По итогам 2006 года Ульяновская область должна была подняться на восьмое место в рейтинге 14 регионов Приволжского федерального округа. Такую амбициозную задачу ставил губернатор Сергей Морозов перед региональным правительством. Не менее амбициозными были и планы относительно борьбы с бедностью населения: предполагалось, что в 2006 году уровень живущих за чертой бедности снизится у нас до 20 процентов – вместо 29 процентов в 2005 году. А в сфере промышленности задача ставилась еще более фантастическая: темпы ее роста должны были увеличиться аж до 10 -12 процентов, не в пример пессимистическому прогнозу федерального министра экономики и торговли Г.Грефа, определившего для нашего региона контрольную цифру в 2 процента.
Сегодня, подводя предварительные итоги 2006 года, с сожалением мы вынуждены констатировать: прав оказался Греф, а все наши амбиции – блеф. Промышленность региона осталась на том же уровне ( рост за 10 месяцев 1%), бедных меньше не стало, а вместо восьмого места в рейтинге ПФО мы заняли 12-е, переместившись с 14-го – распоследнего, – и то – слава Богу! Предпринимаемые региональным правительством шаги по выходу области из кризиса (в ходе обсуждения проекта бюджета-2007) ряд депутатов ЗСО не оценил положительно. Лидер блока “Народ за Фролыча” Олег Горячев вообще сравнил их с ветряными мельницами, которые в свое время пытался повсюду разместить генерал Шаманов – в пику монополии Чубайса.
С Олегом ГОРЯЧЕВЫМ беседует наш корреспондент.
1. Минусов
больше, чем плюсов
– Олег Юрьевич, социально-экономическую ситуацию в регионе, как я понимаю, вы также оцениваете без особого оптимизма?
– А что делать? Будь ты трижды оптимистом, но поневоле станешь мрачно смотреть на происходящее, когда смертность населения превышает рождаемость в два раза, когда каждый третий житель региона находится за чертой бедности, когда половина сельхозугодий не обрабатывается, а животноводство – в жутком состоянии (поголовье КРС за год опять сократилось более чем на 10 процентов); села вымирают, разрушается социальная инфраструктура (а мы, как нарочно, усугубляем все это, уменьшая в бюджете будущего года средства на развитие сельского хозяйства на 200 млн. рублей – это рекордно низкие за последние 10 лет субсидии); больные стоят в очередях, чтобы лечь в больницу, а мы в это время пытаемся закрыть областную больницу №2 (при этом рост расходов бюджета на здравоохранение на 2007 год составит лишь 4 процента, при официальной инфляции в 10 процентов).
– Помнится, после выборов 2004 года, заступая на свою должность, губернатор обозначил себя как антикризисного управляющего, уповающего на двух китов в своей деятельности – на привлечение внешних инвестиций и увеличение помощи из Центра. Не получилось?
– Я бы не сказал так категорично. С приходом Сергея Ивановича Морозова новая губернская власть, в отличие от предыдущей, добилась некой стабильности. Чубайс перестал щелкать рубильником, появились в домах тепло и горячая вода, областной центр стал намного чище, возобновилось дорожное строительство производства, реконструировать старые предприятия – основу нашей экономики.
А что мы имели за эти два года? Кирпичный заводик в Старой Майне да модуль-инкубатор в Новой Малыкле (инвестиционный проект “Симбирская цыпочка”), который возглавляет, кстати, некий г-н Шевченко, разоривший при Шаманове весь областной “Птицепром”.
И потом… Некоторые из инвестиционных проектов, за которыми, как правило, стоят «дети лейтенанта Шмидта», представляют угрозу жизнедеятельности Ульяновска. Взять, скажем, проект “Ленинские горки” – строительство лыжной трассы на Венце. Вырубили несколько десятков деревьев, прошлись бульдозерами по уникальным дренажным сооружениям (и без того запущенным, кое-как сохранившимся со времен строительства Ленинского Мемориала), – и это без какой-либо экспертизы и разрешений на строительство! Хорошо, общественность воспротивилась – экологи, исследователи недр, краеведы: проект приостановили, в противном случае – городу бы угрожал оползень, страшная катастрофа.
Что же касается помощи из Москвы… Помнится, на одной из сессий мы утверждали расходы на содержании нашего представительства в Москве, девять москвичей приняли на работу, положили им немалые оклады. И что же? На 2007 год помощь Центра нашему региону сокращается почти на миллиард рублей (Пензенской области, например, Москва выделяет почти в два раза больше, хотя в численности населения мы находимся в равных условиях). Кто в этом виноват? Нам отвечают, что мы не выполняем какие-то условия – по ЖКХ, например, вовремя не подаем документы по участию в федеральных программах и т. д. Кстати, сам губернатор недавно издал распоряжение, в котором обязал наших представителей в Центре активнее работать с министерствами и ведомства ми. Выходит, и он озабочен малой эффективностью этой работы.
