Гость мартовского номера – директор ОШБ УлГТУ, ректор Учебного Центра «Симбирск-ЛИНК» Татьяна Люлькина.

Татьяна Владимировна Люлькина родилась в Иркутске. Окончила Иркутский политехнический институт, аспирантуру Института металлургии Академии наук (Москва). Кандидат технических наук, имеет диплом по менеджменту Открытого Университета Великобритании.

Директор Открытой Школы Бизнеса УлГТУ, ректор Учебного Центра «Симбирск-ЛИНК».

Член Совета Российской Ассоциации бизнес-образования.

Член-основатель Ротари Клуба Ульяновск

Председатель Ульяновского регионального отделения Вольного экономического общества России.

Имеет двух сыновей.

– Татьяна Владимировна, минуло пять лет с тех пор, как вы давали интервью нашему журналу в рубрике «Гость номера». Какие главные изменения произошли с вами за эту «пятилетку»?

– Мы отпраздновали 15-летие Открытой школы бизнеса в 2008 году, сейчас готовимся к празднованию десятилетия «Симбирск-ЛИНК». Стабильность – хороший показатель во времена быстрых перемен. Время стало более насыщенным событиями.

За прошедшие пять лет мы провели три международных конференции «Корпоративное управление: проблемы и практика». Мне, как инициатору этих мероприятий, приятно, что они стали традиционными.

С 2008 года я возглавила Ульяновское региональное отделение Вольного экономического общества России. Это организация с 245-летней историей, созданная по указу Екатерины II и с тех пор объединяющая людей, которые переживают за судьбы России, генерируют новые идеи, выступают экспертами на государственном уровне. Именно Вольное экономическое общество сегодня определяет лучших менеджеров страны, в том числе, в государственном и муниципальном управлении. Наше отделение при поддержке Правительства области провело несколько таких конкурсов на региональном уровне. За два последних года трое ульяновских менеджеров одержали победу во всероссийском конкурсе «Менеджер года».

В номинации «Лучшая защита диплома МВА» среди 72 дипломников из разных городов России победил Александр Сикачина, выполнявший работу под моим научным руководством. Я этим очень горжусь.

Среди личных перемен: мой младший сын женился, и скоро я стану бабушкой. Жду с нетерпением этого большого события!

– А какие перемены, на ваш взгляд, произошли за годы кризиса в бизнес-образовании?

– Раньше многие компании управлялись «на автопилоте». Теперь, чтобы выжить, требуется перейти на ручное управление, а для этого нужны другие навыки и обучение. Поэтому спрос на бизнес-образование существует.

Мы начали предлагать модули программы МВА Открытого Университета Великобритании в нашем регионе с 1994 года. За это время многое изменилось. Сегодня организации серьезно сократили бюджеты на подготовку кадров, и люди, чтобы повысить уверенность в своем будущем, стали вкладывать в бизнес-образование собственные средства.

Еще один тренд – прошла первая эйфория от трех букв МВА и у слушателей, и у работодателей. Сегодня люди относятся к этим программам более критично, более требовательно. Особенно когда вкладывают собственные деньги. Большое внимание уделяется индивидуализации образования. Программы должны предлагаться в нужное время в нужном месте и строиться по принципу конструктора LEGO под нужды конкретной организации.

Мы создаем свои программы под спрос (Production on Demand). И каждый у нас может найти, то, что ему нужно. Те, кто приходит к нам сейчас, настроены серьезно. Изучают все возможные предложения, прежде чем выбрать программу. Они хотят получить немедленную отдачу, знания, которые можно практически применять уже во время учебы. Мне с такими людьми работать интересно.

– Почему в качестве курсов, которые вы преподаете лично, значится «Стратегии маркетинга в сложном окружении»?

– Сейчас трудно предсказать, что будет завтра лично с тобой, с организацией, с городом, со страной. Стратегическое мышление тем и отличается от обычного, что позволяет предвидеть многовариантность будущего. Курс «Стратегии маркетинга в сложном окружении» о том, как управлять на грани хаоса, как строить долгосрочные взаимоотношения с ключевыми клиентами, как формировать и поддерживать бренды, как конкурировать в глобальном мире. Мне это кажется важным, и поэтому такой курс в моем портфеле услуг.

