Нет, зря, наверное, говорят, что ничто не вечно под Луною. Все-таки есть вещи вечные, непреходящие. И не только совесть там, скажем, или честь (все реже, кстати, встречающиеся сегодня), но и нечто такое, от чего мы и сами рады бы избавиться, но, увы, не можем…
Например, дураки. Но говорить о них мы сегодня не будем, и вспомнил я о них только потому, что стоят они первыми в перечне извечных российских бед. Мы поговорим о номере два в этом перечне. Поняли, о чем? Правильно. О дорогах.
Но не о дорогах вообще, а о тех, что мы видим и пробуем, так сказать, на ногу или на колесо каждый божий день – о наших городских дорогах.
Начатая в прошлом году бодрая кампания по ремонту городских улиц закончилась бесславно, без фанфарного грома – сошел по весне снег, а с ним – и асфальт, уложенный в рамках той кампании. Нет, я не собираюсь кого-то винить в том, что так случилось, поскольку почти убежден, что иначе случиться и не могло: наши чиновники и дорожники торопились скорее не дороги отремонтировать, а выделенные на это немалые средства из федерального бюджета освоить. Что им и удалось блестяще – за что ж винить-то?
В этом году шумихи уже нет. Нет катков с лейблами ехавшей на них навстречу выборам партии, нет рабочих в купленных ими в патриотическом порыве спецовках с теми же лейблами, нет постоянного контроля и еженедельных итогов – ничего почти нет. А дороги есть. Разбитые. Ухабистые. Опасные…
…Эта неширокая вспомогательная (но от этого не менее нужная) дорога, пролегающая вдоль одной из самых оживленных городских магистралей – улицы Минаева – больше напоминает разбитый вдрызг тракторами и распутицей проселок, чем проезжую часть в центре города. Сколько охов, кряков и слов «душевных» слышали ее ухабы от горемычных водителей, вынужденных здесь ездить, слышали ее ухабы и рытвины, сколько подвесок и шаровых опор нашли на них конец свой! А сколько нареканий и жалоб, просьб и требований о ремонте дороги несется в различные инстанции от жителей домов, вдоль этой горе-дороги стоящих! Уйма. Но…
Но о дороге вроде как и забыли все. Решили, видимо, что ремонта основной проезжей части для улицы Минаева достаточно. И жалобы жителей улицы стекаются и копятся в приемной депутата городской думы Геннадия Бударина – люди в первую очередь идут со своими бедами к тому, на кого надеются – к депутату. Только вот помочь он им, увы, не может – средств, выделяемых ему из бюджета на ремонтные нужды, на ремонт (даже ямочный) не хватит. А и хватило бы, так тратить их на эту дорогу ему нельзя – статья расхода не та. Была бы дорога внутриквартальной или придомовой, тогда с него еще можно было бы спрос учинить, но злополучная дорога под названные категории не попадает. И рад бы помочь Бударин со своими помощниками, да не в силах.
– Как это не в силах! – возмутится иной читатель. – Он же депутат, он же – власть!..
Власть. Но власть не исполнительная, в руках которой и деньги, и ресурсы, и техника, и люди. И, оказавшись вне стен Думы, практически любой депутат, независимо от партийной принадлежности и внутридумского статуса, превращается в обычного гражданина-просителя. С той лишь разницей, что его просьбы называются запросами и оформляются на специальных бланках. Но на этом разница и кончается, поскольку его величество чиновник реагирует на эти запросы стандартно – отписками и обещаниями.
Это непорядок, скажете вы? Соглашусь и добавлю: это безобразие. Но это безобразие – увы, реальность наша. Горькая, но реальность.
Можно ли ее изменить? Наверное, можно. Как? Не знаю. И потому не знаю, что сказать тем, кто каждый день лязгает зубами на ухабах и спотыкается на бесчисленных рытвинах и кочках на одной из самых современных центральных улиц города, кто обивает пороги чиновничьих кабинетов в надежде быть услышанными.
Может быть, чиновники это знают?
Александр СЕМЕНОВ
Вместо постскриптума. Сообщение в тему: в эти дни в Ульяновске проходит «прямая линия» на тему благоустройства дорог. Горожане могут внести свои предложения и замечания по вопросу ремонта городских магистралей. Звонки принимаются по телефону 41-74-02.