развитая инфраструктура, хороший базис субпоставщиков, кадровый потенциал, ну и конечно, поддержка регионального правительства. Кроме того, Ульяновск находится на пересечении крупных транспортных магистралей. Мы идём туда, где прогнозируем рост сбыта станков» – сказал он.

Конечно, немцы некоторым образом рисковали. Еще в середине прошлого десятилетия Ульяновская область представляла из себя довольно унылый регион, многие жители которого по инерции пытались жить славой «родины Ильича» и воспоминаниями о бурном советском прошлом. Во времена Советского Союза небо над Ульяновском, действительно, гудело от самых мощных в мире самолетов «Руслан», для постройки которых был создан Ульяновский авиазавод (ныне – «Авиастар СП»),  механический завод щедро отгружал российским и зарубежным военным зенитно-ракетные комплексы «Шилка», «Тунгуска» и «Бук», а «буханки» и «козлы» (так в народе тогда звали неприхотливую продукцию Ульяновского автозавода) разлетались как горячие пирожки.

Однако, уже в конце 90-х годов экономика региона, державшаяся на нескольких базовых предприятиях, фактически, впала в кому. Поэтому фанатичная убежденность нового губернатора области Сергея Морозова (он вступил в должность в начале 2005 года), который настойчиво говорил о том, что скоро Ульяновск станет авиастроительной столицей России, встречала, мягко говоря, некое недоверие.  «Кругом грязь, разруха, света нет, работы нет, люди тысячами выходят на улицы, магистрали перекрывают, потому что им по полгода зарплату не платят….И на этом фоне Морозов всех убеждает, что Ульяновск, как феникс, снова возродится из пепла…Слушать не хотелось» – говорил мне один из очевидцев событий тех лет.

Однако, и ульяновский губернатор знал, о чем говорил, и германские производители высокотехнологичных станков для  аэрокосмических, машиностроительных и автомобильных предприятий России, Белоруссии и Казахстана трезво оценивали перспективы развития Ульяновской области и окружающих ее регионов. Им, например, было прекрасно известно, что правительство России пришло к окончательному пониманию того, что без восстановления военного потенциала и коренной модернизации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) нашей стране в 21 веке делать нечего. Поэтому в 2011 году в России была принята программа вооружений на 2012-2020 годы, где были заложены гигантские, по нынешним временам, суммы на закупку оружия – 20 трлн руб, и оснащение оборонных предприятий новым оборудованием и технологиями – более 3 трлн руб.

Вот в этот-то момент Ульяновская область и «выстрелила». Благодаря настойчивости региональных властей, сохранившейся инфраструктуре и высокому инженерно-техническому потенциалу, регион был определен главной площадкой по производству транспортной авиации России, а завод «Авиастар – СП» – ключевым элементом «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК).  «Конечно, на заводе ещё многое нужно модернизировать, но в базовом варианте Ульяновская область – идеальная площадка», – подтвердил это нынешней весной новый президент «ОАК» Юрий Слюсарь.

Согласно госпрограмме вооружений, «Авиастар СП»  до 2020 года должен построить и передать российскому Министерству обороны 39 тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А (или, как его еще называют, «Ил-476»). Это новейшая версия знаменитого ильюшинского тяжелого транспортника Ил-76, который в свое время производился в Ташкенте на ТАПОиЧ (Узбекистан). Стоимость контракта, по открытым данным – 140 млрд рублей. Это небывалая по размеру сумма разового заказа для российских авиастроителей в постсоветский период. Деньги у военных есть. Поэтому этот контракт буквально «окрылил» ульяновских авиастроителей. На «Авиастаре СП»  началась масштабная модернизация, которая позволит к 2020 году снизить трудоемкость изготовления серийных «Ил-476»  более чем в четыре раза по сравнению с самолетами установочной партии, интенсивно набирается и обучается персонал, в том числе из Украины и Узбекистана.

