В начале недели из фольклороно-этнографической экспедиции вернулись студенты и аспиранты кафедры литературы Ульяновского педагогического университета. В течение двух недель они изучали традицию села Сара, что в Сурском районе.
Участникам экспедиции удалось собрать множество интересных текстов разнообразных фольклорных жанров: свадебный и похоронный обряды, рассказы о нечистой силе (былички), старинные песни, частушки, сны, особенно про встречи с умершими, игры и даже сказки. Совместно с ульяновскими собирателями устного народного творчества в Саре работали и московские этнографы и! Российской академии наук. Сотрудничество уль-яновцев и москвичей длится уже несколько лет и в итоге должно привести к созданию этнолингвистического словаря, посвященного традиционной культуре русских, проживающих в Присурье.
Много интересного обнаружилось в традициях Сары, особенно в похоронном обряде. В этом селе при переносе покойника принято, например, выбрасывать из машины елки – чтобы умерший «домой не вернулся». Есть обычай умирать не в кровати, а на полу, при этом раздеваются донага. Одна женщина рассказала такое: собралась она на тот свет, разделась, легла на пол. Вдруг к ней в открытое окно залетело нечто круглое, излучающее зеленый свет. Это нечто упало ей на грудь, затем исчезло. На следующий день ей полегчало. Судя по рассказам местных, активность инопланетян в
Саре вообще очень высокая. Впрочем, повествования о них – это тоже фольклорный жанр.
А на поминках в Саре принято есть особое блюдо – «холодное». Оно готовится из огурцов, колбасы, помидоров, консервов, кваса, с неоднократной установкой всего этого на огонь. Тем не менее, сведений о том, что кто-то из сарцев после употребления «холодного» страдал расстройством желудка, не зафиксировано. Умирает в Саре, как и в любом селе Ульяновской области, куда больше народа, чем рождается. Конечно, это происходит не от хорошей жизни. Взять хоть такой факт: перекупщики берут у местного населения молоко по цене 5 рублей за литр. А такая же бутылка минеральной воды стоит около 13 рублей. Лучше бы коровы, как говорил герой мультфильма, минералку давали…
Фольклористам удалось провести реконструкцию уникального обряда – «похороны шута». Помогла в этом местная жительница Анна Александровна Локтева. Она вспомнила, как в детстве они летом наряжали куклу, сделанную из ржи, а затем другую – из пшеницы. Ее клали на носилки из палок, украшали цветами. А затем с приговорками сплавляли по Суре. Начало такой приговорки Анна Александровна вспомнила:
Шутушка, человек-то
был какой! И с руками, и с ногами, И с пшеничной головой!
По словам руководителя экспедиции, доцента кафедры литературы УлГПУ Михаила Матлина, возможно, сарский «шут» – это следы древнейшего языческого жертвоприношения, а возможно, эта ритуальная кукла как антропоморфное божество была связана с природным циклом, как Масленица или Ярила. Да, в 20 веке ритуал утратил свою серьезность, «шута» стали хоронить дети, но истоки этого действа, несомненно, уходят в глубокую древность, ведь у многих индоевропейских народов когда-то было принято не закапывать умерших в землю, а сплавлять их по реке на плотах.
Особого внимания заслуживает личность местной ясновидящей, ныне покойной, Натальи Николаевны Кузнецовой. В Саре ее называют не иначе, как «няня Наташа». Во время войны к ней ходили женщины узнавать судьбу своих мужей. Она лечила болезни, причем хворый обязательно должен быть «с верой». Как рассказывают, пришли к ней две женщины, у них были бутылки с водой. У той, что была «с верой», вода прямо в руках закипела. Няня Наташа и по сей день является людям в снах. И сегодня они ходят на ее могилу исцеляться. А настоящие чудеса продолжают происходить и после ее смерти. Однажды женщине приснилась няня Наташа, которой она призналась, что очень бедна и что у нее даже платка нет. Няня Наташа попросила прийти к ней на могилку. И точно: на следующий день женщина обнаружила на месте захоронения платок.
Могила няни Наташи наряду со знаменитой Николиной горой в Сурском сегодня считается святым и почитаемым местом для православных верующих.