Спрашивается, зачем же мы их всех тогда содержим? Почему они не отрабатывают свою зарплату?
2. Разделить деньги и власть
– Олег Юрьевич, не потому ли мы топчемся на месте вот уже второй год, что у губернатора до сих пор нет команды, и те перестановки в региональном правительстве, которые он производит время от времени, не дают соответствующего результата? Я знаю, губернатор предлагал вам войти в состав правительства, почему не приняли это предложение?
– Как я уже говорил, плюсы у нас есть, но минусов – больше. И вот эти минусы – на совести той команды губернатора, которая, реорганизуется уже, пожалуй, в четвертый или пятый раз. Сначала, по старинке, был глава администрации региона и его замы, курирующие отраслевые департаменты, потом (в придачу к администрации) образовалось областное правительство с министрами без министерств. Эта чехарда в управленческих структурах, как и при «варя гах» В. Шаманова, ни к чему хорошему привести не может.
Правда, в первые месяцы ощущение единства и общности целей наблюдалось, когда вместе с Сергеем Ивановичем на руководящие посты в обладминистрации пришли его коллеги и соратники из Димитровгра-да. Затем их как-то быстро оттеснили совершенно другие люди, связанные с бизнесом или имеющие свой бизнес в Самаре, или Ульяновске, но на время госслужбы передавшие его родственникам. Так вот, эти люди, конечно же, больше озабочены расширением своего бизнеса (кому бы временно его не передавали), нежели интересами населения. А у нас – ткни чуть ли не в любого министра пальцем, обязательно в бизнесмена попадешь! Я по этому поводу готовлю депутатский запрос губернатору, где упоминаю, в частности, министра инвестиций и внешних связей Дмитрия Рябова, откровенно лоббирующего, по моему мнению, интересы ГК “Дарс” (речь идет о Ледовом дворце) и замешанного в скандале вокруг газеты-клона “Симбирских известий”. Судебный процесс, связанный с этой грязной историей, до сих пор идет, и имя министра звучит там довольно часто.
Кстати, недавнее заявление президента В.Путина, сделанное им на совещании правоохранительных органов страны, подтверждает мои мысли. Президент попросил чиновников разделить деньги и власть. Те, кто хочет иметь много денег, сказал Путин, должны заняться бизнесом. Во власти же надо работать за зарплату и на нее жить. Именно поэтому я не хочу работать в таком правительстве, где главное для большинства министров – свои интересы, или, что еще хуже, – интересы их хозяев. Между прочим, я глубоко убежден, что и Морозову это глубоко чуждая по духу команда. И чем быстрее Сергей Иванович решится на кардинальные шаги по созданию своей собственной команды единомышленников, тем будет лучше подавляющему большинству населения региона.
3. Важнее
всего идеология
– Единомышленников должна объединять какая-то идея, а есть ли эта идеология у регионального правительства, у губернатора?
– Вот в этом-то и суть всех наших противоречий. Насчет губернатора знаю точно, его цель – благосостояние всех жителей Ульяновской области, но региональным правительством под эту цель идеологии пока не выработано. Да, министерство финансов у нас умеет считать деньги, может
профессионально разработать бюджетный документ и представить его депутатам. Экономический блок правительства также может представить прогнозный план развития региона – вплоть до второго пришествия. Правда, до 2012 года депутаты такой план так и не приняли – «завернули» для доработки. А все почему? Из-за отсутствия идеологии, приоритетов. Что для региона важнее всего в настоящий момент – борьба с бедностью, с катастрофическим положением в демографии? Или, может, с бедственным состоянием сельского хозяйства?
Ну, выступили депутаты блока «Народ за Фролыча» при первом чтении бюджета-2007 против того, что сельскому хозяйству выделяется мало средств. Правительство учло это и на слушаниях перед вторым чтением объявило, что добавляет селу еще 63 миллиона за счет сокращения бюджетных статей на содержание чиновничьего аппарата, на молодежную программу и т.д. Меня этот факт должен вроде бы порадовать: прислушались, дескать, отреагировали на критику, но чувства удовлетворения, к сожалению, нет. Это все полумеры, подтверждающие отсутствие государственного мышления, которым должны обладать члены регионального правительства, вся команда губернато-
ра.