– На своих занятиях приводите слушателям личные примеры?

– Чаще всего я привожу примеры своих неудач. Ведь если я не признаю ошибки, разве мои слушатели сделают это? А мне очень важно, чтобы они совершенствовались, нашли в себе слабые стороны и начали над ними работать. Упасть в бизнесе может каждый. Но надо найти в себе силы подняться. Иначе ты не бизнесмен, меняй профессию. Когда руководитель в начале обучения говорит: «У меня проблемы», я отвечаю: «Поздравляю! Вы в хорошей компании! Вы среди живых! Нет проблем только у мертвых».

И меня обнадеживает то, что слушатели пишут после окончания первого модуля: «Самое главное, что я вынес – это то, что не стыдно совершать ошибки, стыдно не признать эту ошибку, не работать над ее исправлением».

– Один из секретов популярности Открытой школы бизнеса в Ульяновске – яркая личность ее руководителя, люди идут «на Люлькину». А когда вы осознали, что ваше имя стало брендом?

-Успешный бренд – это, по определению Чернатони, опознаваемый товар, услуга или личность, существующие за счет того, что покупатель оценивает его добавленную ценность как наиболее полно, уникально и стабильно соответствующую своим потребностям. Бренд – это то, что существует в сознании потребителя. Сегодня потребитель разборчив и опытен, а продукты и услуги – все более стандартны. В том числе, и программы МВА. Иногда бренд – это единственный источник различий.

Бренд так же, как и репутация, создается годами. Я уже давно не читаю лекции по металловедению, но иногда приходят мои повзрослевшие бывшие студенты и заявляют: «Татьяна Владимировна, я у вас учился металловедению. Если вы и маркетинг так же преподаете, то я буду у вас учиться!». Бренд недостаточно сформировать, его необходимо поддерживать. Каким образом? Относиться к своей работе с полной отдачей, не халтурить. Потерять бренд и репутацию можно за одно мгновение. Никто от этого не застрахован.

– Насколько востребована в Ульяновске услуга «два в одном»: обучение плюс консалтинг?

– Очень востребована! Люди, которых устраивают наши преподаватели, наше обучение, устраиваю я, хотят продолжить с нами общение. Руководители приходят к нам со своими проблемами, присылают учиться своих подчиненных, заказывают специально под них построенные корпоративные программы. В стратегическом маркетинге это называется «построение взаимоотношений с клиентом». В качестве примеров для обучения мы берем ситуацию, сложившуюся в конкретной организации, вместе ее разбираем. Получается гармоничное соединение консалтинга и обучения.

– Вы – ярый адепт принципа life-long learning («обучение через всю жизнь»). Сейчас осваиваете Программу МВА на английском языке. Зачем вам это?

– А это мой вызов себе и тем, кто рассказывает, как он загружен, что ему не до учебы, что надо хотя бы с проблемами на работе разобраться. Тем, кому я напоминаю сказку про Винни Пуха, которого хозяин – Кристофер Робин каждый день, выходя на прогулку, тащит за ногу. Мишка бьется о ступеньки головой: бум-бум-бум. Иногда он задумывается: может быть, есть другой способ спускаться с лестницы? Если бы он только мог перестать бумкать… Я хочу регулярно переосмысливать то, чем я занимаюсь. Если есть новые способы ведения бизнеса, то я хочу их знать и владеть ими.

– Какие главные черты своего характера вы видите в своих сыновьях?

– Коммуникабельность, чувство юмора, теплое открытое отношение к людям. Умение дружить. Я очень ценю в своих детях то, что у них много друзей, что они притягивают к себе людей. Надеюсь, что это от меня.

– Ваши соратники по Ротари Клубу с восхищением рассказывали, как в канун новогодних праздников вы лихо общались с посетителями супермаркета, призывая не оставаться равнодушными к судьбам сирот, дарить им персонализированные подарки. Что вас подвигло на этот шаг?