Первые два серийных «Ил-476» уже поступили военным заказчикам. Повышенный интерес к новым российским воздушным «грузовикам» проявляет Казахстан, Алжир и ЮАР. Кроме того, к 2024 году, по планам «ОАК»,  в Ульяновске должно быть развернуто серийное производство нового российского сверхтяжелого военно-транспортного самолета «Ермак, который российское КБ Ильюшина разрабатывает на замену Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан». Параллельно ульяновский завод модернизирует «Русланы», находящиеся в эксплуатации российских силовых ведомств и международных перевозчиков, и в этом году должен построить два самолета Ту-204 для Управления делами Президента РФ. Плюс ульяновский авиазавод сейчас по полной программе задействован в программе внутренней кооперации «ОАК». Для самолета SSJ-100 в Ульяновске делают интерьер, для среднемагистрального лайнера МС-21 – фюзеляжные панели, подкилевой отсек, вертикальное и горизонтальное оперение, люки и двери, трубопроводы. С этого года из Ульяновска в Воронеж пойдут комплектующие и для производства легкого транспортного самолета Ил-112.

Кооперация усилий

«Авиастар СП» – это, конечно, только верхушка научно-образовательно-производственного кластера  «Ульяновск-Авиа», который за последние несколько лет властям Ульяновской области в сотрудничестве с федеральными структурами удалось создать в регионе. Сейчас в него входят около 70 компаний и организаций. Например,  «АэроКомпозит-Ульяновск» — единственное в России предприятие по производству силовых конструкций и агрегатов для авиации из композиционных материалов, создаваемых при помощи инфузионной технологии, и одно из пяти крупнейших производств в мире с подобной спецификой. «Если учитывать, что на площадке рядом с «Авиастаром» находится завод «Аэрокомпозит», где изготавливаются «черное крыло», центроплан, то порядка 75% планера МС-21 производится на ульяновской земле», – говорит генеральный директор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев.

Состав кластера непрерывно пополняется новыми компаниями, расширяющими его компетенции. В рамках Международного авиакосмического салона МАКС-2015, например, подписано соглашение с компаниями «Скайтек» и «Российская электроника» о создании в Ульяновской области первого в России многофункционального цифрового процессингового центра по хранению и обработке информации для оказания потребительских услуг населению в сфере авиационных перевозок. Еще одним намеченным к реализации проектом станет создание в регионе единого центра предпродажной подготовки самолетов. «По инициативе губернатора региона Сергея Морозова был принят закон, который существенно облегчает функционирование лизинговой индустрии с точки зрения налогообложения и выравнивает наши шансы с конкурентами из зарубежных стран. Поэтому мы зарегистрировали дочернюю компанию в Ульяновской области и значительную часть своих активов перевели в этот регион. И нашему примеру планируют последовать ряд других лизинговых компаний, что говорит о том, что политика и подходы, которые были выработаны руководством Ульяновской области, верны», — подчеркивает генеральный директор «Ильюшин Финанс Ко» Александр Рубцов. «Конечно, не все безоблачно, есть проблемы и с санкциями, и с нестабильностью рубля, но в целом, я считаю, что у наших предприятий, работающих на авиацию и оборонно-промышленный комплекс страны, хорошие перспективы. Личное пожелание президента России, чтобы в Ульяновской области все было хорошо, — тому свидетельство», — убежден глава Ульяновской области Сергей Морозов.

Вал оборонных заказов позволил ульяновским машиностроительным предприятиям выйти на объемы производства, сопоставимые с советскими временами. На базе ульяновского мехзавода, например, создан специальный Центр подготовки и переподготовки персонала и специалистов иностранного заказчика. Его сотрудники, по данным из открытых источников, уже подготовили почти 800 иностранных военнослужащих из пяти стран для работы на ЗРК «Бук-М2Э» и ЗСУ «Шилка-М4». В соответствии с подписанными контрактами планируется обучить еще более 300 человек из Венесуэлы и Алжира.

Потребности в обновлении оборудования российских предприятий при этом по-прежнему огромны. Поэтому запуск в эксплуатацию завода германского концерна Gildemeister AG дает возможность начать выпускать в Ульяновской области не просто станки, а создавать еще одни кластер – станкостроительный. «Потенциал региона в сфере станкостроения, его компетенции, которые были утеряны в 90-х – начале 2000-х годов, должны были найти выход в новых проектах. Этот завод, по сути, только первый шаг. Здесь будет создан индустриальный парк поставщиков. Через 3-4 года организаторы проекта рассчитывают довести локализацию производства станков до 85%. И то, что уже сейчас работает проектное бюро, которое проектирует станки, имеет большое значение. Это не сборка. Это полноценное предприятие. Это принципиально новый шаг в инвестиционной и промышленной политике РФ» – убежден первый заместитель губернатора Александр Смекалин.

