Ленинский районный суд создал неприятный для горожан прецедент: признал, что парковки для автомобилей можно размещать прямо под окнами многоквартирных домов, без санитарного разрыва. Теперь жильцы нижних этажей будут вынуждены дышать выхлопными газами от прогреваемых автомобилей. Юрист Алмаз Кучембаев считает такое решение неправомерным и объясняет, почему именно. Истцом по делу, о котором идет речь, выступила собственница земельного участка и индивидуального жилого дома в Ульяновске. Она заявила о нарушении СаНПиНа – для расположенного рядом МКД обустроили автостоянку, которая расположена менее, чем в 10 метрах от ее дома. Женщина заявила, что это нарушает ее права и права несовершеннолетних детей на благополучную экологическую обстановку. Выхлопные газы от припаркованных автомобилей идут прямо в окна ее дома. То, что автостоянка размещена незаконно, подтвердили прокуратура Ленинского района и региональное управление Роспотребнадзора, которое провело проверку. Управляющей компании выдали предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Также прокуроры внесли представление в адрес главы Ульяновска о необходимости устранить нарушения закона. Но ничего не изменилось – стоянка как действовала, так и действует. «Ароматы» от автомобилей так и шли в окна жильцов. Истица попросила ликвидировать автостоянку и привела такие доводы:
Во время судебных разбирательств выяснилось, что автостоянка вроде бы есть, но ее как будто нет. Представитель городской администрации заявил, что по проектной документации возле многоэтажки должны располагаться гостевые парковочные места. А по отношению к ним санитарные разрывы до жилых домов не установлены законом. В управляющей компании «МН Сервис» заявили, что по проекту на земельном участке под строительство многоквартирного жилого дома была предусмотрена стоянка автомобильного транспорта на 10 машино-мест. И по СанПиНу такие открытие автостоянки и паркинги могут быть расположены в пределах 10 метров от фасадов жилых домов – это и есть расстояние до фасада дома истицы. Напомним ключевые отличия гостевых и обычных паркингов. Согласно СП 42.13330.2016, гостевая стоянка автомобилей — это открытая площадка, предназначенная для временного паркования легковых автомобилей посетителей жилых зон на незакрепленных за конкретными владельцами машино-местах (п. 3.7). Гостевые стоянки для посетителей жилой застройки рекомендуется предусматривать из расчета не менее 30 машино-мест на 1 000 жителей. Постоянные места для хранения и паркования автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов из расчета не менее 1,0 машино-места на одну квартиру (п. 11.33 СНиП 2.07.01-89).16:31 В соответствии с таблицей 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до жилых домов составляет от 10 до 50 метров, в зависимости от количества места на стоянке. При этом парковки, нарушающие норму о санитарном разрыве, могут признаваться гостевыми и не идут в зачет требований к количеству постоянных парковочных мест. Как и случилось в деле, рассмотренном в Ленинском суде. В итоге судья определила, что раз автостоянка, о которой идет речь – это гостевые парковочные места, то для них, как уже было сказано выше, санитарные разрывы не предусмотрены. И в удовлетворении иска отказала.
Что в итоге? Решение Ленинского суда, по сути, открыло «портал» для застройщиков (и особенно тех, кто занимается точечным строительством): теперь они будут «осваивать» земельный участок под домом с максимальной выгодой для себя – без санитарных разрывов. Однако, как подсказывают юристы, такое «странное» решение по парковочным местам в городе не первое. Еще в 2020 году судья Арбитражного суда Ульяновской области Семенова утвердила мировое соглашение застройщика («УльяновскЦентрГазСтрой») и администрации города по дому на земельном участке с кадастровым номером 73:24:040402:768 по адресу: г. Ульяновск, ул. Ипподромная, д. 13Д. По нему гостевые парковки расположилсь аж на соседнем участке. По обстоятельствам дела оба участка на момент строительства были у застройщика, и суд не рассмотрел что с ними будет после ввода домов в эксплуатацию, когда у каждого дома и участка буду разные владельцы, и они не обязаны исполнять мировое соглашение застройщика. Видимо, с тех пор администрация города решила, что если парковки назвать гостевыми, то можно сделать с ними что угодно. Алмаз Кучембаев с этим соглашается и поясняет: действительно гостевые парковки можно располагать под окнами и даже на соседних участках, если их собственник не против. Но ими нельзя зачесть необходимый для новых домов норматив по обязательным парковкам. То есть сколько бы застройщик не сделал гостевых, обязательных придется сделать сверх их количества: столько, сколько положено. Кстати В 2018 году в Апелляционной коллегии Верховного Суда рассмотрели дело, касающееся гостевых парковок. По СанПиН размещать во дворах домов гостевые стоянки можно, а другие нельзя. Истец заявил, что под видом гостевых на придомовой территории размещаются обычные автостоянки, при этом положенные расстояния до домов и детских площадок никто не соблюдает. В таких условиях нарушаются требования к качеству воздуха и уровню шума. Верховный Суд проверил эти положения и счел, что они законны. Градостроительный кодекс прямо предусматривает организацию автостоянок в жилых зонах. Запрет размещать во дворах автостоянки, кроме гостевых, направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. А использование таких автостоянок иным образом, в том числе, для постоянной парковки автомобилей жильцов, нарушает СанПиН. |
|