19 января Областная детская школа искусств получила знак «Бренд года-2015. Ульяновск» в номинации «Гармоничное развитие личности» по итогам Первого регионального конкурса.
Лидеры, прежде всего, – в сфере промышленности и услуг, определялись путем опросов. Горожане сочли, что знака «Брэнд года» из числа образовательных и культурных учреждений достойны только ОДШИ и Ленинский мемориал.
Впрочем, за последний год это не единственное знаковое событие в жизни Областной детской школы искусств. Из того, что первым бросилось в глаза, когда я отправилась на интервью с директором этой школы Юлиеи Гавриловой, – обновленный, сияющий свежей краской фасад учебного здания. Он преобразился до неузнаваемости, хотя еще недавно этот красивый дом, один из самых старинных в городе, имел непрезентабельный вид. Внутри школы работы еще продолжались. И, естественно, моим первым вопросом к Юлии Юрьевне был:
– Когда планируете завершить ремонт?
– Мы находимся в радостном ожидании его окончания. Буквально через несколько дней на втором этаже, где доделываются малярные и штукатурные работы, начнут учиться дети. В свое время мы сделали ремонт первого этажа с актовым залом. А в 2015 году взялись за фасад и второй этаж. Была установлена красивая входная дверь, соответствующая стилю старинного здания. Теперь мы будем воспитывать детей еще и эстетически – высокими потолками, красивыми интерьерами с лепниной, той же дверью. Родители и дети, при входе в школу, должны понимать, что попадают в особую атмосферу здания со столетней историей.
– Какова цена этой красоты и из какого источника она финансируется?
– Порядка семи миллионов рублей было выделено из областного бюджета. Огромнейшая благодарность за это губернатору Ульяновской области Сергею Морозову, председателю Законодательного Собрания Анатолию Бакаеву. Они – частые гости школы и уделяют большое внимание поддержке одаренных детей.
– Слышала, что в прошедшем году в жизни школы произошли другие важные события…
– Школе исполнилось 75 лет со дня основания. В 1940-м году она стала первой в Ульяновске и области музыкальной школой, от нее пошли все музыкальные школы региона. Свой юбилей весь 2015 год мы отмечали творческими мероприятиями областного значения. Точку, а вернее, восклицательный знак в завершении юбилейных событий 2 декабря поставили концерт и выставка в Большом зале Ленинского мемориала. Это было ответственно, мы переживали, хотя подготовка к этому торжеству шла весь учебный год. Публика принимала нас тепло, мы получили много поздравлений – и от выпускников школы, и от губернатора Сергея Морозова и от замечательного музыканта и дирижера Владимира Спивакова, других уважаемых нами людей.
Горжусь, что в 2015 году хореографический коллектив школы получил звание народного. Его руководитель Надежда Львова стремилась к этому не первый год. Неожиданным подарком для нас стала победа в федеральном этапе общероссийского конкурса «50 лучших школ искусств России», который проводит Министерство культуры РФ. В стране насчитывается более пяти тысяч ДШИ, и для нас большая честь войти в число лидеров. То есть весь прошлый год был для нас очень насыщенным. Но мы не собираемся снижать планку. Уже в январе провели фольклорный фестиваль «Васильев день». Творчеству дан новый старт!
– Вы занимаетесь с особой категорией детей, одаренных музыкальными и художественными талантами. Насколько сложно с ними работать?
– Сложностей с ними нет. Мы используем проверенные технологии и методы работы, которые были и 20, и 50, и сто лет назад. Трудно что-либо придумать лучше классической музыкальной школы. С детьми нам проще, чем с некоторыми родителями, не понимающими, что их ребенок талантлив и уникален, и что ему нужно готовиться поступать учиться не на юриста или экономиста, а, например, на музыканта. Хотя все же многие родители идут навстречу и дают возможность своим детям развиваться, заниматься сверх положенного, чтобы выступать на концертах и конкурсах. Вообще, мы довольны детьми, они радуют своими успехами, победами на конкурсах. Вот, например, недавно наше юное дарование, пианист Алеша Соколов, после жесткого отбора на общероссийском уровне, стал участником творческого лагеря в Сочи для одаренных детей «Талант и успех». От Ульяновской области туда ездили всего четыре ребенка. Три недели были насыщены мастер-классами профессоров из Москвы. Алеша вернулся домой в восторге, для него это скачок в профессиональном ориентировании.
– Чтобы взращивать таланты, педагог сам должен быть мастером высокого уровня, быть в курсе новых веяний в образовании. Есть ли у Ваших преподавателей возможности для профессионального роста?
– В течение каждого учебного года мы приглашаем для проведения мастер-классов, открытых уроков и семинаров специалистов из Центральной музыкальной школы Москвы, Казанской средней музыкальной школы и Казанской консерватории, Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. Несколько лет назад наша школа подключилась к всероссийской информационной системе «Музыка и культура». Это сотрудничество в плане освоения современных знаний. Наши педагоги учатся тому, как себя преподнести в интернет-пространстве, что можно извлечь полезного с помощью электронных ресурсов. Мы все это берем на вооружение. Не так давно, в прошлом сентябре, на конференции педагогических работников в рамках ежегодного международного культурного форума в Ульяновске, мы послушали выступление профессора теоретического отделения Казанской консерватории Елены Хадеевой. Она показала, какие интересные вещи можно делать с помощью Интернета на, казалось бы, скучных уроках музыкальной литературы. Такое вполне возможно и в нашей школе!
– Проблема с музыкальными инструментами в детских школ искусств – давняя и наболевшая. ОДШИ в прошлом году удалось значительно пополнить свой музыкальный арсенал. Каким образом?
– Министерство культуры РФ третий год подряд в рамках федеральной целевой программы «Культура России» позволяет нам делать это. Мы при подаче заявки второй год получаем финансовые средства на укрепление материальной базы. В декабре 2014 года привезли шикарный белый концертный рояль. В этом году купили еще рояль в класс фортепианного искусства. Приобрели гитары, скрипку, а для хореографического отделения для исполнения испанского танца
– кастаньеты. Самое главное – убедить Министерство, что эти инструменты не будут пылиться без дела, а дадут школе возможности для развития.
– Не все Ваши ученики станут профессиональными музыкантами, танцорами, художниками. Но если из тех, кто пойдет в другие профессии, вырастут люди, чувствующие и понимающие искусство, то есть надежда, что культура, та «тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом», по выражению Ницше, не исчезнет. Осознаете ли Вы эту свою миссию?
– Абсолютно! Мы растим не только профессионалов, но еще и будущие поколения слушателей симфонических концертов, зрителей театральных постановок, посетителей музеев и выставок. Вот пример из моей личной жизни. Моему сыну 19 лет. Как я его ни уговаривала, он не стал оканчивать музыкальную школу, но нашел себя в другом деле, учится в колледже. Мы с мужем приучили его ходить в театры, на концерты, выставки. Кто, как не мы, родители, будет прививать культуру своим детям? Но, к сожалению, некоторых родителей самих иногда приходится воспитывать, прививать элементарные правила поведения: что нужно снимать верхнюю одежду при входе в зрительный зал или не устраивать хождения во время того же концерта. В стенах нашей школы, считаю, мы сумели создать ту особую атмосферу, которая заставляет подтягиваться, становиться лучше. Нам, конечно, есть еще над чем работать, воспитывая детей гармоничными, интеллигентными, любящими искусство личностями…
Беседовала Ирина Морозова