На востоке региона – в Димитровграде, сейчас формируется ядерно-инновационный кластер. Его «ядром»  станет один из ведущих отечественных научно-исследовательских ядерных центров – Димитровградский научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР). Там сейчас реализуется несколько «прорывных» проектов мирового уровня. Первый из них – создание единственного в России федерального Центра медицинской радиологии. Параллельно этому госкорпорация «Росатом» развивает в НИИАРе производство изотопов для применения их в медицине. К 2019 году в Димитровграде должен быть построен и новый многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах (МБИР), который станет базой для международных исследований в этом направлении развития ядерной энергетики.

С 2012 года в НИИАРе уже налажен промышленный выпуск изотопа молибден-99, который используется дли диагностики в современной ядерной медицине. «Реализация подобного проекта — это завтрашний день Ульяновской области, учитывая мировую экономическую потребность в тех высокотехнологичных продуктах, которые производит НИИАР», — отмечал во время запуска опытной партии молибдена-99 первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов. Близится к финалу и строительство самого федерального Центра медицинской радиологии. «Это будет единственный в России и самый крупный в Европе Центр ядерной медицины, потому что у нас протонный ускоритель будет работать сразу на четыре канала. Причем один из них рассчитан на детей, что является большой редкостью даже в западных европейских странах. Первых пациентов мы планируем принять где-то в конце 2017 года» – заявил глава Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба. 

На острие инвестиций 

Власти региона всячески способствуют реализации на территории региона федеральных инвестпроектов. Но при этом Сергей Морозов никогда не скрывал, что своей главной задачей он видит приход в Ульяновскую область частных инвесторов со всего света. «Мы сделали ставку на разнонаправленную, диверсифицированную экономику. Проще говоря, мы постарались обезопасить себя сразу в нескольких направлениях, это помогает переживать кризисы, которые периодические происходят с экономикой. Такие меры позволили нам уйти от тяжелой зависимости от четырех крупнейших предприятий региона, которые были флагманами развития Ульяновской области в советское время. Хотя и эти отрасли у нас сегодня уверенно развиваются – это машиностроение, автомобилестроение и авиастроение» – подчеркивает ульяновский губернатор.

С этой точки зрения за прошедшие 10 лет в Ульяновской области, действительно, создалась уникальная для России ситуация. «Одним из главных преимуществ Ульяновской области является особый инвестиционный климат и внимательное отношение регионального правительства к нашим вопросам и проблемам, что позволяет нам быть уверенными в наших вложениях» – говорит генеральный директор «САБМиллер РУС» Джеймс Уилсон, чья компания вложила 220 млн долларов в строительство на территории региона пивоваренного завода. «На финальной стадии при заключении соглашения было важно понимать, насколько серьёзно и открыто, дружелюбно была настроена местная администрация к иностранным компаниям, а также готова ли она с пониманием относиться к различиям, например, японского и российского менталитетов. Представители администрации Ульяновской области, например, рассматривали этот проект не только с точки зрения бизнеса, но и с позиции обмена культурным опытом» – утверждает генеральный директор  «Бриджстоун СНГ» Хираси Ёсиаки (Bridgestone сейчас заканчивает строительство в Ульяновской области своего первого в России и странах СНГ шинного завода стоимостью более 12 млрд руб).

За  десятилетие показатели ежегодного объёма инвестиций в основной капитал на территории региона увеличились более чем в 6 раз – с 12,9 млрд рублей в 2005 году до 82,2 млрд руб в 2014 году. За это время в регион было вложено, в общей сложности,  более  500 млрд руб инвестиций. Только в прошлом году успешно завершилась реализация 14 инвестпроектов общей стоимостью 12 млрд руб, таких как создание германской компанией Schaeffler первого российского завода по производству автокомпонентов и запуск в эксплуатацию французским концерном Legrand производств низковольтного оборудования. Ещё 14 компаний в прошлом году перешли к активной фазе строительства (в их числе Bridgestone, мексикано-немецкий завод по производству автокомпонентов Nemak и датское лакокрасочное производство Hempel). В этом году начали производство уже упомянутые заводы Nemak и DMG, логистический центр FM Logistic  (Франция) и ряд российских компаний.

