Для Ульяновска снова разработают Комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) и программу развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), которые должны будут определить «правила игры» в сфере на 15 лет. В частности, они станут базой для изменения маршрутов и графика движения общественного транспорта, а также послужат основой для введения в областном центре платных парковок.
Конкурс на разработку документов объявляли дважды. Первый раз – в конце сентября. Однако тогда во время подачи заявок в городское Управление дорожного хозяйства и транспорта поступил запрос: окажут ли вносимые изменения в Генеральный план муниципального образования «город Ульяновск» влияние на сроки выполнения КСОДД и ПКРТИ. В связи с этим было принято решения об отмене конкурса для разрешения данного вопроса.
Вторую попытку сделали в середине декабря. Подрядчика должны будут определить 21 января. Начальная цена контракта составила 16,568 млн. рублей, из которых 9,9 млн выделяют на разработку схемы организации дорожного движения в Ульяновске, а 6,65 млн – на программу комплексного развития транспортной инфраструктуры.
– КСОДД разрабатываются для формирования комплексных решений об организации дорожного движения. ПКРТИ устанавливает перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, включая те, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития. Это документ территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, – пояснили в Управлении дорожного хозяйства и транспорта.
В ТЗ к госконтракту прописано прогнозирование развития системы пассажирского транспорта общего пользования Ульяновска на перспективу до 2039 года. Специалисты должны будут:
- Оценить спрос горожан на поездки транспортом общего пользования.
- Дать прогноз, как изменится распределение спроса между пассажирским транспортом общего пользования и индивидуальным транспортом.
- Провести анализ возможности и целесообразности расширения территории обслуживания города Ульяновска городским наземным электрическим транспортом.
- Проанализировать, как повлияет ввод в эксплуатацию зоны платной парковки в Ульяновске на показатели работы транспортной системы.
- Разработать микромодели пяти ключевых транспортных узлов на территории Ульяновска.
- Представить не менее двух вариантов оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта.
Чтобы выполнить работу, подрядчику придется провести весной сплошное обследование пассажиропотока внутри подвижного состава (в течении всего рабочего времени, с первого и до последнего рейса), замерить интенсивность потоков (при этом город допускает использование части точек, на которых ранее уже проводились замеры в рамках других госконтрактов). Также предусмотрено проведение социологического опроса горожан, в котором должны будут принять участие не менее трех тысяч человек.
В итоге исполнитель довольно оперативно – до 1 октября 2025 года – должен будет разработать:
- Проект расписания движения пассажирского транспорта общего пользования по каждому маршруту оптимизированной маршрутной сети (будние, выходные и праздничные дни);
- Проект реестра маршрутов пассажирского транспорта общего пользования оптимизированной маршрутной сети с учетом требований Федерального закона 220-ФЗ.
Руководитель МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Играмудин Эмиров рассказал, что транспортники ждут это исследование: маршрутная схема в Ульяновске сложилась исторически, но нужно оценить ее эффективность, чтобы понять, что имено нужно поменять.
– К примеру, говорят о том, что нужно пустить больше общественного транспорта по Президентскому мосту. Но там получается очень большой перепробег, поэтому эффективность таких маршрутов под вопросом. Пока мы что-то меняем в рамках рабочих вопросов – например, продлеваем маршруты там, где построены новые дороги. Но все это лишь точечные изменения, – пояснил Эмиров.
Председатель президиума общественной организации «Транспортный экспертный совет» Виктор Сидоренко напомнил, что это будет пятая попытка разработать и внедрить в Ульяновске новую транспортную схему, на которую «в прежние годы была потрачена уйма денег»:
– В этих «исканиях» нет ни какого смысла. В прошлых транспортных схемах нет ни одного предметного, реального этапа. В последние годы активно меняются два фактора, влияющие на транспортную систему. Первый – жилищное строительство: новые микрорайоны и кварталы с высокой плотностью населения, которые являются большими посадочными площадкам и изменяют общие пассажиропотоки. И второй – активизация работы предприятий ОПК, которых в Ульяновске много: они увеличивают штат сотрудников, которые тоже пользуются общественным транспором. Исходя из этого, нужно продлевать действующие маршруты и увеличивать провозную мощность. В отдельных случаях утверждать новые маршруты. Но это текущая, тактическая работа – точечная или кластерная. Для этого существует Управление дорожного хозяйства и транспорта в мэрии.
По его словам, даже если будут приняты новые схемы, коммерческий транспорт не возьмет на себя риски по приобретению транспорта, созданию новых рабочих мест.
– А экономика общественного транспорта Ульяновска ущербна. Три года назад произошел постепенный исход из этого бизнеса. В среде предпринимателей идет активный поиск выгодной диверсификации. На фоне высоких ставок заемных средств, инфляции, ограничений на рынке труда, снижения покупательской способности пользователей услуг по перевозке – пассажиров, необеспеченные планы по разработке новых транспортных средств – это обычные манипуляции для отвлечения внимания от текущих проблем, – считает Сидоренко.
Улпресса ранее писала о проекте транспортной схемы для Ульяновска, которую в конце 2017 года разработал ГУП «МосгортрансНИИпроект». На это тогда потратили 34,7 млн рублей. Ульяновск стал вторым после Москвы, для которого НИИ реализовал подобный проект – по личной договоренности Сергея Морозова и Сергея Собянина.
«Транспортный альянс» тогда распространил свое заявление, в котором назвал формирование новой транспортной схемы Ульяновска «тупиком» и высказал мнение, что никаких улучшений она не даст. Перейти на нее город планировал за три года, но так и не сложилось.
Транспортную реформу затеяли и на областном уровне. В Ульяновской области разработают региональные комплексный план и стандарт транспортного обслуживания. Как пояснили в Минтрансе, с прошлого года федералы сделали эти документы обязательными:
– Региональный стандарт транспортного обслуживания населения устанавливает перечень и целевые значения показателей, характеризующих доступность, безопасность и комфортность для жителей Ульяновской области регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом во взаимосвязи с иными видами транспорта общего пользования (железнодорожный, воздушный, водный) на пять лет. На его основе формируется региональный комплексный план, в который включаются мероприятия, их финансирование и сроки исполнения, обеспечивающие достижение целевых значений показателей стандарта.
Для разработки документов ульяновское министерство привлекло Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса РФ. Их утверждение запланировано на август 2025 года, а внедрение нормативов стандарта и их исполнение будет происходить до 2030-го.
Что это, по данным областного Минтранса, даст региону?
- Возможность принять участие в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни» для обновления парка общественного пассажирского транспорта. Это обязательное требование при подаче заявок от регионов.
- Обоснование замещения автобусов малого класса на магистральных маршрутах города средним и большим классом (сейчас в регионе курсирует более 400 автобусов малого класса).
- Формирование эффективной маршрутной сети, расписания движения общественного транспорта, гарантирующего бесперебойную перевозку граждан, в том числе в вечернее время.
- Обеспечение обновления подвижного состава, обоснование необходимых объёмов транспортной работы перевозчиков,
- Определение количества и класса подвижного состава парка Ульяновской области на маршрутной сети.
- А также – внимание – формирование параметров новой транспортной системы региона и целевой маршрутной сети Ульяновска.
Как бы не получилось так, что на городском и областном уровне проделают двойную работу.