– Мы четвертый год проводим эти акции, и поначалу у меня были сомнения – я думала, что буду раздражать людей своими просьбами в супермаркете. Но когда увидела, как подростки с удовольствием покупают в подарок детям шоколадки, как обеспеченные, известные люди откликаются на наши просьбы, как бабушки-пенсионерки пишут незнакомым сиротам на открытках «Сынок…» Просто душа приросла после этого! Я уверена, что в этом мире мы все взаимосвязаны. Нельзя безнаказанно всегда тянуть одеяло только на себя.

– Вы одна из самых стильных женщин-руководителей Ульяновска. В создании своего внешнего облика вы ориентируетесь на бренды или же больше склоняетесь к принципу «бережливого потребления»?

– У меня другие принципы. Первый – «Как хочется жизни при жизни» и второй – «Не откладывай на завтра то, что можно истратить сегодня». Я тяжело зарабатываю деньги, но расстаюсь с ними легко. Люблю, когда меня обслуживают персонально, проявляют ко мне индивидуальный подход. То же самое стараюсь предложить и своим клиентам.

Бренды я выбираю, когда речь идет о духах и косметике. Что касается духов, мне нравится «Idylle» от Guerlain и «The one» от Dolce & Gabana. Из декоративной косметики чаще всего выбираю Guerlain. А вот одежду мне шьет портниха в Москве. С ней мне повезло: она меня чувствует, знает то, что мне надо. Я получаю индивидуальный подход и собственный стиль.

– Первый раз вижу в кабинете ульяновского руководителя камин…

– У меня и дома камин, правда, электрический. Источник огня меня успокаивает, дарит уют, комфорт. Я занималась металловедением, сейчас – бизнесом, в характере у меня много мужских черт, и мне хочется напомнить себе о том, что я в первую очередь женщина, а уж потом «солдат научно-технической революции» (смеется). Например, я украсила свой кабинет цветущей орхидеей. На эти цветы я обратила внимание в Сингапуре, в офисе INSEAD, одной из лучших бизнес-школ в мире. Мне показалось, что орхидеи вполне соответствуют духу учебного заведения – элегантные, строгие. И с ними мой кабинет стал более «женственным».

– Красивые, успешные люди в России нередко становятся предметом зависти менее удачливых соотечественников. Приходилось ли сталкиваться с ревностью к вашему успеху, и как вы на это обычно реагируете?

– Говорят, что зависть – это невольная дань уважения, которую ничтожество платит достоинству. Именно так я к завистникам и отношусь. Те, кто завидует, видят лишь внешнюю сторону успеха, не зная, каким трудом он достается. Вообще, зависть – это страшное чувство, оно, прежде всего, вредит тому, кто его испытывает, оно сжигает изнутри. Однажды во время ночной рыбалки в Индийском океане я – новичок в рыбалке! – поймала гигантского морского окуня, им потом накормили всех, кто был с нами в лодке. Так один мужчина просто извелся из-за этого, его отдых и отдых его жены был испорчен. Он каждую ночь ездил на рыбалку в надежде поймать такую же рыбу…

У меня есть много плохих качеств, с которыми я хотела бы бороться, например, лень, но вот чего нет, так это зависти. Мне очень повезло – я умею искренне радоваться чужим успехам!

– А у вас никогда не возникало желания сбежать от проблем на морское побережье, в ту же Индию? Эта страна стала приютом для многих российских дауншифтеров – людей, которые осознанно отказались от работы и карьеры, от суеты мегаполиса и социальных привилегий.

– Когда на Мальдивах я кормила с руки акул и скатов, когда вокруг никого не было – только море, песок и солнце, у меня появилось ощущение, что я в раю. Тогда я поняла, что отдыхать мне надо именно так: в полном уединении и без суеты. Но больше двух недель не выдержала бы: я человек общительный, мне нравится общение со студентами, нравится зажигать огонь в их глазах и умах. Я живу тем, что делюсь своей энергией. И вокруг меня столько замечательных людей, они стремятся к самосовершенствованию и готовы отвечать на вызовы судьбы. За это я обожаю свою работу.

Татьяна Задорожняя