Причин такого «взрывного» интереса частных инвесторов к Ульяновской области, наверное, три. Первое – это прогрессивное инвестиционное законодательство и система организационно-административной поддержки. Эта система даёт инвестору возможность закрепить за проектом персонального куратора из числа членов правительства, получить полное сопровождение проекта в режиме «одного окна» при помощи специалистов региональной корпорации развития, получить гарантии прозрачного статуса земельного участка для реализации проекта и многое другое. Из материальных средств поддержки инвестора можно выделить  снижение на 4,5% ставки налога на прибыль, подлежащей зачислению в региональный бюджет, сроком до 15 лет, и обнуление земельного налога (сроком до 8 лет), транспортного налога (до 10 лет) и налога на имущество (тоже сроком до 10 лет). С 11 по 15-ый годы реального функционирования нового предприятия ставка налога на имущество составляет 1,1%. Кроме того, инвестору предоставляется право пользования объектами Залогового фонда, государственные гарантии и т.д.

Понятно, что выше федерального законодательства в части предоставления разных преференций инвесторам, при этом не прыгнешь и «джентельменский набор» льгот по налогам у всех российских регионов сейчас примерно одинаков. Однако, Ульяновская область, например, одна из первых в России приступила к внедрению Стандарта развития конкуренции как одного из самых эффективных способов развития предпринимательской активности в регионе. На то, чтобы стимулировать конкуренцию, нацелен и другой стандарт – инвестиционной привлекательности регионов. И по итогам внедрения этих стандартов, как отметил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев на международном инвестиционном форуме «Сочи-2015», Ульяновская область вошла в первую пятерку самых конкурентоспособных регионов. «Пока у нас таких очевидных лидеров немного, хотелось бы, чтобы их было больше. По итогам прошлого года самые высокие оценки получили Республика Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области», – сказал Дмитрий Медведев.

На этом регион не останавливается. В регионе, например, началось внедрение риск-ориентированной модели проверок, суть которой в том, что те субъекты, которые в своей деятельности не допускают нарушений, будут от проверок освобождены. «Сегодня мы ехали по Ульяновской области, и предприятия продолжают строиться, в том числе и зарубежных инвесторов, большинство из которых подтверждает свою готовность инвестировать вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. На чём это строится в Ульяновской области? На двух главных вещах – доверии к региональной власти и персональной ответственности перед людьми, которые приходят сюда делать своё новое дело; и на доверии к тем технологиям и правилам, которые принимаются здесь в части работы с бизнесом» – заметил по этому поводу министр по вопросам открытого Правительства РФ Михаил Абызов.

Второе обстоятельство, которое, очевидно, способствует приходу инвесторов в Ульяновскую область – бурно развивающаяся система промышленных площадок с готовой инфраструктурой. Главных из них две – особая экономическая зона «Ульяновск»  на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» (ОЭЗ) и промышленная зона «Заволжье». Ввод первой очереди ОЭЗ запланирован на начало 2016 года. Бюджет вложил в развитие инфраструктуры этого проекта 1,8 млрд руб. Шесть резидентов вкладывают в свои проекты на территории этой ОЭЗ 4,8 млрд рублей.  «ААР Рус», например, строит там крупнейший в России центр технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиационной техники, где будут обслуживаться как зарубежные, так и российские воздушные суда.

В инфраструктуру самого обширного и наиболее эффективного индустриального парка «Заволжье» площадью более 700 га уже вложено 1,4 млрд рублей – по 700 млн руб частных и бюджетных инвестиции (вторая очередь парка возводилась на средства Инвестфонда РФ). За два последних года здесь уже введены в строй 8 предприятий, 6 из которых имеют машиностроительный или промышленный профиль. В 2014 году подписаны инвестиционные меморандумы с еще тремя компаниями. Для обеспечения условий размещения производств новых резидентов начато создание IV очереди этой промзоны. Об эффективности этого проекта свидетельствует тот факт, что на 1 рубль бюджетных вложений в инфраструктуру «Заволжья» приходится 18 рублей частных инвестиций и 7,55 рубля налоговых платежей.

