Гаишники — с места аварии: «Пассажиров автобуса можно было спасти»
В ночь на четверг во Владимирской области произошла самая страшная авария с начала года. На 124-м километре трассы М-7 Москва — Нижний Новгород — Уфа груженая фура, вылетев на встречную полосу, лоб в лоб врезалась в пассажирский междугородний автобус. 14 человек — 11 пассажиров, двое водителей автобуса и водитель грузовика — погибли. Еще четыре человека с тяжелыми ранениями находятся в центральной районной больнице города Петушки.
Все пассажиры злосчастного автобуса — челноки, торопившиеся из Ульяновска на Черкизовский и Лужниковский рынки Москвы. Такие автобусы ходят по трассе ежедневно. Водитель грузовика перевозил бытовую технику. После столкновения машины загорелись.
«В ту ночь мы стояли двумя экипажами на 120-м километре, на пересечении М-7 и ул. Московской, — рассказывает сотрудник ГИБДД Петушинского района Александр Усов. — Там сломался светофор, и мы регулировали движение пешеходов и машин. В 0.38 мужчина, ехавший на легковушке в сторону Москвы, в окно крикнул, что в четырех километрах отсюда — серьезная авария.
Мы были на месте через 1,5 минуты. Морды автобуса и фуры уже горели, из автобуса — стоны людей. Я сразу же позвонил в дежурную часть, вызвал пожарных и «скорые», напарник побежал за огнетушителем. Двери были искорежены и не открывались. Возможно, они были завалены вещами челноков, потому что багажное отделение было пустое. Мы выломали стекла в задней части автобуса, и наш замком-взвода Михаил Прусов и капитан Михаил Малов лазали внутрь и вытаскивали людей, а Володя Калинин и я оттаскивали раненых с проезжей части. Вытащили четверых, на четвертом уже одежда тлела. И тут же внутри автобуса раздались хлопки, и пламя охватило всю машину. Мы схватили раненых и отбежали в сторону. Попытались оттащить автобус от фуры, но трос все рвался… Мы уже ничего не могли сделать».
«Усов позвонил мне в 0.53. Сказал, что ДТП, что им удалось спасти только четверых, а остальные — в горящем автобусе, — рассказывает начальник ГИБДД Петушинского района Александр Николаевич Ермаков. — Я сел в машину, рванул. В 1.08 был на месте. В 1.10 подъехала первая пожарная машина, старый «Газон» — через полчаса после аварии! Водитель сказал, что они опоздали, потому что заезжали на заправку. Такие аварии тушатся только пеной, но пены у пожарного расчета не было. Была вода. Пожарные поливали пожар пару минут, после чего вода кончилась, и они уехали. Приехала еще одна пожарная машина — снова без пены — и «скорая». Хорошо, что «скорая» вообще приехала — у нас в Петушках дай бог две машины в ночь на дежурство выходят. А МЧС с техникой прибыли только в 2.35 — через два часа после аварии. И спрашивают: «Кого тут спасать?» Автобус потушили только в три часа ночи. И то брюхо у него тлело до утра. От людей ничего не осталось — ни рук, ни ног. И если водители после столкновения были мертвы, то остальные сгорели заживо».
Сейчас следствие рассматривает две версии ДТП. Возможно, у грузовика лопнула шина, в результате чего его и вынесло на встречку. Однако проверить эту версию практически невозможно — от машин остались только обгоревшие остовы. По другой версии следствия, водитель фуры попросту заснул за рулем. Гололед следователи уже исключили — перед самой аварией этот участок дороги был обработан специальной техникой. «Я осмотрел дорогу еще до того, как приехали пожарные. Тормозных путей не было ни у автобуса, ни у фуры, — рассказывает Александр Николаевич Ермаков. — Это значит, что фура выехала на встречку за 5—7 метров перед автобусом, иначе бы кто-то из водителей успел среагировать. Я 23 года работаю в ГАИ и причин такой аварии вижу только две: либо водитель грузовика спал, либо у него внезапно остановилось сердце. Лопнувшее колесо — это не версия. Если бы колесо лопнуло, на асфальте был бы след от диска. Грузовик из-за одного лопнувшего колеса не развернет так быстро на встречную полосу. Да и водитель фуры, будучи в сознании, попытался бы избежать лобового столкновения, выкрутив руль, развернув фуру боком».
В областном управлении ГИБДД нам сообщили, что петушинский участок трассы, на котором произошло ДТП, очень опасный. Только в этом году там произошло пять столкновений, в которых погибли 22 человека. По мнению сотрудников ГИБДД, причина частых аварий в том, что на этом участке трассы не установлен так называемый отбойник — разделительный барьер между полосами. И после аварии пострадавшим квалифицированной помощи приходится ждать слишком долго. «У нас по трассе 50 тысяч транспортных единиц за сутки проезжает, самая загруженная трасса России. Нужны специальные «скорые», специальные наряды МЧС, которые за 5 минут будут доезжать до места аварии. А у нас даже пожарные машины незаправленными стоят», — говорит Александр Ермаков.
Вопрос с установкой разделительного барьера до сих пор не решен. Однако министр здравоохранения Татьяна Голикова уже заявила, что медучреждения вдоль трассы М-7 будут оснащены специализированным оборудованием для оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП.
По словам пресс-секретаря правительства Ульяновской области Натальи Мартыновой, правительство берет на себя организацию похорон, доставку родственников к месту трагедии и тел погибших на родину, лечение пострадавших. Родственникам погибших и пострадавшим будут выплачены компенсации.
Елена Костюченко
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/032/10.html