На прошлой неделе в Ульяновске прошла громкая презентация проекта строительства нового авиазавода.

Выглядит проект пока странновато.

Возводить предприятие планируют в Заволжье, рядом с бывшим УАПК, ныне ЗАО «Авиастар-СП». На заводе будут собираться самолеты типа воздушного такси – «Eclipsе» одной из западных фирм. Это машина на четырех пассажиров. На презентации ее очень хвалили, заявив, что изделие перспективное и уже сейчас портфель заказов на него насчитывает несколько сот единиц.

С восторгом отозвались об «Eclipsе» глава области Сергей Морозов и приезжавший зачем-то в Ульяновск председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, которых с утра на этом такси покатали. Степашин сказал, что самолет легок в управлении и что его приход в Россию обусловлен требованиями эпохи, тягой людей к общению и проч.

Морозов же признался, что «если Законодательное Собрание проголосует», он готов поменять свой автомобиль на «Eclipsе». Среди плюсов проекта назвали новые рабочие места, которых, впрочем, негусто – до 200 человек на начальном этапе и до полутора тысяч в перспективе.

Презентация – мероприятие торжественное, и пресса старалась не задавать неудобных вопросов, в связи с чем эти вопросы остались за кадром. Первый из них – почему именно у нас? Второй – почему именно рядом с «Авиастаром-СП»? Инвестор рассматривал якобы три города – Самару, Саратов и Ульяновск. Более привлекательными сочли нас. За что – не разъяснялось, а ведь причины того, чтобы признать Самару, скажем, менее привлекательной, чем Ульяновск, должны быть весомыми.

За отсутствием информации выдвигаем версию: и в Самаре, и в Саратове есть авиастроительные производства. Гораздо более крупные, чем предполагаемая сборка «легковушек» «Eclipsе». Власти соседних регионов надеются, вероятно, возродить эти свои заводы и не видят смысла плодить для них у себя пусть и условных, но конкурентов.

Условных в смысле выпускаемого продукта и финансовых оборотов.

Но все-таки конкурентов, поскольку есть угроза перетока на новое предприятие части квалифицированных кадров. Сейчас такая угроза нависла над «Авиастаром». Не исключено, что обещание готовых специалистов и стало главным элементом «инвестиционной привлекательности» Ульяновска. Завод можно строить и в дальнем Засвияжье, где тоже проблемы с занятостью и тоже есть аэропорт с приличной взлетно-посадочной полосой. Но тогда фирме пришлось бы набрать персонал с улицы, обучить его, потратив деньги, и только после этого приступать к сборке «Eclipsе».

Сейчас же выпуск первой продукции обещают уже в следующем году, то есть расчет делается явно на кадры «Авиастара», что, вообще говоря, выглядит грубостью по отношению к нему. Профессионалы сегодня на вес золота, а «Авиастар» – одно из немногих предприятий региона, которое ведет целенаправленную их подготовку. Приглашает молодежь, создает для нее льготные условия, выплачивает в период обучения зарплату. Даже если «Eclipsе» потребуется всего тысяча человек, переманивать фирма будет, оголяя «Авиастар», лучших.

Вот в этом и странность презентованного проекта, демонстрирующего, пожалуй, не столько взлет нашего региона, сколько его дальнейшую деградацию. Подобное отношение к крупнейшему авиапредприятию страны, каковым является «Авиастар», свидетельствует о неспособности местных властей отстоять его интересы на федеральном уровне, о бессилии в деле лоббирования для него серьезных заказов и включения в масштабные республиканские программы. По большому счету, приглашение к нам «Eclipsе» – это всего лишь хорошая мина при не очень удачной, мягко говоря, игре, принижающая статус Ульяновска как города авиастроителей. Достаточно представить, сколько иностранных «стрекоз» вместит в свое чрево лайнер «АН-124-Руслан» или даже «ТУ-204», чтоб понять, до какой степени измельчала наша область.