Кроме того, в Ульяновской области продолжается  деятельность по развитию индустриальных парков, особенно частных. Так, например, в стадии активной реализации находятся проекты создания частных индустриальных парков компанией «Инпром эстейт» и холдингом «Капитал», на площадях частного парка «Камеко» уже заработало производство низковольтного коммутационного оборудования.  Есть проекты создания индустриальных парков на базе Ульяновского автозавода и Димитровградского автоагрегатного завода. В 2014 году началось формирование промышленной зоны «Карлинская» под управлением частной швейцарской компании «Дега АГ», первыми резидентами которой станут компании «Даркат» и «Зеон». А опыт Ульяновской области по формированию и развитию промышленных зон официально вошел в сборник лучших практик регионального управления, составленных Министерством экономического развития РФ.

Личными гарантиями

Третье обстоятельство, которое, очевидно, явно влияет на инвестиционную привлекательность Ульяновской области – личное участие губернатора региона в привлечении инвесторов. И, пожалуй, в этом особенность. Зачастую, инвесторы приходят в регион под личные гарантии и репутацию Сергея Морозова. Все 10 лет своего нахождения на этом посту он то в Москве, то в Берлине, то в Пекине стучится в двери высокопоставленных руководителей государственных структур и топ-менеджеров компаний и корпораций и буквально «затаскивает» их в свой регион. На открытии завода DMG в Ульяновской области Чрезвычайный и Полномочный посол Германии в РФ Рюдигер фон Фрич, например, с удовольствием вспоминал, что Сергей Морозов оказался первым гостем, которого фон Фрич принял в Москве после своего назначения послом в Россию. «Ульяновская область известна своей работой по привлечению инвестиций, регион создает благоприятную среду для инвесторов, обеспечивая все необходимые для них условия. Сегодня более шести тысяч немецких компаний работают в России либо имеют российских партнеров. И я часто повторяю слова, сказанные более 150 лет назад Отто фон Бисмарком: «у нас нет другой альтернативы, кроме как развивать хорошие отношения с Россией», – сказал господин фон Фрич.

Эти слова дорогого стоят. Сегодня Ульяновская область, действительно, стала новым российским центром притяжения инвесторов и совершенно обоснованно претендует на статус авиастроительной столицы России. С периодичностью раз в два года здесь начал проводится международный авиатранспортный форум и ежегодные Съезды авиастроителей России. В 2014 году валовый региональный продукт (ВРП) Ульяновской области превысил уровень 2005 года более чем в 3 раза, а к 2020 году планируется превысить этот показатель в 6 раз. Причем, в среднем 30% от объема ежегодного ВРП составляют инвестиции.

Разительно за это время изменился и сам Ульяновск.  В этом городе, например, заканчивается строительство отеля «Hilton Garden Inn». Гостиница класса 4 звёзды включит в себя 167 стандартных номеров, три номера для людей с ограниченными возможностями, 5 номеров класса «люкс» и 1 апартаменты. Приход сюда этой международной гостиничной сети с европейским уровнем обслуживания и мировым именем свидетельствует о реальном интересе к этому региону со стороны инвесторов и топ-менеджеров международных корпораций.

Реальные экономические процессы, происходящие в Ульяновской области, и понятные перспективы развития этого региона изменили и политическую обстановку на «родине Ильича». Многие вчерашние публичные оппоненты Морозова, например, воочию увидев, как, а главное – в каких масштабах сейчас в Ульяновске возрождаются или создаются заново высокотехнологичные машиностроительные производства, переменили свое мнение или начали оставлять его при себе. Свою роль в этом, видимо, сыграла и традиционная доступность ульяновского губернатора для общения. Подтверждением этому стали выборы депутатов городской Думы Ульяновска пятого созыва, которые прошли в сентябре этого года. На них «Единая Россия» во главе с Сергеем Морозовым получила 38 мест в городском парламенте из 40.

ЦИТАТА

Я прекрасно помню, как бегал босоногим мальчишкой в Киндяковке, в Железнодорожном районе. Помню, как в те времена ценили Ульяновскую область. И увидел, как с ней поступили, – как с девкой, которой попользовались и бросили. Хочу сделать Ульяновскую область самодостаточным регионом – и в экономическом, и в культурном плане. Это тот стержень, который меня заставляет много работать

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов

(из интервью «Российской газете» 2 февраля 2005 года)